ГОРЕВ Н. Ф., канд. техн. наук, начальник Государственной инспекции по эксплуатации электростанций и сетей Минэнерго СССР
В энергетических изданиях периодически появляются письма читателей, в которых выражается отрицательное отношение к Госинспекции.
Каковы причины такого отношения к Госинспекции со стороны эксплуатационников? Ответ на этот вопрос тем более важен, что отрицательное отношение проявляется иногда и в аппарате министерства и даже в органах государственного управления.
Госинспекция призвана путем постоянного побуждения персонала к соблюдению правил технической эксплуатации, техники безопасности, производственных и должностных инструкций обеспечивать максимально надежную и безопасную эксплуатацию энергетического оборудования, являющегося потенциально опасным. Его эксплуатация связана с высокими уровнями энергии (температура и давление пара и воды, напряжение электрического тока и др.), неконтролируемые проявления которой всегда опасны. Кроме того, энергетика использует в очень больших объемах широкую гамму материалов: от взрыво- и пожароопасных (мазут, газ) до ядовитых (химреагенты и т. п.).
Нарушения отдельных положений правил и инструкций приводят к серьезным, порой трагическим или катастрофическим последствиям, поэтому борьба с нарушениями должна вестись бескомпромиссно. Инспекция, идущая на компромиссы, не принимающая мер к нарушителям независимо от их ранга и должности, отрасли не нужна. Основным в работе Госинспекции то эксплуатации электростанций и сетей является высокая требовательность к персоналу, необходимость выявлять чужие ошибки и указывать на них.
При этом работа инспектора неизбежно связана с причинением неприятностей многим людям, иногда недостаточно ответственным и дисциплинированным, а чаще просто несправившимся (возможно не по своей вине) с решением той или иной задачи. Естественно, что в таких условиях рассчитывать на хорошее отношение к инспекции не приходится, но тем более важна поддержка требовательной позиции инспектора со стороны руководящих работников эксплуатационных подразделений.
Однако все наши предприятия работают в условиях дефицита материалов, запасных частей, рабочей силы. Руководителю поэтому часто трудно выполнить требования инспектора, хотя они и справедливы, и основаны на действующей инструкции по эксплуатации оборудования или по технике безопасности. Работники на местах, которые не могут решить вопросы материально-технического снабжения или изыскания подрядчика для ликвидации просчетов эксплуатации, попадают под жесткий контроль инспекции и из чувства самозащиты начинают чернить ее представителей. Таким образом и создается отрицательное отношение к инспекции. Оно, если и не открыто, то интонационно, звучит в докладах «наверх» в Минэнерго СССР и создает соответствующую атмосферу и в руководстве министерства, затрудняя нормальное функционирование Госинспекции.
Серьезные трудности испытывают практически все инспекторы на предприятиях электрических и тепловых сетей в использовании служебного транспорта для профилактической работы и контроля соблюдения правил техники безопасности. Имеются и другие трудности. Все это не способствует не только нормальной работе Госинспекции, но и нормальной работе всех энергетических предприятий.
Многолетний опыт работы органов надзора за эксплуатацией показывает, что периодически на Госинспекцию постепенно нарастает отрицательное моральное давление со всех сторон, приводя « постепенному снижению ее роли, а затем это оборачивается резким снижением надежности энергоснабжения народного хозяйства.
Тогда руководство министерства или страны ставит все на свои места, повышает статус Госинспекции, возвращает ей права, и даже расширяет их, увеличивает численность персонала. Отдача появляется очень быстро, аварийность снижается, надежность энергоснабжения повышается.
Таким образом Госинспекция развивается в течение нескольких лет по синусоиде с возрастающей амплитудой и периодом около 10 лет. Приведу для иллюстрации только акции руководства Минэнерго СССР и руководства страны начиная с 1936 г., направленные на повышение статуса инспекции.
В 1936 г. распоряжением Главэнерго Наркомтяжпрома была создана система технического надзора за эксплуатацией электростанций и сетей, включавшая себя аварийную инспекцию в Москве и подчиненных непосредственно Главэнерго аварийных инспекторов в энергоуправлениях и на энергокомбинатах. На аварийную инспекцию Главэнерго НКТП были возложены функции по расследованию аварий, плохой работы и дефектов эксплуатации, обследованию противоаварийной работы, контроля за проведением противоаварийных мероприятий, изучения дефектов оборудования (совместно с техническим отделом Главэнерго), ведения статистического учета аварийности.
В 1939 г. во вновь организованном на базе Главэнерго НКТП Наркомате электростанций и электропромышленности приказом наркома была введена должность главного инспектора по эксплуатации при наркомате с подчинением его первому заместителю наркома, образованы инспекции по эксплуатации в главках и введены должности инспекторов по эксплуатации в энергосистемах.
В 1944 г. уже в составе Народного комиссариата электростанций была организована Главная инспекция по эксплуатации, в состав которой входили районные инспекторы. Функции Главной инспекции были расширены, на нее возлагалось также методическое руководство противоаварийной работой инспекцией главков и выдача оперативной информации руководству наркомата.
