ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И КАЧЕСТВА РАБОТЫ

Перестройка работы Госинспекции по эксплуатации электростанций и сетей в новых условиях хозяйствования

ГОРЕВ Н. Ф. канд. техн. наук, Минэнерго СССР

В условиях коренной перестройки производственных отношений, в том числе и взаимоотношений между министерством и предприятиями совершенствование деятельности Госинспекции повышение эффективности ее работы приобретают особое значение. Стремящиеся к самостоятельности предприятия должны обеспечить такое единство целей, чтобы Единая энергосистема страны работала надежно и бесперебойно снабжала народное хозяйство электроэнергией и теплом. Совместить интересы сотен непохожих друг на друга предприятий и коллективов и должна в числе других Государственная инспекция по эксплуатации электростанций и сетей.
В сентябре — ноябре 1989 г. упорядочены численность и штаты инспекторского состава Госинспекции, при этом число инспекторов уменьшено на 342 чел.
В связи с этим сокращен штат инспекторов, закрепленных за отдельными предприятиями, они обслуживают теперь группу из двух или более предприятий.
Это существенно меняет как режим работы, так и ответственность .инспекторов. Наша задача в этих новых условиях — не снизить уровень работы Госинспекции.
Перестраивая работу Госинспекции, мы ищем пути усиления заинтересованности работников энергопредприятий в сокращении аварийности и повышении надежности эксплуатационного оборудования. Там, где возможно, вводим материальную заинтересованность.
С января 1989 г. действует новое положение о премировании по коэффициенту надежности, при повышении которого увеличивается размер ежемесячной премии персоналу энергообъединений.
В прошлом году введено в действие новое положение о подготовке предприятий к зиме. Оно также разрабатывалось в духе современных требований экономической заинтересованности и стимулирует совершенствование мер готовности к работе в зимних условиях. С 1990 г. введены новые «Правила организации работы с персоналом», выпущенные взамен действовавших руководящих указаний.
Новые документы разрабатывались в контакте с эксплуатацией, предварительно обсуждались в ряде энергосистем и вполне себя оправдали.
До августа 1990 г. действовала «Инструкция по расследованию и учету нарушений в работе электростанций, сетей, энергосистем и энергообъединений», утвержденная в 1983 г. и дополненная в 1986 г. Недостатки этой инструкции известны, тем не менее она позволила накопить за два последние года необходимые объективные, хорошо сравнимые с предыдущими годами, статистические данные по аварийности в энергосистемах. Новая инструкция введена в действие с 1 августа 1991 г. приказом Минэнерго СССР от 11.06.90 № 145.
Достаточно остра необходимость определения, каким должен быть объем информации, получаемой Госинспекцией от энергопредприятий.
Эксплуатационный персонал электростанций и сетевых предприятий заинтересован в том, чтобы этот объем был минимальным. Работники Госинспекции считают, что объем информации должен быть минимально достаточным для установления возможных очагов аварий и отказов оборудования.
Для отрасли в целом важно, чтобы расследовались все без исключения сбои в работе оборудования, определялись и обобщались причины происходящих технологических нарушений. Такие обобщения, выполняемые силами Союзтехэнерго на основе первичных материалов расследования, представляемых энергопредприятиями Госинспекции, служат основной информацией и для заводов, выпускающих оборудование, в их работе по его совершенствованию, и для Главтехуправления, определяющего техническую политику в эксплуатации оборудования. С этой точки зрения желателен максимальный объем информации.
С целью опредедения приемлемого для всех объема информации в феврале 1990 г. в г. Конаково было проведено Всесоюзное совещание по использованию материалов расследования нарушений в работе энергооборудования. В нем приняли участие представители всех заинтересованных сторон — эксплуатации, Союзтехэнерго, управлений министерства, заводов-изготовителей, институтов, проектирующих оборудование. Совещание образовало рабочую группу, которой поручено в короткий срок найти взаимоприемлемые решения, имея в виду так реорганизовать систему информации, чтобы, уменьшив общий объем, сохранить ее представительность. Задача непростая, однако, не определив уровня разумной достаточности объема информации, не снимешь жалоб эксплуатационного персонала на то, что с него требуют излишнюю информацию.
