27 июня 2001 г. состоялось совместное заседание НТС РАО “ЕЭС России” и Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем по теме “Концепция технического перевооружения тепловых электростанций”, на котором присутствовали 135 чел.
На совместном заседании выступили: со вступительным словом председатель НТС РАО “ЕЭС России” и Научного совета РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики, чл.-кор. РАН А. Ф. Дьяков; с докладом “Концепция технического перевооружения тепловых электростанций” А. С. Земцов, генеральный директор ОАО “Институт Теплоэлектропроект”; с заключением экспертной комиссии A.А. Романов, председатель экспертной комиссии, начальник Департамента технического перевооружения и совершенствования энергоремонта РАО “ЕЭС России”.
В обсуждении доклада приняли участие: О. Н. Фаворский (академик РАН, академик-секретарь ОФТПЭ РАН), В. И. Кирюхин (академик РАН, генеральный директор ОАО “Калужский турбинный завод”), К. К. Крайнов (первый заместитель генерального директора Представительства Центрэнерго), А. С. Некрасов (заместитель директора Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН), В. А. Купченко (главный инженер Фирмы ОРГРЭС), Э. П. Волков (чл.-кор. РАН, генеральный директор ОАО “ЭНИН им. Г. М. Кржижановского”), А. Г. Тумановский (заместитель генерального директора АО ВТИ), Ю. Г. Шакарян (заместитель генерального директора ОАО ВНИИЭ), В. А. Сужев (заместитель главного инженера ОАО “Конаковская ГРЭС”), Ю. В. Петров (заместитель генерального директора ОАО “Машиностроительный завод “ЗиО-Подольск”), Л. С. Попырин (чл.-кор. РАН), Е. А. Волкова (заведующая лабораторией ИНЭИ РАН), Б. Л. Барочин (главный инженер ВНИПИэнергопрома).
Заслушав доклад, заключение экспертной комиссии и выступления в дискуссии, НТС РАО “ЕЭС России” и Научный совет РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики отмечают следующее.
В “Концепции технического перевооружения тепловых электростанций РАО “ЕЭС России” и АО-энерго на период до 2015 г.” (далее концепция), разработанной ОАО “Институт Теплоэлектропроект” совместно с ОАО ВТИ, АО “Фирма ОРГРЭС”, ОАО “Институт Энергосетьпроект”, АООТ “ЦКБ Энергоремонт”, ООО НТЦ “РАН-энерго”, выполнен большой объем работ по анализу состояния и систематизации основного оборудования ТЭС, его модернизации с учетом предложений отечественных заводов, уделено значительное внимание принципиальной оценке внедрения новой техники и технологий на ТЭС с учетом параметров, единичной мощности оборудования и вида используемого топлива.
В качестве методической основы, определяющей физический и моральный износ, технический уровень оборудования, снижение его надежности и безопасности, принят показатель ресурса оборудования. При этом границей, определяющей начало технического перевооружения, является (как правило) исчерпание паркового ресурса, а само техническое перевооружение включает два направления: замену действующего оборудования на новое на базе прогрессивных технологий и модернизацию путем установки более совершенного оборудования в рамках действующей технологии.
Сформулирован “системный подход”, рекомендующий, в частности, замену ПСУ КЭС на природном газе на ПГУ с использованием ГТЭ-110, V.94.2 и ГТЭ-180; модернизацию блочных КЭС на твердом топливе с повышением температуры перегрева пара и единичной мощности блоков; разработку и внедрение новых блоков 300 - 600 МВт на суперсверхкритические параметры пара 30 МПа, 600/600°С для КЭС с энергоблоками 300 - 500 МВт СКД на угле; модернизацию ТЭЦ на параметры 13 МПа и выше; замещение оборудования газовых ТЭЦ 9,0 МПа на ГТУ-ТЭЦ и ПГУ-ТЭЦ; перевод угольных ТЭЦ 9,0 МПа, расположенных вблизи магистральных газопроводов, на природный газ; перевод угольных ТЭЦ 9,0 МПа, удаленных от газопроводов, на новые угольные технологии ПГУ с КСД и ПГУ с газификацией.
