УДК 621.315.615
О. Н. Гоечко, А. Г. Левит, Г. Г. Луненков, Η. П. Щипунова
ИЗМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ИЗОЛЯЦИИ СИЛОВЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ ПРИ РЕСУРСНЫХ ИСПЫТАНИЯХ

Анализ характеристик масла и бумажной витковой изоляции при ресурсных испытаниях силовых распределительных трансформаторов типа ТМ-1600/35 показал, что заметного старения масла не наблюдается, а расходование ресурса трансформатора происходит за счет термического износа витковой изоляции обмоток, сопровождающегося в конце концов потерей механической прочности бумаги. При отказе трансформатора средняя степень полимеризации витковой изоляции в верхней части обмоток составляла от 200 до 400, а объемная доля CO2 в масле —  от 13 до 25%.

трансформатор распредсетей - вводы ВН

Методика и общие результаты ресурсных испытаний трансформаторов ТМ-1600/35 описаны в настоящем сборнике в [1]. В табл. 1 приведены значения температуры: наиболее нагретой точки обмоток θннт, масла в верхних слоях θвсм, средняя масла в баке θсрм, а также накопленный относительный износ к моменту отказа F.
Наблюдение за текущим состоянием трансформаторов в процессе испытаний производилось путем периодического измерения стандартных характеристик изоляции (Rиз, tgδиз) и трансформаторного масла (пробивного напряжения Uпp, кислотного числа Кч, температуры вспышки θвсм, tgδ), а также таких нестандартных характеристик масла, как поверхностное натяжение и светопропускание [2]. Кроме того, контролировались состав и концентрация растворенных в масле газов. При разборке отказавших трансформаторов были отобраны образцы бумажной витковой и межслоевой изоляции, на которых определялась средняя степень полимеризации (ССП).
Значения Rиз и tgδиз у всех трансформаторов в течение срока их испытаний сохранялись в пределах нормы [3], при этом у всех трансформаторов, кроме Т5, tgδиз практически не изменился, а у Т5 к концу испытаний tgδиз повысился на порядок.

Таблица 1

Таблица 2

За исключением пробивного напряжения, все стандартные характеристики масла, в том числе tgδ при 70 °C, в течение всего срока испытаний, вплоть до отказа, оставались в пределах нормы [3] и изменились незначительно (табл. 2). Объяснить это, вероятно, можно относительно невысокими значениями средней температуры масла в баке (80-90 °C) во всех испытательных режимах (табл. 1). Существенно изменились в ходе испытаний такие характеристики масла как Uпр, светопропускание и tgδ при 20 °C.
Зависимости Uпр от времени показаны на рис. 1. Изменение Uпр до значений ниже нормы наблюдается у всех трансформаторов. В режимах испытаний при θннт=138—167 °C (Τ1—Т4) после такого снижения Uпр была произведена очистка масла (процедура кратко описана в [1]), при этом Uпр повышалось до исходных значений, а затем с сильными колебаниями снижалось, не выходя за пределы нормы до окончания испытаний. В режиме θннт= 185 °C (Т5 и Т1) испытания продолжались без очистки масла, так что в Т5 большую часть времени пробивное напряжение масла было на уровне 15—20 кВ.


Рис. 1. Зависимость Uпр масла от длительности испытания для пары трансформаторов ТЗ-Т4

Снижение Uпр при работе трансформаторов в рассмотренных режимах нельзя объяснить ни повышенным влагосодержанием масла (например, у трансформаторов Т1 и Т2 влагосодержание перед очисткой составляло 33 г/т), ни его старением, поскольку все остальные стандартные характеристики и поверхностное натяжение масла изменились мало и оставались в пределах нормы.
Для анализа причин снижения Uпр в табл. 3 приведены относительный износ F, время т до снижения Uпр масла ниже допустимого, а также значения tgθ масла при 20°С и 70 °C (температурные параметры режимов см. в табл. 1). Из табл. 3 видно, что время снижения Uпр до нормативного значения не связано с F, т. е. с термическим износом твердой изоляции. 

