БАРАНОВСКИЙ А. И., канд. эконом, наук. Госкомитет СССР по труду и социальным вопросам
Формирование хозяйственного механизма управления электроэнергетическим производством осуществляется в рамках общей концепции развития социалистических хозрасчетных отношений, складывающихся в нашей стране. Как известно, результативность проводимой экономической реформы имеет противоречивый характер. Более того, в последнее время усилились инфляционные процессы, обусловленные в значительной мере увеличивающимся разрывом между натуральным содержанием и стоимостной формой конечного продукта, ростом нетрудовых доходов и нарастанием дефицита.

По стране в целом за 10 мес 1989 г. денежные доходы населения увеличились почти на 13%, что в 1,4 раза опережает темпы прироста потребительских расходов. Допущено существенное отставание фактически полученных результатов развития народного хозяйства от плановых величин: прирост объема производства промышленной продукции составил 2,3 % вместо намечаемых 3,0 %. товаров народного производства — 5,8 % против 10 %, производительности общественного труда — 2,4 % вместо 4,5 %. Продолжается отставание в выполнении плановых заданий по вводу в эксплуатации объектов социальной сферы. Впервые в текущей пятилетке сложилась реальная угроза для невыполнения жилищной программы. По предварительным оценкам план 1989 г. по сдаче жилья в эксплуатацию будет выполнен только на 96 %.
Анализ причин показывает, что подобная ситуация является в определенной мере следствием, в большей своей части неожиданным, происходящих в стране процессов демократизации управления и экономической реформы. Курс на расширение самостоятельности и прав трудовых коллективов, резкое сокращение доли государственного заказа в общем объеме выпускаемой продукции, увеличение области применения договорных цен при отсутствии эффективной системы государственного регулирования экономики и резком сокращении контрольных функций за производственно-финансовой деятельностью основных производственных звеньев воспринят многими предприятиями как вседозволенность, возможность удовлетворения собственных коллективных интересов в ущерб устойчивости народнохозяйственных связей и рынку потребительских товаров. Отсюда значительное ухудшение государственной дисциплины поставок продукции по договорным обязательствам, вымывание дешевого ассортимента, снятие с производства так называемой невыгодной продукции. Большие потери рабочего времени имеют место в связи с забастовочным движением и межнациональными рознями.
Электроэнергетика — одна из отраслей промышленности, которая в области основной деятельности работает достаточно стабильно, обеспечивая надежное снабжение потребителей электрической и тепловой энергией. Поддерживается стандартная частота электрического тока.
Устойчивые, результаты работы энергетических объединений и предприятий во многом определяются налаженностью договорных связей по поставкам топлива, сравнительно достаточным выделением материально-технических ресурсов для ремонтно-эксплуатационных нужд, высоким уровнем организации энергетического производства и трудовой дисциплины. В этих условиях более полно проявляются экономические формы и методы управления деятельности трудовых коллективов, ориентирующие прежде всего на обеспечение надежности и качества энергоснабжения, повышение эффективности использования основного энергетического оборудования и живого труда.
Итоги деятельности электроэнергетики в сравнении с результатами работы страны в целом подтверждают справедливость тезиса о том, что управление должно иметь комплексный, системный характер. Высокий уровень организации оперативного управления, производственной и трудовой дисциплины, устойчивости хозяйственных связей между партнерами является той благодатной почвой, которая в сочетании с экономическими методами позволяет получать желаемые результаты.
Экономическая реформа осуществляется в условиях действующего
производства и сложившихся производственно-хозяйственных отношений, которые характеризуются очень большой степенью кооперирования. Проявляющийся групповой или коллективный эгоизм, как правило, разрушает устойчивость кооперированных поставок, а это приводит к серьезным отрицательным последствиям.
Для обеспечения стабильности производственных связей ошибочно рассчитывать только на экономические подходы. Необходим комплекс мер, включающих административные, правовые методы и другие подходы, особенно в условиях переходного периода экономической реформы.