При рассмотрении направлений модернизации оборудования ТЭС выделено продление его сроков службы после исчерпания паркового ресурса с заменой базовых узлов котлов, турбин и паропроводов, а также в случае необходимости генераторов и силовых трансформаторов с выполнением расширенного объема работ в период капитальных ремонтов. Кроме того, в целях повышения показателей экономичности, надежности, маневренности и экологических характеристик может проводиться частичная модернизация до исчерпания паркового ресурса. Отмечено, что определяющим при модернизации является техническое состояние оборудования. Назначены критерии вывода оборудования на модернизацию: исчерпание паркового, заводского или установленного нормативами ресурса как первоосновы и индивидуального ресурса в качестве критического срока, характеризующегося лавинообразным накоплением повреждаемости узлов оборудования.
Проведен анализ резервов повышения экономичности оборудования ТЭС при его частичной или полной модернизации и показано, что совершенствование тепловой схемы энергоблоков, турбинной и котельной установок, вспомогательного оборудования позволяет повысить эффективность топливоиспользования при производстве электроэнергии на величину от 10 до 60 г
условного топлива на 1 кВтч в зависимости от типа и параметров оборудования. Отмечено при этом, что действующий порядок определения эффективности топливоиспользования (методика ОРГРЭС 1995 г.) на ТЭЦ не позволяет оценить реальные технико-экономические показатели оборудования.
При рассмотрении технического перевооружения ТЭС на основе новой техники и технологий применительно к ТЭС на газе проанализированы состояние и показатели отечественных и зарубежных ГТУ и ПГУ. В соответствующих таблицах показано, что для многих ПГУ большой мощности зарубежных фирм КПД нетто составляет 57 - 60%, в то время как аналогичный проектный показатель для перспективных отечественных ПГУ 52,4 - 52,5%. Применительно к ТЭС СКД на твердом топливе особое внимание уделено повышению параметров пара до суперсверхкритических, а для ТЭС 13 и 9 МПа - технологии сжигания угля в кипящем (КС) и циркулирующем кипящем (ЦКС) слое при атмосферном и повышенном давлении. Показано, что эффективность топливоиспользования при производстве электроэнергии повышается в зависимости от выбранных технологий, типа и параметров пара заменяемого оборудования в широких пределах от 20 до 220 г условного топлива на 1 кВт-ч.
На основании проведенных расчетов оценена годовая экономия топлива “газ-уголь” по пятилетним периодам и по каждой группе оборудования ТЭС, которая на конец расчетного периода составляет 15,8 млн. т условного топлива в год.
В концепции приведены некоторые количественные ориентиры по объемам и капиталовложениям в техническое перевооружение ТЭС по пятилетним периодам до 2015 г. включительно. Они составляют
| 2001 - 2005 | 2006 - 2010 | 2011 - 2015 | Всего |
Объем технического перевооружения ТЭС, млн. кВт | 48,9 | 24,7 | 17,3 | 91,0 |
Капиталовложения, млрд. дол. | 26,6 | 12,8 | 9,3 | 48,7 |
Приведены также удельные стоимостные показатели технического перевооружения шести ТЭС на базе новых технологий, составляющие 360 - 532 дол. на 1 кВт.
Даны предложения по пилотным установкам на 23 первоочередных ТЭС, подлежащих техническому перевооружению, без привязки к календарному времени. При этом на 13 ТЭС (Щекинской, Дзержинской, Конаковской, Ивановской, Клинцовской, Заинской, Краснодарской, Сургутской ГРЭС-1, Тюменской ТЭЦ-1, Пермской ГРЭС, Ленинградской ТЭЦ-5, ГРЭС-3 и ГРЭС- 24 Мосэнерго) предложены пилотные ГТУ и ПГУ на базе отечественных газовых турбин ГТЭ-110, ГТЭ-180, НК-37. На Рязанской, Черепетской, Рефтинской, Назаровской и Троицкой ГРЭС предложены пилотные установки блоков повышенной экономичности с турбинами К-330-240 и К-525-240 и блоков на суперсверхкрити- ческие параметры с турбинами К-300-300 и К-525-300. Пилотные установки котлов с ЦКС предложены на Черепетской, Несветай и Приморской ГРЭС, а на ВерхнеТагильской ГРЭС - установка ПГУ с котлом КСД и ПГУ с газификацией угля.
