ЛИЗУНОВ Ю. М., инж., Роскоммунэнерго 1990

Установки наружного освещения более 50 крупных городов СССР обслуживаются специализированными предприятиями «Горсвет», которые в системе коммунальной энергетики занимают особое положение, являясь или бюджетными конторами или по существу электросетевыми объединениями. Из общего количества примерно 3,4 млн. установок наружного освещения около 1 млн. шт. эксплуатируется сторонними организациями.
Анализ уровня освещенности городов РСФСР, проводившийся при разработке новых указаний по эксплуатации установок наружного освещения (НО) городов, поселков и сельских населенных пунктов, показал, что освещенность их и состояние эксплуатации осветительных установок по сравнению со столичными городами значительно ниже. Существует насущная необходимость улучшения работы предприятий «Горсвет» и снижения удельных расходов на содержание каждой единичной установки НО в городе и на селе.
Положение в этой области может в определенной степени улучшиться с внедрением хозрасчетной деятельности предприятий «Горсвет». Принципиальная возможность их хозяйственной самостоятельности обсуждается научно-технической общественностью не первое десятилетие, с начала перевода предприятий на новую систему планирования и экономического стимулирования. Общее мнение склоняется в пользу первого шага — введения отраслевых тарифов. В отдельных городах (Владивосток, Кемерово, Вологда, Мурманск и др.) уже вводились местные тарифы.
В настоящее время отсутствуют коммерческие счетчики световой энергии, вырабатываемой предприятиями «Горсвет» в качестве конечной продукции, отсутствует и возможность складирования световой энергии для компенсации недостаточного освещения в одном месте за счет превышения нормы освещения в другом.
В этих условиях, наряду с другими моментами, особое значение приобретают создание и внедрение стабильных отраслевых тарифов на эксплуатацию установок НО. Успех дела в значительной степени будет зависеть от точности и приемлемости для местных Советов разрабатываемых отраслевых тарифов на эксплуатацию светильников НО и в конечном счете на услуги предприятия «Горсвет» городу.
Современные методики требуют при разработке тарифов и оптовых цен в промышленности учета всех, без исключения, составляющих затрат на продукцию и услуги. Поскольку наружное освещение городов является своеобразным объектом благоустройства и финансируется из средств на эти цели с применением остаточного принципа, в ранее предлагавшихся тарифах на эксплуатацию установок НО, в отдельных городах не учитывались составляющие затраты, в частности, электроэнергия, амортизация, общее темное время, техническая база, уровень механизации и др.
Это положение, а также разобщенность потребителей световой энергии — населения, предприятий, организаций, автотранспорта от организаций, осуществляющих финансирование затрат на ее выработку, не позволили разработать и утвердить проект тарифов. Следовательно, разрабатываемые отраслевые тарифы должны помочь местным Советам перевести предприятия «Горсвет» на хозяйственный расчет, а в дальнейшем на самофинансирование и снизить удельные затраты на обслуживание одного светильника при абсолютном росте расходов на наружное освещение, обеспечивающее улучшение состояния освещения городов и других населенных пунктов.
Условия пользования отраслевыми тарифами диктуют целесообразность их упрощения (например, один тариф на одну усредненную светоточку), однако необходимость экономного ведения хозяйства требует учета и нормирования затрат на разные типы светильников и условий подключения, так как разница в стоимости составляет до 200 руб. Отраслевые тарифы, как основа экономики предприятий «Горсвет» должны, с одной стороны, обеспечить достаточный объем дохода, позволяющий выполнить обязательства перед коллективом предприятия, государственным и местным бюджетом, оплату ресурсов, создание фондов экономического стимулирования, совершенствование технической базы надежного и бесперебойного освещения городов, с другой — способствовать экономии средств местных Советов.
Хозяйственная самостоятельность предприятий «Горсвет» должна предусматривать ответственность перед потребителями световой энергии за количественные и качественные ее показатели, плохое же состояние установок НО может привести к нарушению договорных обязательств со всеми вытекающими из этого последствиями. На случай применения административной инспекцией штрафных санкций предприятию «Горсвет» необходимо иметь соответствующий резервный фонд.
При переводе на хозяйственную самостоятельность предприятия «Горсвет» должны быть наделены всеми хозяйственными функциями, что требует увеличения числа специалистов (юрист, финансист) .
Все эти моменты должны быть учтены в отраслевых тарифах следующими составляющими затрат: на материалы, лампы, электроэнергию, заработную плату, эксплуатацию машин и механизмов, широтность расположения установок, социальное страхование, прочие прямые расходы, цеховые расходы, общеэксплуатационные расходы, внеэксплуатационные расходы, накладные расходы, вид подключения. Отраслевые тарифы на обслуживание установок НО должны стать основой для перевода предприятий «Горсвет» на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. При этом они должны обеспечить до 70—85 % общих доходов предприятия; остальные 15—30% дохода будут выделяться местными Советами или зарабатываться коллективом «Горсвета» на капитальный ремонт НО.
Исходя из абсолютного уровня затрат на обслуживание установок НО городов не все предприятия «Горсвет» целесообразно наделять самостоятельностью, особенно, если уровень их расходов существенно выше доходов. Такие «Горсветы» необходимо слить с другими предприятиями, организациями (горэлектросеть, дорожная служба, управление благоустройства и т. д.).
Отраслевые тарифы на обслуживание установок наружного освещения станут основой при установлении арендных отношений между работниками и администрацией предприятий «Горсвет», основным звеном во взаимоотношениях с местными Советами. Тарифы облегчат заключение договоров на обслуживание установок НО с их владельцами. Введение тарифов потребуют в отдельных городах увеличения расходов на эксплуатацию установок наружного освещения.
Упомянутые тарифы утверждены и разосланы Государственным комитетом РСФСР по ценам, как примерный прейскурант № К 18-01 на услуги по техническому обслуживанию установок наружного освещения в городах, поселках и сельских населенных пунктах. Прейскурант утвержден постановлением Госкомцен РСФСР от 30 марта 1990 г. № 197.