В .настоящее время сложилась ситуация, когда административное регулирование хозяйственной деятельности существенно ослабло, практически отсутствует правовой механизм регулирования хозяйственных отношений, а экономические методы еще не набрали достаточной силы. В результате не удалось добиться финансового оздоровления, устранения перекосов в ценообразовании, создать новую экономическую среду.
Опыт работы на принципах полного хозяйственного расчета показывает, что экономические условия деятельности энергетических объединений и предприятий, определенные постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. №924, отражают в основном особенности энергетического производства и являются хорошей базой дальнейшего развития новых форм хозяйствования в электроэнергетике.
На Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам радикальной экономической реформы (Москва, октябрь, 1989 г.) обсуждены главные черты новой хозяйственной социалистической системы:
многообразие форм общественной собственности, их равноправие. Преобразование государственных предприятий в арендные, кооперативные, акционерные и т. п. Одним из принципиальных моментов для реализации данного направления является отказ от широко распространенного утверждения о несовместимости доходов от собственности с социализмом;
трудовая основа собственности, производства и распределения: зарабатывать, а не делить! Трудовой вклад в общие результаты  — главное мерило потребления;
использование рынка как главной формы координации деятельности участников общественного производства. Формирование рыночного механизма предполагает наличие свободных цен, рынок ценных бумаг (финансовый рынок) и рынок рабочей силы при социализме;
система социальных гарантий, призванная обеспечить равные возможности всем гражданам для гармоничного развития и полноценного использования их способностей, специальную социальную поддержку населения, включая реформу социального обеспечения населения, перестройку системы трудоустройства и введение пособий по безработице, индексирование фиксированных доходов с учетом роста стоимости жизни;
планомерное государственное регулирование экономики на основе перспективного экономического и социального планирования и реализации их на основе прямого управления государственными предприятиями, размещения государственных заказов, государственных инвестиций и субсидий, регулированных цен, налогов и налоговых льгот, финансовых санкций а т. д.
Предполагается, что в 1990— 1992 гг. будут осуществлены чрезвычайные меры в экономике, сопряженные с необходимостью органического сочетания административных и экономических методов управления. А с 1993 г. начнется активный переход на рыночные отношения.
Практически впервые за годы проведения экономической реформы в материалах конференции нашла отражение мысль о том, что к числу государственных предприятий, которые будут функционировать в режиме преимущественно административных методов управления, могут относиться союзные предприятия единой энергетической системы; работники таких предприятий находятся на государственной службе и им гарантируется (при соответствующем выполнении обязанностей) достаточно высокий уровень оплаты труда и социальных услуг.
Конечно, перспектива очень заманчива. Но, если быть реалистами, то, во-первых, где взять деньги на увеличение оплаты труда, а, во-вторых, как показывает, например, опыт французских энергетиков, высокий уровень заработной платы не снимает проблемы организации хозрасчетных отношений и повышения эффективности труда в электроэнергетике, повышения самостоятельности и расширения прав трудовых коллективов энергетических объединений и предприятий. Желательно достигнуть сочетания повышения уровня оплаты труда в электроэнергетике с развитием хозрасчета.
Рассматривая проблему применения новых прогрессивных форм хозяйственного расчета в электроэнергетике, надо совершенно четко понимать, что трудовые коллективы энергетиков работают не изолированно, а в социально-экономической среде и системе производственных отношений с присущими им общими тенденциями развития, которые имеют место в нашей стране. Будет большой ошибкой, если трудовые коллективы энергетиков, являясь представителями одной из наиболее организованной, технически и информационно оснащенной, располагающей мощнейшим производственным потенциалом отраслей, не используют прогрессивные экономические отношения, включая арендные,  кооперативные, и региональный хозрасчет. 