Сформированы предложения по дальнейшим направлениям работ в области технического перевооружения ТЭС и необходимости постоянной корректировки и методического совершенствования принятых подходов.
В концепции обстоятельно выполнен предварительный программный раздел в виде предложений по техническому перевооружению ТЭС на период до 2015 г. В нем рассмотрены 311 тепловых электростанций всех энергосистем поблочно (поагрегатно) с рекомендациями по модернизации или внедрению новых технологий с указанием соответствующих сроков.
Вместе с тем, по концепции имеется ряд замечаний.
В концепции недостаточно проработан экономический раздел, а также вопросы технического перевооружения электрической части ТЭС.
Принимая в целом предложенный набор новых технологий, нельзя согласиться с оставлением без изменений оборудования угольных ТЭС на давление 9 МПа и ниже.
Недостаточно проработаны вопросы охраны окружающей среды и совершенствования природоохранного оборудования.
При рассмотрении объемов работ и оценке стоимости технического перевооружения ТЭС не выполнено их разделение по видам топлива и видам техперевооружения (модернизация и новые технологии), что затрудняет анализ проблемы.
Приведены балансы мощности и балансы топлива в целом по электроэнергетике, включая и затраты топлива на производство тепла и на топливопотребление вновь строящихся ТЭС, что не позволяет оценить результаты топливной политики при техническом перевооружении действующих ТЭС.
Программные предложения по техперевооружению ТЭС на период до 2015 г. не увязаны со сроками поставки оборудования и новых технологий, материальными и финансовыми ресурсами, технологическими сроками проектирования, строительства и монтажа.
В работе доля мазута для электростанций в 2015 г. в процентном отношении составляет 6,4% и практически остается на уровне 1999 г., однако в абсолютном значении увеличивается до 23,6 млн. т условного топлива. Это вызывает сомнения как по ресурсным возможностям, так и по экономическим условиям.
В концепции указывается, что создание блоков суперсверхкритических параметров пара может быть освоено в течение 3 - 5 лет, но на период до 2015 г. предусмотрена установка одного блока с турбиной К-525-300 и двух блоков с турбиной К-300-300.
Крупномасштабная, по сути национальная задача технического перевооружения российской теплоэнергетики, рассчитанная на долгосрочный период 15 лет и далее, должна иметь ясные цели и удовлетворять актуальным требованиям к электроэнергетике, усложнившимся в последнее десятилетие. Этому не в полной мере соответствуют задачи, изложенные на стр. 8 и 9 сводного тома концепции. В результате технического перевооружения теплоэнергетика должна эффективно работать в предстоящие 45 - 50 лет, надежно и экономично обеспечивая при этом социально-экономическое развитие страны.
