Двигатели этого типа (рис. 10) предназначены для продолжительной работы и используются на АЭС в качестве привода ряда насосов. Они выполнены с замкнутой системой вентиляции, на щитовых подшипниках качения, имеют два рабочих конца вала, один из которых закрыт кожухом.
Корпус статора сварной неразъемный в виде стального цилиндра, на торцах которого установлены подшиппиковые щиты. По бокам корпуса имеются три проема с фланцами, к которым крепятся коробки выводов обмотки для подсоединения питающего кабеля, «нулевого» соединения обмотки статора и клеммная коробка датчиков термоконтроля. На корпусе предусмотрены два рыма, за которые можно стропить статор и двигатель в собранном виде, и заземляющие болты.
Допускается распушовка зубцовой зоны сердечника не более 4 мм.
Электродвигатель 2АЗМ-500
Рис. 10. Электродвигатель 2АЗМ-500/6000, 2АЗМ-800/6000.
1— втулка; 2— вал ротора; 3— шариковый подшипник; 4, 7 — наружные и внутренние уплотнения; 5 — роликовый подшипник; 6 — подшипниковый щи г; 8 —сердечник ротора; 9 — корпус статора; 10 — сердечник статора; 11 — воздухоохладитель; 12 — коробка выводом датчиков термоконтроля; 13 — пресс-масленка; 14 — наружное лабиринтное уплотнение; 15 — кожух: 16 —  съемная коробка для отработанной смазки; 17 — воздухонаправляющнй щит; 18 — заземляющий зажим, 19— коробка выводов нулевого соединения: 20 — изолятор; 21 — коробка выводов: 22. 23 — наружный и внутренний заземляющие зажимы; 24 — резиновое кольцо; 25 — уплотняющий фланец; 26 — уплотняющие шайбы; 27 — фильтр.
Изоляция обмотки статора выполнена из стеклослюдинитовой ленты на термореактивных связующих. По нагревостойкости она не ниже класса В по ГОСТ 8865-70. Выводные концы катушек прибандажированы к лобовой части стеклочулком АЭС Ч (б) 3,5.
Лобовые части обмотки охватываются бандажными кольцами, опирающимися на кронштейны.
Статор пропитывается эпоксидным компаундом и запекается, в результате чего обмотка и сердечник статора становятся монолитом.
Ротор состоит из сердечника с обмоткой, насаженного на вал. Сердечник набран из листов электротехнической стали. Короткозамкнутая обмотка ротора выполняется для двигателей 2АЗМ-500 из алюминия и отливается вместе с короткозамыкающими кольцами; для двигателей 2АЗМ-800 — из профильных медных стержней, которые впаяны в бронзовые короткозамыкающне кольца.

Подшипники.

Радиальные нагрузки воспринимаются с обеих сторон двигателя радиальными роликовыми подшипниками типа 7632317 К1 (ГОСТ 8328-75). В осевом направлении ротор фиксируется одним радиальным шариковым подшипником типа 86317. Для подшипников заводом-изготовителем рекомендуется консистентная смазка ЭШ-176, а па АЭС находят применение смазки ЦИАТИМ-201 и УТВ1-13.
Подшипниковые щиты жесткие, стальные сварные неразъемные со втулками для установки подшипников качения. В щитах имеются окна для прохождения охлаждающего воздуха.
Подшипниковые камеры имеют пресс-масленки, через которые можно пополнять смазку без разборки и остановки двигателя. Вытекание смазки из подшипниковых узлов предотвращается лабиринтными уплотнениями. Отработанная смазка, поступающая в съемные коробки, периодически удаляется из них в процессе технического обслуживания электродвигателя.
На кожухах, расположенных на торцах подшипниковых щитов, установлены воздушные фильтры.

Вводное устройство.

Коробка выводов рассчитана на подсоединение трехжильного кабеля (медного или алюминиевого) сечением до 150 мм2 с «сухой» разделкой или с концевой муфтой, заливаемой кабельной массой. Ввод кабеля в вводное устройство уплотняется специальным фланцем, обеспечивающим плотность для силовых кабелей наружным диаметром 24—44 мм. Выводные концы обмотки статора и жилы питающего кабеля соединяются на опорных изоляторах высокого напряжения.
Коробка выводов снабжена двумя заземляющими зажимами. Один из них, расположенный внутри коробки, предназначен для присоединения оболочки кабеля питающей сети, а другой, наружный, служит для присоединения перемычки от брони кабеля. Питающий кабель может быть присоединен к любой коробке выводов, тогда «нулевое» соединение обмотки статора должно быть выполнено в коробке, находящейся па противоположной стороне двигателя.

Система охлаждения.

Система вентиляции двигателей — аксиально-радиальная. Схема прохождения воздуха через зоны нагрева и охладителей показана на рис. 11.
Воздух, забираемый вентиляторами из камер подшипниковых щитов, подается в камеры лобовых частей обмотки статора, после чего разветвляется на два потока. Первый из них направляется по аксиальным каналам статора (у двигателей 2АЗМ-800) или по кольцевому каналу между корпусом и сердечником статора (в двигателях 2АЗМ-500), второй — по надпазовым каналам статора, охлаждая по пути и ротор. Оба потока воздуха соединяются в радиальных каналах статора и выходят на периферию его сердечника, нагреваясь от него.
Схема вентиляции электродвигателей 2АЗМ1-500 и 2ЛЗМ1-800
Рис. 11. Схема вентиляции электродвигателей 2АЗМ1-500 и 2ЛЗМ1-800.
Нагретый воздух поступает к четырем воздухоохладителям, по трубкам которых циркулирует охлаждающая вода. Пройдя воздухоохладители, через камеры подшипниковых щитов охлажденный воздух поступает на всос вентиляторов.
В конструкции воздухоохладителей имеются резиновые соединительные трубки, которые но мере старения резины дают течь и их приходится заменять при каждом капитальном ремонте, а иногда и чаще.