В 1952 г. Совет Министров СССР обязал Министерство электростанций пересмотреть работу Главной инспекции но эксплуатации, дополнительно расширив ее функции и права и увеличив штаты. Совет Министров СССР установил, что главный инспектор по эксплуатации должен быть членом коллегии Министерства электростанций, приравнял оклады старших инженеров-испекторов к окладам начальников ПТО этих энергоуправлений.
В 1962 г. поостановлением Совета Министров СССР Главная инспекция по эксплуатации была преобразована в Государственную инспекцию по эксплуатации электростанций и сетей (на правах главного управления), были увеличены ее штаты. К сожалению, при этой реорганизации почему-то не сочли возможным поставить рядом слова «Главная Государственная» как в Главгосэнергонадзоре. Очевидно, следует возвратить Госинспекции статус главного управления, назвав ее Главгосэнергоинспекцией.
В 1979 г. распоряжением Совета Министров СССР проведено значительное расширение функций Госинспекции, усилен ее центральный аппарат, образованы зональные органы Госинспекции, увеличена ее штатная численность.
В 1987 г. (приказ от декабря 1986 г.) проведено очередное расширение функций и штатов Госинспекции.
Между этими высшими точками были годы снижения статуса, в том числе и сокращения штатов на местах или в центральном аппарате, уменьшение номенклатуры отдельных категорий работников и др.
Расширение состава и функций Госинспекции, проведенное в 1987 г. с целью усиления технического надзора и контроля за соблюдением на энергопредприятиях норм и правил эксплуатации и ремонта оборудования, позволило направить инспектора на каждую электростанцию мощностью 1000 МВт и более, во все крупные электросетевые и теплосетевые предприятия, укомплектовать расширенные зональные органы высококвалифицированным персоналом. И результаты не замедлили сказаться.
Резко снижено число аварий в энергетике страны (с 547 в 1987 г., до 422 в 1988 г. и 362 в 1989 г.), в том числе по вине персонала с 200 до 159 и 114 соответственно. В 1988—1989 гг. удалось избежать таких крупных аварий, какие произошли в предшествующие годы на Экибастузской и Азербайджанской ГРЭС, ТЭЦ-20 и ТЭЦ-21 Мосэнерго, Сырдарьинекой ГРЭС с пожарами, разрушением оборудования и сооружений.
Мы не обольщаемся этими хорошими результатами и понимаем, что львиная доля в этом снижении аварийности принадлежит эксплуатационникам, работающим на электростанциях и в сетях, существенно улучшившим свою работу. Вместе с тем и определенная доля труда работников Госинспекции в этом также есть. У нас есть основания говорить об этом, поскольку число нарушений, выявляемых и пресекаемых инспекцией, остается довольно большим.
В течение 1989 г. по указанию Госинспекции принудительно остановлены и выведены в ремонт представляющие опасность в эксплуатации и чреватые авариями 47 энергоблоков, 125 турбоагрегатов, 77 котлов; 936 раз приостанавливались потенциально опасные переключения в электроустановках, зарегистрировано 2930 случаев отстранения от производства персонала, нарушившего правила техники безопасности. Нет сомнения, что в результате этих действий сокращено число серьезных аварий и сохранены жизнь и здоровье многих людей. Ведь основные причины принудительных остановов, например блоков и трансформаторов, это протечки масла, утечки водорода, чреватые пожарами, взрывами, опасными для жизни людей.
Следует отметить, что повышение интенсивности деятельности инспекции за последние два года сопровождается стабильным уменьшением общего числа запретов работы оборудования, приостановок переключений в электроустановках и отстранений от работы персонала, нарушающего правила техники безопасности. Так, в 1988 г. были принудительно остановлены 67 энергоблоков, 175 турбоагрегатов, 105 котлов; 1327 раз приостанавливались переключения в электроустановках, 3602 раза отстранялся от производства персонал, нарушивший правила техники безопасности. Это свидетельствует о повышении внимания персонала предприятий и энергосистем к обеспечению надежности энергоснабжения народного хозяйства.
От работников на местах иногда можно слышать, что инспекторы Госинспекции пишут предписания с большим количеством мероприятий, затем заставляют их выполнять и тем отвлекают работников предприятий от полезной деятельности.
Вероятно, не все еще знают, что инспектор в подавляющем большинстве случаев пишет только те замечания и мероприятия, которые требуется выполнять в соответствии с существующими положениями и инструкциями. И если инструкции по эксплуатации не выполняются, и инспектор это увидел и обратил внимание руководства предприятия, то сердиться надо, видимо, не на инспектора, а на себя или на инструкцию. Если неправы вы сами — смиритесь и выполняйте. Если «неправа» инструкция — опротестуйте ее, но до отмены все равно выполняйте. Если неправ инспектор — обратитесь в зональный орган или в Госинспекцию, его поправят.