Хозяйственные руководители должны взять из этих форм хозяйствования все лучшее, что позволяет расширить самостоятельность предприятий, повысить активность трудящихся для надежного энергоснабжения народного хозяйства, реализации политики энергосбережения и эффективности хозяйствования. В противном случае они  неизбежно окажутся в хвосте и будут подвергнуты справедливой критике со стороны трудовых коллективов. Более того, есть вероятность ухода лучших кадров из отрасли.
В этой связи, конечно нельзя забывать об особенностях, присущих электроэнергетике, которые безусловно следует учитывать при формировании арендных отношений и регионального хозрасчета. Поэтому надо выявить специфику применения прогрессивных хозрасчетных отношений в электроэнергетике — аналогично тому, как это было сделано в отношении применения Закона СССР о государственном предприятии (объединении).
Постановление Совета Министров СССР от 30 июля 1988 г. № 924 и методический задел, который есть в отрасли, позволяют сегодня сделать новый важный шаг в развитии методов управления энергетическими объединениями и предприятиями, повысить их хозяйственную самостоятельность на основе усиления связи между результатами деятельности, трудовым вкладом коллектива в эти результаты и экономическими стимулами.
В соответствии с согласием центральных экономических органов страны с 1 января 1990 г. энергосистемы Юга начали работать на основе новых принципов. Основная идея заключается в том, чтобы для расширения хозяйственной самостоятельности и усиления экономической ориентации трудовых коллективов на повышение надежности энергоснабжения освободить энергосистемы от влияния внешних факторов и сосредоточить их компенсацию на уровне ТЭО и министерства. Такая постановка представляется экономически реальной, так как для компенсации отклонения прибыли в Минэнерго СССР имеется страховой фонд.
Чтобы освободить энергосистему от влияния внешних факторов, которые наиболее сильно проявляются при формировании выручки от реализации электрической энергии и величины затрат на производство энергии, целесообразно исключить эти показатели из экономического механизма на уровне энергообъединения и соответственно предприятий. Другими словами, построить управление на более устойчивых показателях. Определенные предпосылки для этого есть.
По мере укрупнения объекта управления размер колебаний, которые имеют место в отдельных энергосистемах, постепенно сглаживается за счет разнонаправленности действия факторов по регионам страны. Например, если в 1988 г. в 38 энергосистемах план прибыли был не выполнен на 268 млн. руб., то по министерству в целом план прибыли перевыполнен на 30 млн. руб.
Необходимо, наконец, разобраться с понятием товарной продукции (товара) на уровне электростанции и энергосистемы. Например, есть мнение, что стабилизация прибыли энергосистем и укрепление на этой базе их финансово-экономического положения, создающие условия для подлинного хозрасчета, могут быть достигнуты путем перехода на новый тип хозрасчетных отношений между предприятиями электроэнергетики и потребителями народного хозяйства, основанный не на продаже энергии, как в настоящее время, а на продаже услуг по гарантированному энергоснабжению*.

*Лещинер Р. Е. Основные направления совершенствования хозяйственного механизма отрасли электроэнергетики — Электрические станции, № 2, 1988, с. 20.

Такой переход возможен и необходим, поскольку основная экономическая особенность электроэнергетики состоит в том, что надежность и качество энергоснабжения имеет безусловный приоритет перед экономичностью производства энергии. В этом специфика данной отрасли, для учета которой в управлении необходимо создать принципиально иной, чем в других отраслях народного хозяйства, тип хозрасчетных отношений.
Главной задачей электроэнергетики следует считать не производство энергии, а гарантированное электро- и теплоснабжение потребителей народного хозяйства по графикам нагрузки каждого конкретного потребителя. Это возможно лишь при наличии рабочей мощности или, другими словами, энергетического оборудования, способного нести нагрузку. Поэтому под товарной продукцией отрасли «электроэнергетика» следует понимать не объем отпущенной электрической и тепловой энергии, а величину максимально возможной нагрузки, которую может принять энергосистема при обеспечении качества энергии. Учитывая, что товар измеряется в денежном выражении, мощность должна иметь соответствующий денежный эквивалент.