Результаты работы группы стали хорошей основой для разработки в новой инструкции по расследованию и учету нарушений в работе раздела, трактующего объем представляемой энергопредприятиями информации.
Процессы перестройки и демократизации общества вносят существенные изменения в работу всей энергетики.
Вновь возникшим в нашей хозяйственной жизни обстоятельством являются, в частности, новые взаимоотношения между поставщиками и потребителями отдельных материалов. Предприятия-поставщики иногда отказываются от заключения прямых договоров даже при наличии централизованных фондов.
Если на электростанцию не подвезут топлива, она остановится, если не поставят трубы — сорвутся сроки ремонта блока, однако это еще полбеды. Несвоевременная же поставка химреагентов — кислоты, щелочи, поваренной соли, а также ионитов для химводоочисток чревата тяжелейшими последствиями.
Эксплуатационники, как правило, стремятся удержать оборудование в работе, даже при ухудшении водно-химического режима; могут скрыть факты его ухудшения. Последующие простои оборудования в ремонте из-за свищей, отдулин, разрывов труб вызовут многомиллионные потери. Об этом надо помнить и соответствующим образом строить свою работу.
В последние годы появились предпосылки и возможности серьезных осложнений на мазутохранилищах наших электростанций. Запас мазута на отдельных из них превышает 200 тыс. т. Часть его при температуре 70 °С в баке и до 120 °С в трубопроводах — это легко воспламеняющийся продукт. Пока у нас пожаров на складах мазута не было, за рубежом же они были.
Несколько лет назад на Невинномысской ГРЭС при гидравлическом испытании разрушился заполненный водой металлический мазутный резервуар емкостью 20 тыс. м3. Случай повторился в 1987 г. на Запорожской ГРЭС. По результатам происшествия на Запорожской ГРЭС с целью предупреждения аналогичных случаев были выпущены приказ Минэнерго СССР № 172 от 09.03.88, специальное инструктивное письмо № 42-3- 61/156 от 23.03.88 Управления контроля качества. Однако в декабре 1989 г. произошло разрушение очередного мазутного резервуара — теперь на Кураховской ГРЭС.
Проверка, проведенная в зоне Юго- Запада (Украина и Молдавия), показала, что руководители энергоуправлений и электростанций не знают или не помнят этих документов и достаточных мер по предупреждению разрывов мазутных резервуаров не предпринимают. Разрушение бака с горячим мазутом вероятнее всего может привести к пожару с тяжелыми или катастрофическими последствиями.

Наиболее потенциально опасны, с точки зрения тяжелых и даже катастрофических последствий, высотные плотины гидроэлектростанций, расположенные в горных районах. У нас тоже пока не было таких аварий, но за рубежом были. К сожалению, за последние годы положение осложнилось.
Чтобы обеспечить безопасность высотной плотины, до сих пор было достаточно двух условий. Во-первых, плотина должна быть хорошо спроектирована и построена; во-вторых, ее следует эксплуатировать в соответствии с Правилами технической эксплуатации. Сегодня эти условия соблюдаются.
Одним из условий обеспечения нормальной эксплуатации ГЭС является ограничение скорости заполнения и опорожнения водохранилищ. Во время паводка обеспечить ограниченную скорость заполнения водохранилища часто удается лишь при обязательной работе некоторого числа установленных на станции гидротурбин. Если все турбины остановить, скорость подъема уровня в водохранилище превысит допустимую, и может возникнуть опасность разрушения плотины с катастрофическими последствиями.
Вместе с тем в этом году имели место случаи, когда на одной из гидроэлектростанций посторонние люди разоружали охрану, приходили на щит управления и вынуждали персонал остановить все турбины. Такие случаи могут повторяться и, если они совпадут с некоторыми другими условиями, например с сильным паводком, может случиться беда.