Таблица 3

Скорость снижения Uпр зависит от температурного режима (θннт, θвсм) и длительности испытания. Если принять во внимание, что масло с низкими значениями пробивного напряжения было мутным, особенно в холодном состоянии (мелкодисперсная, практически не оседающая взвесь), то можно предположить, что в высокотемпературных режимах происходит более интенсивное вымывание (или растворение) некоторых продуктов из твердой изоляции и других конструкционных материалов. Возможно, с этим явлением связано и сильное потемнение масла (светопропускание с 30% снизилось в трансформаторах с θннт=185°С до 5—10%, а у остальных — до 20%). Обращает на себя внимание тот факт, что в то время как tgδ при 70 °C у всех трансформаторов всегда оставался в пределах нормы, ненормируемая характеристика — tgδ при 20°C стал на 2—3 порядка выше по сравнению с исходным значением и выше, чем tgδ70, и достигал значения 0,1 и более. Эти данные дают основание для предположения, что при нагревании пробы масла до 70 °C диспергированные продукты переходят в качественно другое состояние, что характерно, например, для растворов коллоидного типа (происходит разрушение коллоидов).
Концентрация углекислого газа в масле — это практически единственная характеристика масла, связанная с термическим износом целлюлозной изоляции, измерение которой сегодня освоено в эксплуатации. Известен метод оценки степени термического износа бумажной изоляции- путем определения содержания в масле фурфурола и его производных [4], однако эта методика в наших энергосистемах пока не освоена. Проведенный нами качественный анализ проб масла из трансформатора Т1 подтвердил наличие в них фурфурола.


Рис. 2. Зависимость содержания СО2 в масле трансформаторов Т2, Т4 и T5 и от относительного износа F

Несмотря на значительный разброс результатов измерений, у всех трансформаторов наблюдался резкий рост концентрации СО2 в начале испытания, особенно в режимах с невысокими значениями θннт, а затем, как правило, уменьшение скорости роста концентрации. Для примера на рис. 2 показаны зависимости содержания СО2 в масле трансформаторов Т2, Т4 и Т5 от относительного износа F.
Чтобы сравнить содержание СО2 перед отказом у всех трансформаторов, необходимо для тех из них, в которых очистка масла производилась с дегазацией (Т3 и Т4), сложить содержание СО2, измеренное перед очисткой и перед отказом. В табл. 4 приведены максимальные значения концентрации СО2 в масле к концу испытаний с учетом очистки масла. Из табл. 4 видно, что объемная доля СО2 в масле перед отказом у всех трансформаторов достигает 13—25%, (см. рис. 2), при этом большие значения содержания СО2 относятся к режимам с меньшей температурой, т. е. к режимам большей длительности.
Кроме СО2, в масле всех трансформаторов независимо от режима испытания наблюдалось некоторое количество водорода (при очень большом разбросе результатов измерений). Так, максимальная объемная доля Н2 в отдельных пробах достигала 0,28%, а перед отказом у всех трансформаторов она составила 0,014—0,049%. Объемная доля прочих углеводородных газов в масле (СН4, С2Н2, С2Н4, С2Н6) не превышала 0,020%.
При испытаниях в режиме θннт=185°С (трансформаторы Т1 и Т5) наблюдалось накопление газа в газовом реле. У трансформатора Т5 срабатывание реле началось после достижения относительного износа F = 1,59, при этом газ был негорючим. При достижении F > 2,98 срабатывание газового реле происходило через 20-30 мин после очередного выпуска газа из реле. Аналогичная картина имела место и у трансформатора Т1 при приближении к F = 1,59. Результаты анализа газов из газового реле приведены в табл. 5. 