Начиная с 1986 г. рабочая мощность или построенный на ее основе коэффициент эффективности использования установленной мощности положены в основу экономического стимулирования деятельности энергетических объединений и предприятий. Следовательно, фактически признано, что величина рабочей мощности является важнейшим конечным результатом деятельности коллективов электростанций и энергосистем. Поэтому речь идет не столько о внедрении данного подхода, сколько о его теоретическом обосновании.
Рабочая мощность, выражая народнохозяйственные требования, является достаточно устойчивым показателем и ее величина определяется в основном усилиями трудового коллектива. Представляется поэтому целесообразным формировать выручку от продажи рабочей мощности. Тогда финансовые результаты не будут зависеть от ряда внешних факторов; например, от колебаний потребления энергии при изменении погодных условий.
Чтобы компенсировать колебания, связанные с затратами на производство энергии, основную долю которых составляют затраты на топливо, предлагается учитывать и оплачивать энергосистеме и электростанции стоимость топлива по нормативным удельным расходам на фактическое производство энергии и по фактическим ценам.
При таком подходе расчеты с государственным бюджетом и министерством, осуществляемые в настоящее время ПЭО, могут быть централизованы на уровне ТЭО или Минэнерго СССР с тем, чтобы именно здесь, на данной части замыкались колебания дохода. С этой целью для производственного энергетического объединения вводится специальный расчетный счет, с которого часть выручки от продажи энергии поступает на расчетный счет ПЭО, а вторая часть направляется в ТЭО (в среднем она, как правило, не превышает 5—10 % суммы выручки).
В территориальном энергетическом объединении Южное предусматривается следующий механизм организации экономических отношений.
Выручка от реализации электрической и тепловой энергии потребителям сосредотачивается на специальном счете каждого производственного объединения энергетики и электрификации. Со специального расчетного счета ПЭО — основная часть средств (90 — 95 %) в соответствии с договором, заключенным между ТЭО и ПЭО, направляется на расчетный счет производственного объединения энергетики и электрификации: за рабочую мощность электростанций, находящихся на балансе производственного объединения, по расчетным ценам; за отпущенную с шин тепловых электростанций электрическую энергию по расчетным ценам; за отпущенное с коллекторов электростанций и котельных тепло по расчетным ценам; за транспорт электрической и тепловой энергии по расчетным ценам; за электроэнергию, отпущенную в сеть блок-станциями, по согласованным тарифам.
Оплата работ по ремонту основных фондов, выполненных собственными силами, выручка от реализации произведенных товаров, в том числе товаров народного потребления, и другие поступления от прочей деятельности по договорам со сторонними организациями поступают непосредственно на расчетный счет производственного объединения, предприятия.
Формирование и распределение прибыли (дохода) производственного энергетического объединения производится в соответствии с действующими типовыми и отраслевыми положениями.
Средства, остающиеся на специальном счете производственного энергетического объединения после указанных отчислений в ПЭО,
перечисляются на расчетный счет территориального энергетического объединения для покрытия расходов ТЭО, в том числе на оплату покупной энергии и мощности; образования фондов экономического стимулирования ТЭО; отчислений от прибыли по нормативам в централизованный фонд развития производства, науки и техники и резервы Минэнерго СССР, в специальный страховой фонд министерства.
Минэнерго СССР по согласованию с Промстройбанком СССР открывает в производственных объединениях энергетики и электрификации, входящих в состав Южэнерго, специальные счета для аккумулирования выручки от реализации тепловой и электрической энергии. Отчисления по нормативу от расчетной прибыли в государственный бюджет осуществляются производственными энергетическими объединениями самостоятельно по месту нахождения.