К числу актуальных требований, учитываемых при техническом перевооружении теплоэнергетики, должны быть отнесены:
оптимизация топливного баланса ТЭС с учетом новой политики ценообразования на природный газ и возможностей наращивания добычи и поставок энергетических углей;
экологические требования, вытекающие из принятого в 1999 г. Закона “Об охране атмосферного воздуха”, обязательств Российской Федерации по выполнению конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и протоколов к ней, Рамочной конвенции ООН об изменении климата, вступившей в силу 21 марта 1994 г. и ратифицированной ГД РФ 14 октября 1994 г.;
повышение маневренности ТЭС, работающих в ЕЭС России, как по скорости изменения нагрузки и точности регулирования частоты, так и по регулировочному диапазону, продиктованное изменением структуры мощностей в ЕЭС - снижением доли ГЭС и увеличением доли АЭС, а также требованиями потребителей в условиях конкурентного рынка;
повышение эффективности топливоиспользования как природного газа, так и угля, снижение расхода электроэнергии и тепла на собственные нужды ТЭС;
безусловное и эффективное использование существующей социальной технологической и рыночной инфраструктуры и существующих площадок ТЭС особенно с учетом принимаемого ГД РФ Кодекса о земле и повышения в перспективе ее стоимости, что существенно повышает конкурентоспособность технического перевооружения по сравнению с новым строительством;
обеспечение в результате технического перевооружения значительного прироста мощности ТЭС, ликвидация на новой технологической основе существующих разрывов между установленной и располагаемой мощностью ТЭЦ и КЭС в размере 16 млн. кВт;
техническое переоснащение теплоэлектроцентралей, повышение экономичности производства и транспорта тепла особенно в увязке с предстоящим переходом на 100% оплаты населением тепла в результате реформы коммунального хозяйства;
определение стартовых позиций и масштабов использования современных и новейших технологий экологически чистого производства электроэнергии и тепла как на природном газе, так и на твердом топливе на рассматриваемом интервале 15 лет;
постановка задач перед энергосистемами, технологическими, экономическими и проектными организациями как в центре, так и на местах по наработке технических и экономических решений, учитываемых при конкретном проектировании технического перевооружения ТЭС;
постановка концептуальных задач перед отраслевой наукой и энергомашиностроением, в том числе по ускорению разработки и освоения новейших энергетических технологий, пересмотру ресурсной политики в отношении ТЭС, имея в виду то, что ресурс металла оборудования, включая и термонапряженные его узлы, особенно с учетом технологии восстановительной термообработки (ВТО) не определяет ресурс энергоблока в целом и не может быть использован как критерий технического перевооружения;
прогнозная оценка экономических результатов технического перевооружения с опорой на предварительную программную часть концепции в виде динамики тарифов на электро- и теплоэнергию с учетом цен на топливо по регионам России в целом.
Наиболее перспективный и стратегически правильный путь наращивания мощностей в теплоэнергетике - это повышение эффективности топливоиспользования за счет широкого внедрения новейших технологий при техническом перевооружении газовых и угольных ТЭС. При этом недопустимо применение устаревших проектов технического перевооружения электростанций.
Необходимо оценить реальные возможности отечественного энергомашиностроения для решения неотложных задач технического перевооружения теплоэнергетики. Дальнейшее затягивание этапа выдачи заказов энергомашиностроению особенно опасно. Здесь требуется поддержка со стороны государства аналогично тому, как это делается во многих промышленно развитых странах. Необходима государственная программа технического перевооружения электроэнергетики.
В настоящее время в отрасли сложилась критическая обстановка с выделением финансирования для технического перевооружения ТЭС. Так, в Центрэнерго на Черепетской ГРЭС более 3 лет шла замена цилиндра турбины № 2 из-за недостатка средств. Особую тревогу вызывает утрата специалистов: монтажников, теплоизоляционщиков и других специальностей. Для проведения даже небольших по объемам работ их приходится собирать по всей России.
Необходимо срочно решить вопрос с определением надежного источника финансирования работ по техническому перевооружению ТЭС. Такими базовыми источниками в настоящее время могут быть амортизационные отчисления и инвестиционная составляющая в тарифе (себестоимости) электроэнергии.
НТС РАО “ЕЭС России” и Научный совет РАН по проблемам надежности и безопасности больших систем энергетики решили:
1 Принимая во внимание содержание технического задания концепции, предусматривающее разработку технического перевооружения ТЭС РАО “ЕЭС России” и ОАО-энерго в рамках только основного технологического оборудования и технологий производства электроэнергии и тепла, рекомендовать следующее наименование работы: “Концепция технического перевооружения ТЭС РАО “ЕЭС России” и ОАО-энерго. Основное технологическое оборудование и новые технологии производства электрической и тепловой энергии”.
Одобрить выполненную работу под указанным выше наименованием при условии внесения в нее разработчиками концепции: ОАО “Институт Теплоэлектропроект”, ОАО ВТИ, ОАО Энергосетьпроект, АО “Фирма ОРГРЭС”, АООТ “ЦКБ Энергоремонт” предложений и устранения замечаний, изложенных в заключении экспертной комиссии, настоящем решении и высказанных выступившими в дискуссии.