Есть, правда, особые случаи, когда инспектор может дать предписание остановить, например, блок, из подшипников турбины которого вытекает масло и заливает лестницы, площадки и пол под турбиной, хотя в инструкции нет соответствующего пункта. Но ведь он тем самым спасает станцию от пожара.
Учитывая, что инспектор не имеет практически права требовать от эксплуатации того, чего нет в инструкциях, можно надеяться, что эксплуатация и инспекция постепенно найдут общий язык.
Взаимоотношения энергопредприятий и Госинспекции — улица с двусторонним движением. И мы сознаем, что в отдельных случаях трудности в установлении нормальных взаимоотношений могут быть вызваны неправильными подходами наших инспекторов. Люди есть люди, и ошибки случаются. И центральный аппарат, и зональные органы на местах всегда готовы рассмотреть представления о конкретных допущенных инспектором ошибках и навести порядок. При этом, конечно, не следует ожидать, что будет снижена требовательность, однако справедливость в любом случае будет восстановлена.
В настоящее время численность персонала Госинспекции на местах составляет 930 чел., т. е. менее 0,1 % численности персонала энергообъединений и энергопредприятий, эксплуатирующих энергетическое оборудование. Один инспектор на 1000 чел. персонала и 100 млн. руб. основных средств в виде сложнейшего энергетического и электротехнического оборудования и сооружений — это очень немного. Тем более, что ряд руководителей предприятий ставит вопрос о введении должностей инспекторов на предприятиях, где их нет, а также о расширении функций и прав Госинспекции в решении многих других вопросов обеспечения надежности, в том числе связанных с работой научных, проектных, строительно-монтажных, наладочных, снабженческих и других организаций. Необходимо поэтому интенсифицировать работу инспекции и усилить ее взаимодействие особенно с персоналом в электрических сетях, где инспекторы практически лишены транспорта. Совсем немного внимания требуется со стороны главного инженера предприятия или начальника какой-либо службы, выезжающего в РЭС и на участки, чтобы пригласить инспектора в машину, а потом забрать его обратно.
Для улучшения контакта с эксплуатационным персоналом личные планы работы инспекторского состава Госинспекции на объектах и при энергосистемах согласовываются с планами противоаварийной работы энергосистем, осуществляется целенаправленное методическое руководство работой персонала служб надежности.
Необходимо повысить статус и роль Госинспекции и престиж государственного инженера-инспектора. Кроме высокой требовательности, существует еще одно важнейшее условие, которому должен удовлетворять государственный инспектор и Госинспекция в целом. Это — высочайший уровень квалификации. Следует отметить, что при реорганизации Госинспекции в 1987 г. руководству Минэнерго СССР и Госинспекции удалось путем установления высокого статуса создать необходимый уровень престижа государственного инженера-инспектора.
Для этого были приняты специальные меры: начальники зональных управлений были введены в номенклатуру должностей, утверждаемых министром; зарплата их была установлена на уровне руководителей энергоуправлений, а зарплата старших инженеров-инспекторов — на уровне заместителей главных инженеров энергоуправлений. Принято решение о выдаче всему инспекторскому составу удостоверений за подписью министра, дающих право входа на любой энергетический объект в любое время суток и т. п. В результате этого ряды Госинспекции пополнились высококвалифицированными кадрами, способными решать все стоящие задачи.
Однако, уже в 1987 и 1989 гг. предпринят ряд шагов, направленных на понижение статуса государственного инженера-инспектора. С введением новых должностных окладов в соответствии с постановлением № 1115 от 17.09.86 потеряно равенство в уровне зарплаты работников инспекции и энергоуправлений, начальники зональных органов выведены из номенклатуры министра. Начался отток квалифицированных кадров из Госинспекции. Только в 1988 г. уволилось 80 чел., половина из них перешла на более высокооплачиваемые руководящие должности в эксплуатации (в том числе на должности первых руководителей, главных инженеров предприятий и энергоуправлений).
В принципе пополнение штатов руководящих кадров эксплуатации специалистами, прошедшими школу Госинспекции, следовало бы всячески приветствовать и поддерживать. Однако было бы правильнее, если бы этот процесс шел естественно, и не в ущерб общей квалификации работников Госинспекции. Тут же создалось такое положение, что на место ушедших работников было невозможно (в связи со сравнительно более низкой зарплатой) взять работников требуемой квалификации, приходилось несколько снижать уровень требований, что неизбежно должно было приводить к общему снижению квалификации специалистов Госинспекции.
В июне 1989 г. состоялось заседание коллегии Минэнерго СССР, рассмотревшей результаты деятельности Госинспекции. Коллегия одобрила направления деятельности Госинспекции и приняла решение о необходимости осуществления мер, направленных на исправление имеющихся недостатков, в том числе в утверждении достойного статуса Госинспекции. Коллегия подтвердила, что отрасли нужна требовательная и высококвалифицированная инспекция.