ИБРАГИМОВ Н. К., инж., Краснодарэнерго

Для управления энергосистемой создана широкая сеть каналов связи и телемеханики, работающих на ВЛ, радиорелейным и кабельным линиям связи. На центральный диспетчерский пункт энергосистемы поступает следующее число сигналов: телеизмерения — 1683, телесигнализация (ТС) — 673. Данная информация поступает со всех подстанций 220 кВ и выше (20 шт.), генерирующих точек (две ТЭЦ и три ГЭС) и подстанций 110 кВ (17 шт.), являющихся точками раздела перетоков мощности между электросетевыми предприятиями.
В системе передачи и приема информации участвует разнотипное оборудование: микро-ЭВМ РПТ-80, устройства телемеханики ТМ-800А, УТМ-7, УТК-1, аппаратура телемеханики ТАТ-65, АПТ-100, АПТ-200, ТГФМЕ-48/25, ТГФМЕ-2/1 и связи ЕТ-63, АСК-3, СПИ-244, АСК-1, СПИ-122, ТН-12ТКЕ, ФАУ-60, ФМ-24/400, ДМ-400/32 и др. К тому же следует добавить сложность построения каналов связи и телемеханики, состоящих из 5-6 систем связи и 4-5 переприемов (рис. 1).
Как правило, дежурный персонал службы телемеханики и связи находится только на центральном узле связи ПО Краснодарэнерго. От его квалификации и умения правильно оценить обстановку зависит работоспособность всей системы передачи и приема информации в целом.
Объективной реальностью является повреждение оборудования на различных участках и пунктах системы передачи информации, поэтому задача дежурного персонала — это в кратчайший срок определить место или участок повреждения для принятия оперативных мер по восстановлению нормальной работы системы.
Для выполнения этой задачи используется имеющееся оборудование телемеханики, установленное на подстанциях. С его помощью был изготовлен диспетчерский щит для дежурного персонала, фрагмент которого показан на рис. 2. Его габаритные размеры: ширина 5570 и высота 2700 мм.

Схема организации канала телемеханики
Рис. 1. Схема организации канала телемеханики от ПС Степная до ПО Краснодарэнерго
Фрагмент диспетчерского щита для дежурного персонала
Рис. 2. Фрагмент диспетчерского щита для дежурного персонала:
1, 2, 3 — индикаторы работы соответственно устройства телемеханики (УТК.-1, УТМ-7, ТМ- 800А), основного и резервного каналов телемеханики; 4, 5, 6, 7 — индикаторы работы аппаратуры связи
Аппаратура щита работает следующим образом. При нарушении работы каналов связи и телемеханики я ней возникает сигнал пропадания контрольной (несущей) частоты. В аппаратуре АПТ для сигнализации неисправности канала служит реле PC. При уменьшении уровня принимаемого сигнала «иже допустимого реле PC замыкает свои контакты в цепи сигнализации. В аппаратуре АСК-1 для этих целей служит реле Р в блоке СК и т. д.
Сигнал через контакты промежуточного реле поступает на блоки ТС передающего устройства телемеханики и воспринимается в центре на щите через приемные устройства телемеханики, индивидуальные индикаторы и реле (рис. 3).
Электрическая схема индикации щита
Рис. 3. Электрическая схема индикации щита
Получив сигнал повреждения канала в виде загорания лампы на щите, дежурный персонал фиксирует время в рабочем журнале и направляет ремонтную бригаду к месту повреждения. После устранения повреждения его характер и причины также записываются в журнал. Затем эти данные вводятся в ЭВМ ЕС-1045 с клавиатуры видеотерминала АДР-1001.
С их помощью ежемесячно анализируется работа средств связи и телемеханики магистрального направления на основании действий каналов связи и телемеханики, устройств связи по ВЛ, кабельных линий связи, радиорелейной связи, устройств связи, магистральных и вспомогательных узлов связи. Результаты анализа обсуждаются с дежурным персоналом службы телемеханики и связи.
Все указанные мероприятия позволили значительно уменьшить число ошибок дежурного персонала, ускорить обнаружение мест повреждения оборудования, их локализацию и сократить продолжительность аварийной ситуации.