Рекомендовать заказчикам концепции: Департаменту технического перевооружения и совершенствования энергоремонта и Департаменту научно-технической политики и развития РАО “ЕЭС России” в развитие рассматриваемой концепции продолжить работу по разработке следующих важных направлений:
основное и вспомогательное электротехническое оборудование, главные схемы электрических соединений и схемы электрических собственных нужд ТЭС, релейная защита и автоматика;
вспомогательное оборудование и технологии на ТЭС, схемы тепловых собственных нужд (топливоподачи и склады топлива, газопроводы и ГРП, золошлакоудаление, азото- и сероочистки, водоподготовка, тех- водоснабжение и др.);
территория, строительная часть, сооружения и инженерные коммуникации с учетом положений Кодекса о земле;
теплоэлектроцентрали и тепловые сети;
АСУ ТП и диагностические системы оборудования ТЭС;
задачи энергомашиностроения и электротехнической промышленности по обеспечению технического перевооружения ТЭС современным и новейшим оборудованием;
ресурсное обеспечение, строительно-монтажные кадры, оборудование и стройиндустрия, необходимые для технического перевооружения ТЭС;
программные задачи технического перевооружения ТЭС РАО “ЕЭС России” и ОАО-энерго на период до 2015 г. и инвестиционная политика;
особенности технико-экономического обоснования и организации технического перевооружения ТЭС в условиях реструктуризации электроэнергетики, создания горизонтальных генерирующих компаний и конкурентных рынков электроэнергии и мощности.
2 Считать целесообразным выполнить в экономической части концепции:
исследования, в том числе путем уточнения существующих данных, перспективного ценообразования на топливо и вытекающей из них динамики топливной составляющей в себестоимости и тарифах на электроэнергию и тепло, цен на новое оборудование и технологии отечественного и зарубежного производства, затрат на проектные работы и НИОКР, удельных капиталовложений в техническое перевооружение и модернизацию по всему спектру новых технологий;
укрупненный анализ эксплуатационных издержек в целом, включая постоянные затраты, до и после технического перевооружения ТЭС и экономических мер, направленных на повышение конкурентоспособности ТЭС в условиях конкурентного рынка электроэнергии и мощности;
обоснование и оптимизацию (на базе исследования различных вариантов) величины и реальной динамики потребных капиталовложений по интервалам расчетного периода, источников инвестиций, включая использование собственных средств и привлеченного капитала с учетом его стоимости, обоснование выдвинутого в настоящей работе тезиса о достаточности амортизационных отчислений для технического перевооружения ТЭС;
прогноз динамики тарифов на электроэнергию по интервалам расчетного периода и по ОЭС в двух вариантах: включение затрат на техническое перевооружение в прибыль (1) и введение инвестиционной составляющей в себестоимость (2). На основании сопоставления полученных величин сделать обоснованный вывод в пользу второго варианта;
расчет экономической эффективности и составление укрупненного бизнес-плана, экономически обосновывающего техническое перевооружение ТЭС с учетом перспективного спроса на электроэнергию и тепло, ущерба от ненадежного энергоснабжения в результате аварийности существующего оборудования, обеспечения необходимых резервов мощности.
Рекомендовать заказчику и разработчику концепции привлечь для выполнения экономического раздела концепции ЭНИН им. Г. М. Кржижановского, НИИЭ, ИНЭИ РАН и Институт народно-хозяйственного прогнозирования РАН.
3 Рекомендовать при доработке концепции:
- Усилить раздел по охране окружающей среды. Выполнить количественную оценку динамики изменения эмиссии (NO*, SO2), (CO2) тепличных газов, выбросов твердых частиц, тяжелых металлов и других ингредиентов с учетом увеличения доли и абсолютного потребления угля в топливном балансе действующих ТЭС. Рассмотреть и дать рекомендации по применению новых отечественных и зарубежных технологий по азото- и сероочистке отходящих газов ТЭС, совершенствованию действующего низкоэффективного золоулавливающего оборудования — мокрых скруббер- ных золоуловителей и электрофильтров. Сформулировать требования к перспективному отечественному газоочистному оборудованию по эффективности очистки, уровню автоматизации, системам контроля, надежности и долговечности, утилизации отходов или способам их складирования. Проверить выдерживание количественных показателей по эмиссии загрязнителей, налагаемых обязательствами Российской Федерации по выполнению конвенции ЕЭК ООН о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.) и Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1994 г.).