Таблица 4

Трансформатор

Содержание СО2, % объема

ССП витковой изоляции после испытаний

Исходное

Конечное

Верх

Низ

Т1

1,4

12,3

279

850

Т2

2

17,9

208

905

Т3

0,95

12,1

331

882

Т4

0,96

7,8

320

1119

Т5

0,48

17,0

276

760

Таблица 5

На примере Т5 видно, что с увеличением общей длительности испытания (в данном случае —  относительного износа F) в пробе газа уменьшается относительное содержание кислорода (это характерно для интенсивного окислительного процесса), увеличивается содержание Н2 и СН4, что свидетельствует о процессе разложения масла, но главным компонентом смеси, содержание которого растет, является СО2, образующийся в результате термического разложения бумажной изоляции. Подобное соотношение концентрации газов было и в пробах из газового реле трансформатора Т1.
При испытаниях в режимах θннт=167°С бурное газовыделение не отмечено, хотя после перезаливки масла (в связи с его очисткой) сравнительно часто происходило срабатывание газового реле (на сигнал). Однако все анализы показали, что в реле был только воздух.
При разборке трансформаторов после отказа было обнаружено, что бумага витковой и межслоевой изоляции в верхней части обмоток хрупкая, в ряде случаев осыпается. На образцах бумаги, взятых (у всех трансформаторов) из 3-го снаружи слоя обмоток ВН и НН (фазы А и В) на уровне 4-х витков сверху и снизу, была определена ССП. В табл. 4 приведены средние значения ССП, полученные по 2—4 образцам. Видно, что все отказы произошли при средних значениях ССП в диапазоне 200—400 (в верхней части обмоток). Следует обратить внимание на то, что меньшим значениям концентрации СО2 отвечают большие значения ССП, т. е. меньший термический износ (рис. 3). Отметим, что в первом (грубом) приближении эта связь имеет линейный характер. В нижней части обмоток ССП стала заметно меньше исходного значения, равного 1950, но она намного выше, чем в верхней части обмоток. Таким образом, к моменту отказа бумага витковой изоляции в верхней части обмоток характеризуется полным термическим износом, сопровождающимся потерей ею механической прочности.

Рис. 3. Связь содержания СО2 в масле трансформаторов Т1—Т5 перед отказом со средними значениями ССП витковой изоляции верхней части обмоток

Выводы:

  1. В условиях ускоренных по нагреву ресурсных испытаний трансформаторов расходование их ресурса практически полностью определяется термическим износом витковой изоляции в наиболее нагретой части обмоток.
  2. К моменту полного исчерпания ресурса трансформатора масло в нем не претерпевает сколько-нибудь значительного старения, но его электрическая прочность заметно снижается.
  3. Концентрация СО2 в масле сегодня является единственным показателем термического износа, определение которого доступно эксплуатационным организациям, хотя этот показатель отличается большим разбросом.
  4. С большой вероятностью можно утверждать, что концентрация СО2 выше 10% об. свидетельствует о близком к полному термическом износе бумажной изоляции в наиболее нагретой области обмоток негерметизированных распределительных трансформаторов. С этой точки зрения представляется полезным ввести контрольные определения содержания СО2 в масле для трансформаторов на напряжение 35 кВ и ниже, проработавших 15 лет и более.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ресурсные испытания силовых распределительных трансформаторов // О. Н. Гречко, А. Г. Левит, Г. Г. Луненков, В. П. Новиков, Η. П. Щипунова, Т. Я. Харина (см. настоящий сборник).
  2. Гречко О. Н., Горчакова Л. А. Взаимосвязь характеристик трансформаторного масла в процессе эксплуатационного старения // Исследование старения и срока службы внутренней изоляции электрооборудования высокого напряжения. Л.: Энергоатомиздат. 1985. (Сборник научных трудов НИИПТ).
  3. Нормы испытаний электрооборудования. М., Атомиздат, 1978.
  4. Recent developments by CEGB to improve the prediction and monitoring of transformer perfomance // P. J. Burton, J. Craham and oth // CIGRE. 1984. Paper 12—09.