Новым обстоятельством является внедрение арендных отношений. Всем известны положительные стороны аренды, такие, как активизация персонала, повышение трудовой (но, к сожалению, не технологической) дисциплины, рост заработков, сокращение персонала и затрат труда. Переход на аренду позволяет в 1,5—2 раза увеличить уровень зарплаты, что создает условия конкурсного отбора персонала. Максимально используются все резервы, способствующие снижению издержек производства.
Вместе с тем опыт работы существующих сегодня арендных предприятий показывает, что арендаторы, не задумываясь, идут на нарушения технологической дисциплины, если это позволяет увеличить зарплату. При этом используются самые разные методы.
Можно, например, уволить дежурных по электрофильтрам, а их зарплату разделить на оставшуюся вахту. При этом правда КПД электрофильтров снизится с 90 % до 40—50 %, но арендатора это не волнует, так как его доходы не уменьшаются.
Сокращают в 2—4 раза численность ИТР в цехе, опять же ради повышения собственной зарплаты, но при этом теряют контроль за соблюдением правил эксплуатации оборудования, которое потом скорее всего выйдет из строя. Позволительно сократить объем ремонта в сетях, сэкономить материалы, затраты, обратив их в доход и разделить.
Причины подобного отношения арендаторов к соблюдению технологической дисциплины и обеспечению сохранности, исправности и длительной готовности оборудования и сооружений состоят в неотработанности арендных взаимоотношений, несовершенстве закона об аренде и договора об аренде, которые не предусматривают ответственности арендатора за сохранность основных фондов и поддержание их в постоянно работоспособном состоянии. Поэтому арендодатель (а в отрасли это, как правило, энергообъединения и предприятия) при заключении договора об аренде должен принять максимум мер, направленных на соблюдение ПТЭ, ПТБ и инструкций арендатором, включив их в договор.
Новым обстоятельством в работе энергетики является обструкция частью общественности, называющей себя движением «зеленых», развития не только атомной энергетики, но и строительства ряда гидравлических и отдельных тепловых электростанций. Решения, принимаемые местными органами советской власти под давлением «зеленых», если не будут своевременно (в ближайшее же время) отменены вышестоящими органами или правительством, через 3—5 лет неизбежно приведут к перебоям в промышленности из-за нехватки электроэнергии.
Очевидно, некоторые из таких решений оправданы. Это, например, закрытие Армянской АЭС, расположенной в зоне более высокой сейсмичности, чем та, на которую она рассчитана.
Другие же решения иногда просто абсурдны. К ним, без сомнения, относится решение Моссовета о прекращении строительства Северной ТЭЦ в Москве. Его можно сравнить с действиями владельца гаража, имеющего 16 автомобилей-развалюх, который отказывается от уже оплаченного «Мерседеса» по той причине, что его некуда поставить. Выкинуть одну из развалюх и освободить место для новой машины у этого горе владельца не хватает сообразительности.
Никаких сигналов от Верховных Советов СССР или республик либо их правительств о возможной отмене ряда неправильных решений о прекращении строительства или задержке ввода почти готовых электростанций не поступает, поэтому работники Госинспекции, как и все энергетики, должны сознавать, что близится пора резкого дефицита электрической и тепловой энергии, когда каждый останов генерирующего оборудования по каким бы то ни было причинам будет немедленно осложнять работу народного хозяйства.
При этом неизбежно будут останавливаться различные производства, в том числе и весьма ответственные, и случаи таких остановов будут рассматриваться на правительственном уровне. Нас не должны ввести в заблуждение рассуждения некомпетентных борцов за экологию и стихийных оптимистов о том, что народное хозяйство может обойтись меньшим количеством электроэнергии, чем потребляет нынче. Отсюда вывод — работа по предупреждению вынужденных остановов оборудования, проводимая Госинспекцией, становится еще более важной и уровень ее требует всемерного повышения.
В процессе становления новых форм собственности, новых трудовых, экономических и общественных отношений роль Госинспекции и необходимость выполнения ее требований должны возрастать.