Выполнить анализ потребности в сероулавливающих и азотоочистных установках, высокоэффективных золоуловителях, исходя из требований принятого в 1999 г. Закона “Об охране атмосферного воздуха” с учетом их технологической готовности к промышленному применению. Разработать дополнительно раздел по охране и рациональному использованию водных ресурсов и обращению с отходами энергетического производства.
Подготовить в 2002 г. предложения по обновлению ГОСТ “Котельные установки. ОТТ” в части нормативов выбросов.
- Для определения эффекта от технического перевооружения ТЭС в части прироста мощности и выработки электроэнергии уточнить балансы мощности и электроэнергии по действующим ТЭС до их технического перевооружения и после него по этапам расчетного периода по России в целом и по регионам.
- Для определения изменений объемов потребляемого топлива на производство электроэнергии и структуры топливного баланса действующих ТЭС до технического перевооружения и после него уточнить приведенные в концепции данные по топливу, исключив из них затраты топлива на производство тепла и топливопотребление вновь вводимых в течение расчетного периода ТЭС.
Применительно к твердому топливу привести данные баланса по потребности в основных марках углей, их теплотворной способности и качественному составу.
Применительно к нефтяному топливу (мазуту) исключить его прирост в абсолютных величинах, указанный в концепции, так как для этого нет объективных причин. Более того, в процессе ввода ПГУ и ГТУ доля мазута на газомазутных ТЭС будет снижаться.
- Подробно рассмотреть концептуальные вопросы технического перевооружения ТЭЦ, в том числе: устранения разрывов между установленной и располагаемой мощностью; реконструкции неиспользуемых ПСУ с турбинами с противодавлением на базе новых технологий; применения бесконденсаторных городских ПГУ-ТЭЦ с паровыми ТР турбинами; оптимизации топливоиспользования на ПГУ-ТЭЦ с учетом требования сохранения отпуска тепла; участия ТЭЦ в регулировании частоты и мощности в системе; АСУ ТП ТЭЦ; вопросы ценообразования в себестоимости и тарифах на электроэнергию и тепло, отпускаемые от ТЭЦ. Более детально оценить в долгосрочном плане экологические проблемы и топливную политику в отношении городских ТЭЦ Сибири, имея в виду при этом использование природного газа перспективных сибирских месторождений и применение новых экологически чистых угольных технологий на действующих ТЭС наиболее проблемных в экологическом отношении сибирских городов.
- Расширить проработку концептуальных вопросов технического перевооружения электрической части ТЭС, в том числе в части упрощения и повышения надежности главных схем электрических соединений и схем собственных нужд, применения высоконадежного коммутационного оборудования, взрыво- и пожаробезопасных турбогенераторов с жидкостным и воздушным охлаждением, асинхронизированных синхронных турбогенераторов и перспективных турбогенераторов с высоковольтными (110 кВ) обмотками статора, управляемых реакторов и трансформаторов с подмагничиванием, пожаробезопасных силовых и контрольных кабелей, оптоволоконных систем, цифровых устройств релейной защиты и автоматики, интегрированных информационно-диагностических систем. При составлении программы технического перевооружения ТЭС и разработке конкретных проектов предусматривать широкое внедрение указанного эффективного оборудования, в том числе асинхронизированных турбогенераторов и регулируемого электропривода.
- Уточнить методическую основу концепции, в том числе обоснованность принятия в качестве граничных условий, определяющих вывод ТЭС на техническое перевооружение, паркового и индивидуального ресурсов турбины, имея в виду при этом, что эти характеристики не определяют ресурс энергоблока в целом, особенно с учетом освоения в ближайшей перспективе восстановительной термообработки (ВТО) корпусов турбин, а для турбин с начальным давлением до 39 кгс/см2 парковый ресурс не регламентирован вообще. Четко сформулировать все критерии, на основании которых собственник ТЭС может принять решение о целесообразности проведения технического перевооружения на базе новых технологий или модернизации электростанций.
