Лебедев А. С.
В настоящее время более 20% электроэнергии вырабатывается с использованием газотурбинных установок (в основном по схеме парогазового цикла), и эта доля непрерывно увеличивается. В разработках основных фирм - изготовителей энергооборудования - GE, ALSTOM, Siemens - КПД собственно газотурбинной установки приближается к 40%, а КПД парогазового блока - к 60%.
Российская энергетическая промышленность не располагает сегодня эффективными, серийно производимыми газотурбинными установками.
Одна из основных причин отставания в области газотурбостроения состоит в том, что ГТУ ранее отводилась роль элемента, предназначенного для выработки пиковой энергетической мощности. Для этих целей в АО ЛМЗ была создана и сдана в опытную эксплуатацию в Мосэнерго установка ГТЭ-150, которая на момент написания этой статьи (январь, 2002 г.) остается единственной отечественной мощной энергетической ГТУ, находящейся в эксплуатации непосредственно в энергосистеме. В 90-е годы потребность в использовании такой мощности резко упала. Для ликвидации отставания в области энергетических ГТУ в возможно короткий срок АО ЛМЗ подписало с фирмой Siemens лицензионный договор на производство и продажу в России и Беларуси газотурбинной установки ГТЭ-160 на базе и по документации V94.2.
Установка - прототип V94.2 - характеризуется высокой надежностью (референция продаж превышает 130 единиц), достаточной экономичностью и устойчивым спросом.
Продольный разрез ГТЭ-180
ПГУ | ГТУ | ПТУ | КПД ПГУ, % |
ПГУ-270 | 1 х ГТЭ-180 | К-100 | 55,5 |
ПГУ-540 | 2 х ГТЭ-180 | К-200 | 55,6 |
ПГУ-520Т | 2 х ГТЭ-180 | Т-180 | 54,0 |
Примечание. Отпуск тепла дубль-блока ПГУ-520Т - до 340 Гкал/ч.
Производство этих установок осуществляется как самой фирмой Siemens, так и по ее лицензии фирмой Ансальдо. В 1991 г. было создано совместное предприятие “Интертурбо” (ЛМЗ - Siemens) по сборке установок V94.2 в России, на котором собрано по заказам Siemens 16 таких установок.
“Русификация” турбины Y94.2 сводилась к адаптации оригинальной технической документации к технологическим возможностям АО ЛМЗ, а также смежников (АО ЗТЛ и др.) и поставщиков заготовок и комплектующих.
Возможность успешного и быстрого освоения производства этой установки подтверждается 10- летним сотрудничеством, итогом которого стало изготовление под контролем супервайзеров Siemens примерно 60% ее узлов в АО ЛМЗ и СП “Интертурбо”. Положительным результатом сотрудничества явился успешный пуск в конце 2000 г. первого блока ПГУ-450 на Северо-Западной ТЭЦ Санкт-Петербурга, для которого были поставлены две установки V94.2, собранные на СП “Интертурбо”, и паровая турбина Т-150 АО ЛМЗ. На 01/1 2002 г. наработка двух V94.2 на этой ТЭЦ составила 12 955 ч (экв.), выработка электроэнергии 1132846,5 МВт-ч. Апробированные на Северо-Западной ТЭЦ проектные и технологические решения могут быть с успехом реализованы на других объектах.
Если ГТЭ-160 предназначена для удовлетворения сегодняшнего спроса на газотурбинные установки, то ГТЭ-180 - проект на перспективу.
В основу концепции создания отечественной конкурентоспособной газотурбинной энергетической установки была положена идеология конверсии передовых технологий, реализованных в авиа- двигателестроении, в промышленную энергетику. Именно такой подход использовали ранее ведущие фирмы: Siemens, например, создавал серию “ЗА” совместно с “Пратт-Уитни” на базе авиационного двигателя PW 4000. Подобная конверсия может быть реализована с минимальным техническим риском и в кратчайшие сроки. Исходя из накопленного мирового опыта АО ЛМЗ и ОАО “Авиадвигатель” подписали соглашение о сотрудничестве по созданию энергетической газотурбинной установки мощностью 180 МВт на базе гражданского авиационного двигателя IV поколения ПС-90А, которая получила наименование “ГТЭ-180”. Продольный разрез ГТЭ-180 приведен на рисунке.
АО ЛМЗ и ОАО “Авиадвигатель” разработали и успешно защитили на НТС РАО “ЕЭС России” эскизный (1998 г.) и технический (2000 г.) проекты ГТЭ-180.
Проектные материалы по ГТЭ-180 прошли научную экспертизу и одобрены, в частности, на Координационном совете РАН по техническим наукам 21/V 1999 г. под председательством академика В. Е. Фортова.
В конструкции реализованы следующие принципы:
проточная часть (облопачивание) компрессора полностью моделируется с серийного авиационного двигателя ПС-90А, обладающего уникальным сочетанием газодинамической устойчивости, надежности и эффективности. Это исключает необходимость его доводки по газодинамике и вибросостоянию;
система охлаждения теплонапряженных узлов турбины, прежде всего лопаточных аппаратов, выполняется в соответствии с отработанными на авиационных двигателях аналогами, что обеспечивает их ресурсные характеристики;
низкоэмиссионная камера сгорания и вся система сжигания топлива создаются на базе имеющегося у ОАО “Авиадвигатель” и АО ВТИ экспериментального задела.
Газотурбинная установка ГТЭ-180 планируется как база, на основе которой создается мощностной ряд ГТУ: установки 65 МВт и 250 МВт, получаемые путем аэродинамического масштабирования. Технические характеристики уставок приведены далее.
| ГТЭ-65 | ГТЭ-180 | ГТЭ-250 |
Мощность эл., МВт | 66 | 178 | 242 |
КПД эл., % | 36,0 | 36,7 | 37,0 |
Температура газа, °С: |
|
|
|
на выходе | 550 | 547 | 568 |
перед турбиной | 1330 | 1310 | 1350 |
Такой подход при создании ряда однотипных по конструктивному облику ГТУ широко применяется зарубежными фирмами, так как требует минимальных дополнительных затрат на экспериментальные исследования и доводку, обеспечивает высокую степень воспроизводимости параметров и надежности.
ГТЭ-180 может быть использована в установках комбинированного цикла (ПГУ) (таблица).
Таким образом, выполнение комплекса ведущихся в настоящее время работ по созданию энергетических газотурбинных установок в диапазоне 160- 180 МВт позволяет:
удовлетворить сегодняшний спрос на энергетические газотурбинные установки путем серийного выпуска ГТЭ-160 на базе высокореферентной V94.2;
обеспечить энергетический рынок новой базовой моделью высокоэффективной газотурбинной установки ГТЭ-180 к 2005 г.;
расширить, начиная с 2006 г., номенклатуру отечественных газовых турбин за счет выпуска ГТЭ-65 и ГТЭ-250 на базе ГТЭ-180.