В эксперименте применительно к ТЭО Южное предполагалась по существу первая попытка повышения заинтересованности регионов в развитии энергетических мощностей за счет увеличения отчислений в местный бюджет. С этой целью предлагается установить для производственных объединений энергетики и электрификации, входящих в состав Южэнерго, следующие отчисления в местный бюджет; 3 тыс. руб. за 1 МВт установленной мощности электростанций; за каждый 1 МВт повышения максимальной потребляемой мощности над установленной мощностью электростанций ПЭО сумма отчислений в местный бюджет уменьшается на 1 тыс. руб. При повышении установленной мощности над потребляемой сумма отчислений в местный бюджет увеличивается на 1 тыс. руб. за 1 МВт; 1 тыс. руб. за 1 км линий электропередачи (по трассе) напряжением 220 кВ и выше.
В условиях действия Закона СССР о предприятии единственной возможностью вовлечения в оборот свободных средств предприятий является использование этих средств на коммерческой основе. Министерством энергетики и электрификации СССР подготовлены предложения о создании отраслевого коммерческого банка. Первым шагом на этом пути является фонд развития экономики отрасли, который сосредоточен на специальном счете в операционном управлении Промстройбанка СССР и распорядителем которого является министерство. На начальном этапе данный фонд позволяет собрать свободные средства предприятий отрасли и получить определенные практические навыки в новом деле.
Фонд развития экономики отрасли образуется на добровольной договорной основе за счет остатков средств фонда экономического стимулирования, финансового резерва, излишка оборотных средств временно свободных финансовых ресурсов предприятий отрасли. Создание фонда не предполагает замены банковского кредита, а является его дополнением при недостаточности кредитных ресурсов и в случаях, когда дополнительная потребность в средствах не подлежит кредитованию банком.
Передача предприятиями временно свободных финансовых ресурсов в фонд министерства производится (на основе договора, с уплатой предприятию процентов в зависимости 1от срока, на который средства передаются в фонд; по средствам, передаваемым на условиях возврата по требованию, — 1 % годовых; на срок до 6 мес — 2 %; на срок от 6 мес до 1 года — 2,5 %; на срок от 1 года до 2 лет — 3%.
Минэнерго СССР гарантирует возврат средств предприятию-кредитору, переданных в фонд министерства, в сроки, обусловленные заключенным договором. Несвоевременное погашение ссуды предприятиями-ссудополучателями не может служить причиной задержки возврата средств предприятиям, средства которых использовались в качестве ссудного фонда.
За счет средств создаваемого фонда развития экономики отрасли министерство может предоставлять кредиты подведомственным предприятиям, у которых возникает временная потребность в дополнительных денежных средствах, не связанных с покрытием затрат от бесхозяйственного ведения дела, для улучшения финансового положения в связи с временными трудностями, возникшими в производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Выделение предприятиям кредита из фонда производится на основе договора (кредитного соглашения), заключенного между предприятием и министерством.
Предоставление средств во временное пользование из фонда предприятиям основывается на принципах срочности, возвратности и целевого назначения: на срок до 6 мес — 3,5     % годовых, на срок от 6 мес до 1         года — 4 %, на срок от 1 года до 2 лет — 5 %.
Обобщенно основные направления совершенствования хозрасчета в электроэнергетике можно выразить следующим образом.
При сохранении централизованного диспетчерского управления производством и передачей электрической энергии экономический механизм в отрасли будет развиваться в плоскости реального предоставления полной хозяйственной самостоятельности объединениям (предприятиям) на основе: нейтрализации влияния внешних факторов на финансовые результаты производственных энергетических объединений; системы налогообложения прибыли, учитывающей особенности электроэнергетики; организации деятельности энергосистем в условиях регионального хозрасчета; широкого применения арендных отношений; повышения роли тарифов на электрическую и тепловую энергию в формировании источников финансирования капитальных вложений на развитие энергосистем, усилении отраслевых и территориальных связей. В связи с развитием республиканского хозяйственного расчета, а также в реализации политики энергосбережения.