Устранить противоречия в определении критериев и оценке модернизации, имеющиеся на стр. 46, 47, 48, 49 и 50 концепции. Дать более четкие определения терминов: частичная, коренная модернизация, реконструкция и др.
- АООТ “ЦКБ Энергоремонт” совместно с АО “Фирма ОРГРЭС”, ОАО ВТИ, ОАО “Институт Тепло- электропроект”, ОАО “Институт Энергосетьпроект”, ОАО “Институт Гидропроект” завершить в 2001 г. разработку нормативного документа, определяющего понятия техническое перевооружение, реконструкция, модернизация и новое строительство, и подготовить его для утверждения в Минэнерго России.
- Принимая во внимание имеющееся отставание в освоении современных и новейших экологически чистых технологий производства электроэнергии на органическом топливе, необходимых для широкого использования при техническом перевооружении ТЭС, рекомендовать РАО “ЕЭС России”:
ускорить освоение котла с ЦКС на Несветай ГРЭС Ростовэнерго и наметить электростанции, на которых будет тиражироваться эта котельная установка в период до 2005 г.;
выдать заказ энергомашиностроению на создание в 2001 - 2005 гг. отечественных энергоблоков 300 и 525 МВт на суперсверхкритические параметры пара 30 МПа, 600/600°С для работы на твердом топливе, определить заказчиков и ТЭС, где они будут внедрены;
рассмотреть возможность приобретения лицензий и отдельного зарубежного оборудования для высокоэффективной парогазовой установки на базе котла с КСД для работы на твердых топливах и выполнить ТЭО по его привязке на одной из ТЭС;
ускорить доводку и завершение приемосдаточных испытаний ГТЭ-110 на испытательном стенде Ивановской ГРЭС для последующей разработки и освоения ПГУ-325, ПГУ-170;
принять конкретную программу строительства в ближайшие годы парогазовых установок мощностью 220 и 450 МВт на базе освоенного на Северо-Западной ТЭЦ оборудования отечественного производства;
ускорить разработку (в том числе за счет средств, отчисляемых в технологический фонд Минпромнауки и технологий) в период до 2005 г. отечественной парогазовой установки с внутрицикловой газификацией твердого топлива с созданием межведомственного коллектива с участием специалистов ОАО ВТИ, ИВТАН, Института теплофизики РАН, ОАО ВНИПИэнергопром и энергомашиностроительных предприятий;
ускорить разработку отечественных газовых турбин мощностью 180 - 250 МВт (ОАО ЛМЗ и ОАО Авиадвигатель) и ПГУ на их базе с КПД 56 - 58%, а также газовых турбин мощностью 60 - 80 МВт для технического перевооружения ТЭЦ.
- Рекомендовать Департаменту научно-технической политики и развития, Департаменту технического перевооружения и совершенствования энергоремонта РАО “ЕЭС России” подготовить с учетом предстоящего реформирования электроэнергетики предложения по изменению механизма финансирования новых разработок для отрасли, выполняемых предприятиями энергомашиностроения и авиадвигателестроения.
- Рекомендовать ОАО-энерго, АО-электростанциям:
полнее использовать высокоэффективные отечественные разработки и исключить практику заказа зарубежного оборудования в тех случаях, когда имеется аналогичное отечественное с лучшими технико-экономическими и ценовыми показателями. Это касается паровых турбин малой и средней мощности, питательных насосов Калужского турбинного завода, газовой турбины ГТЭ-110 и ее перспективных модификаций НПО “Машпроект” и ОАО “Рыбинские моторы” и другого оборудования. Считать в связи с этим необходимым усилить конкурсные механизмы поставки оборудования на ТЭС при их техническом перевооружении;
использовать при техническом перевооружении ТЭЦ газотурбинные установки мощностью от 2,5 до - 30 МВт, разработанные на базе авиадвигателей и уже опробованные в газовой промышленности и на электростанциях.
