Научно
Популярная
Библиотека
ВОЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА
ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ ВИНОГРАДОВ
ЭНЕРГЕТИКА ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ
ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ СССР
МОСКВА — 1965
В этой небольшой книжке показаны основные направления развития энергетики ближайшего будущего, представляющие интерес для военного дела, транспорта и некоторых других отраслей техники. Из нее читатель узнает о принципах и способах прямого преобразования тепловой и химической энергии в электрическую с помощью термоэлектронных, термоэлектрических и магнитогидродинамических генераторов, а также с помощью топливных элементов. Узнает он и о путях реализации этих способов в различных областях техники.
Книга рассчитана на широкий круг читателей.
Наиболее важными являются следующие задачи:...открытие новых источников энергии и способов прямого преобразования тепловой, ядерной, солнечной и химической энергии в электрическую... (Из Программы КПСС).
ЭНЕРГЕТИКА СЕГОДНЯ И ПУТИ В ЭНЕРГЕТИКУ БУДУЩЕГО
О существовании островов Тристан-да-Кунья большинство читателей впервые узнало из увлекательной книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта».
Разыскивая пропавшего капитана, герои этой книги шли на яхте «Дункан» в южной части Атлантического океана, и в точке, обозначенной на географических картах под 37°8' южной широты и 10°44' западной долготы, они увидели несколько маленьких гористых островков. «Дункан» стал на якорь в полумиле от берега, и путешественники на шлюпке направились к небольшому поселку, расположенному недалеко от подножия высокого вулкана на самом большом островке, по имени которого назывался и весь крохотный архипелаг.
Угрюмые и суровые островки расположены вдали от больших морских дорог, жители их почти никогда не покидали родной земли, а письма шли туда иногда по нескольку лет. Мир, занятый своими важными делами, редко вспоминал о затерянных в огромном океане скалах, над которыми развевался британский флаг. Жизнь тристанцев текла размеренно и спокойно, и один год походил на другой, как походят одна на другую океанские волны, приходящие к скалистым берегам Тристана.
Но в 1961 году спокойная жизнь острова была внезапно нарушена пробудившимся от вековой спячки вулканом. Потоки лавы, летящие камни, подземный рокот, трещины, появившиеся на земле, — все это заставило островитян покинуть Тристан и искать спасения в океане. Жители острова, которых было всего 264 человека,
10 октября 1961 года сели в баркасы и отошли подальше от грозившей смертью земли. Вскоре их подобрало проходившее судно, которое взяло курс к берегам Англии.
Когда команда судна познакомилась с подобранными в океане людьми, то оказалось, что на борту находятся очень странные пассажиры. Они лишились не только крова, под которым спали, не только земли, по которой ходили, но и времени, в котором до тех пор они жили. Несколько миль, пройденные на баркасах от острова до судна, одновременно перенесли тристанцев из первой половины XIX века во вторую половину XX столетия!
Оказалось, что эти подданные цивилизованной Англии отстали от нашего времени более чем на столетие. Они говорили на одряхлевшем английском языке (один из основателей тристанской общины — Томас Гласс — был родом с Британских островов) и никогда не видели высоких деревьев и обычных городских тротуаров, самолетов и автомобилей, радиоприемников и телевизоров.
Удивительно? Да! Но не будем брать под сомнение это сообщение. У нас другая задача. Допустим, что спасенные островитяне в самом деле очень многого не видели и не знают. И вот они попадают в мир современной техники, техники шестидесятых годов XX века!
В этом мире едва ли островитяне сразу же стали удивляться достижениям человечества в области покорения космоса, расщепления атомного ядра или создания «думающих» машин. Такие вещи не сразу можно увидеть, понять и оценить. Но что же тогда могло прежде всего поразить тристанцев в мире современной техники?
Очевидно, что первоначально удивление и восхищение тристанцев должно было вызвать то самое судно, которое подобрало их в океане.
Тристанцев должна была поразить современная энергетическая установка, с помощью которой целый плавучий город на большой скорости рассекал воды Атлантики и которая питала энергией многочисленные устройства и системы судна. Энергетическая установка не только освещала и обогревала судно. Она давала возможность на камбузе варить и жарить пищу, а в рефрижераторных камерах позволяла поддерживать зимнюю стужу, при которой оставались свежими продукты. Она же давала жизнь сотням электродвигателей, навигационным приборам, аппаратуре радиосвязи и многим другим устройствам, о которых тристанцы даже не имели и понятия.
Еще больше должны были удивиться тристанцы, когда спасшее их судно вошло в порт. Ведь они попали в настоящее царство самодвижущихся предметов. Поворачивались гигантские хоботы подъемных кранов, по воде сновали бесчисленные буксиры и катера, в небе проносились самолеты, а по набережным непрерывным потоком шли автомобили самых различных размеров, расцветок и назначения.
Тристанцам, вероятно, объяснили, что все эти самолеты, суда, краны, автомобили и многое, многое другое летает по воздуху, плавает по воде и передвигается по земле, а также выполняет полезную работу благодаря устройствам, которые называются двигателями.
При виде таких чудес тристанцы должны были понять, как далеко шагнуло вперед человечество в этой области. И вполне естественно, если некоторые из них подумали, что современная техника уже всего достигла.
А так ли это на самом деле?