- Рекомендовать ОАО Мосэнерго совместно с ОАО “Институт Теплоэлектропроект” развернуть проектирование высокоэффективной отечественной однова- льной парогазовой установки ПГУ-170 на базе ГТЭ-110 и внедрить ее на ТЭЦ-27 Мосэнерго в период до 2005 г.
- Рекомендовать ЭНИН им. Г. М. Кржижановского возобновить работы по высокоскоростному пиролизу канско-ачинских углей. Учитывая возросший интерес к этому направлению в других странах, восстановить и усилить соответствующее отделение института в целях создания современной опытно-промышленной установки для использования пиролизного газа в ГТУ или ПГУ.
- Рекомендовать ОАО “Институт Теплоэлектропроект”, ОАО ВТИ, ОАО Энергосетьпроект, АО “Фирма ОРГРЭС”, АООТ “ЦКБ Энергоремонт” в развитие концепции разработать “Программу техперевооружения ТЭС на период до 2015 г.” в части установления реальных конкретных сроков проектирования, поставки оборудования и технологически возможных сроков строительства. Включить в состав программы специальные разделы по организации проектирования технического перевооружения ТЭС и по организации строительномонтажных работ при техническом перевооружении ТЭС, имея в виду оценку обеспеченности намечаемой программы работ строительными подразделениями и специалистами, базами стройиндустрии, строительными материалами и конструкциями.
- Учитывая необходимость проведения значительного объема НИОКР по ускоренной разработке и освоению новых технологий для целей технического перевооружения ТЭС, рекомендовать Департаментам научно-технической политики и развития, технического перевооружения и совершенствования энергоремонта РАО “ЕЭС России” провести оптимизацию отраслевых научно-технических программ, в которых предусмотрены НИОКР по новым технологиям для ТЭС, усилить при этом взаимодействие с институтами и заводами энергомашиностроения, имея в виду завершение в период до 2004 - 2005 гг. крупных разработок в области газовых турбин, энергоблоков на суперсверхк- ритические параметры пара, котлов с ЦКС под давлением, газификации угля и других, сконцентрировать финансовые ресурсы НИОКР на этих направлениях.
- Рекомендовать РАО “ЕЭС России” использовать материалы рассматриваемой концепции для подготовки совместно с ФЭК и Минэнерго России предложений по определению объемов инвестиционных средств на 2001 - 2005 гг. и последующий период, необходимых для включения в тарифы потребителей субъектов РФ с целью последующего их обсуждения на совещании у заместителя председателя Правительства РФ В. Христенко в соответствии с пунктом 4 протокола от 21 марта 2001 г. № ХВ-П9-19пр.
- Учитывая важность повышения квалификации специалистов ОАО-энерго и АО-электростанций, ремонтных и наладочных организаций на местах, ведущих вопросы технического перевооружения ТЭС, рекомендовать Департаменту управления персоналом РАО “ЕЭС России” предусмотреть проведение в отраслевой системе повышения квалификации специальных постояннодействующих курсов по монтажу, наладке, эксплуатации и ремонту новейшего оборудования и систем, используемых при техническом перевооружении ТЭС. Привлекать для этой цели специалистов научноисследовательских и проектных институтов и вузов.
- Принимая во внимание крупномасштабный характер проблемы технического перевооружения ТЭС, ее влияние на социально-экономическое развитие страны в предстоящие годы, считать целесообразным обратиться в Правительство Российской Федерации с предложением о разработке в 2001 - 2002 гг. и принятии Федеральной целевой программы “О техническом перевооружении электроэнергетики России”, в которой обосновать необходимость включения в себестоимость (тариф) инвестиционной составляющей, обязательность централизации и увеличения в электроэнергетике затрат на НИОКР, предоставления кредитов под льготные проценты отечественному энергомашиностроению для разработки новых энергетических технологий и оборудования, разработки нормативно-правовых актов в области ценообразования на топливо и тарифной политики на электро- и теплоэнергию в условиях рынка.