Определенный способ взаимного плетения ветвей каната в стропе применим не только для изготовления замкнутых конструкций многоветвевых стропов. Таким способом можно изготавливать и широко применяемые при производстве погрузочно-разгрузочных и транспортных работ инвентарные двухпетлевые стропы.
Выпускаемые промышленностью в настоящее время по ГОСТам и отраслевым ТУ инвентарные двухпетлевые канатные стропы имеют следующие недостатки:
—наличие концевых креплений (заплетка, обжимная втулка), снижающие прочность конструкции и ее надежность в эксплуатации;
высокая жесткость каната при изгибе (относительная), ограничивающая выполнение грузовых операций;
повышенный расход стальных канатов на выполнение концевых креплений;
относительно высокая трудоемкость изготовления стропов и соответственно более высокая стоимость.
Двухпетельные плетеные канатные стропы, состоящие из 6, 8, 12, 16 взаимно переплетенных ветвей стального проволочного каната, практически лишены перечисленных выше недостатков. Такие стропы в настоящее время широко применяются за рубежом. По данным зарубежных фирм, эксплуатирующих такие стропы, коэффициент запаса у них должен быть не ниже 8 из-за утоньшения самих петель, включающих в свое сечение половинное число канатов. Кроме того, петли испытывают дополнительные изгибные нагрузки и поперечные усилия от взаимодействия с грузом и захватными устройствами. С учетом этого доля осевой нагрузки на ветви каната в стропе должна быть снижена за счет увеличения коэффициента запаса прочности стропа.
ПАРАМЕТРЫ ИНВЕНТАРНЫХ ДВУХПЕТЕЛЬНЫХ СТРОПОВ ОБЫЧНОЙ И ПЛЕТЕНОЙ КОНСТРУКЦИЙ


Параметры

Конструкция

обычная

плетеная

Грузоподъемность, кг      

5000

10000

5000

10 000

Нагрузка на строп, кН      

50

100

50

100

Диаметр каната по ГОСТ 7668—80 .

23,5

34,5

9,7

13,5

Разрывное усилие каната в целом, кН    

304

644,5

56,1

101,5

Масса 1 м каната, кг ......

2,13 1

4,55 1

0,383

0,696

Число ветвей каната в стропе . . .

8

8

Разрывное усилие стропа, кН . . .

304

644,5

450

920

Фактический коэффициент запаса прочности стропа            

6,06

6,44

9,0

8,8

Средний диаметр проволок в канате, мм           

1,1

1,6

0,48

0,6

Жесткость каната при изгибе, МПа

1970

4380

41

73

Жесткость стропа при изгибе, МПа .

1970

4380

328

584

Длина заготовки каната, м . . . .

8,0

8,5

41

42

Масса заготовки канатов, кг . , .

17,08

38,7

15,7

29,2

Масса стропа, кг    

15,82

32,4

15,7

29,2

Стоимость 10 м каната, руб , . .

88,82

170,04

10,8

40,07

Стоимость стропа, руб    

100,05

180,5

70,86

170,10

Одинаковые по назначению и длине (5 м) канатные стропы, выполненные из одного каната по ГОСТ 7668—80 с маркировочной группой по сопротивлению проволок разрыву 1764 МПа, при испытании показали, что стропы плетеной конструкции имеют меньшую массу на 1,5—2 кг на строп. Плетеные стропы имеют в 5—7 раз меньшую изгибную жесткость, что существенно повышает их эксплуатационные свойства и снижает трудозатраты при работе с ними. Себестоимость двухпетлевых плетеных стропов в среднем ниже неплетеных на 1—2 руб.
Основной недостаток плетеного двухпетельного стропа — это повышенный коэффициент запаса прочности, не ниже 8. В России предложена и защищена а. с. 704881 конструкция двухпетельного стропа плетеной конструкции, позволяющая устранить этот недостаток. Новая конструкция предусматривает вплетение в петли стропа дополнительных отрезков каната, увеличивающих площадь поперечного сечения петли до нужных размеров, что превышает их прочность.
Благодаря последующей опрессовке коуша совместно с ветвями каната и дополнительным отрезком достигается совместная работа под нагрузкой всех указанных элементов стропа и обеспечивается равномерное распределение нагрузки между всеми ветвями каната в стропе как в петлях, так и на прямолинейном участке стропа. За счет этого оказалось возможным снизить нормативное значение коэффициента запаса прочности многоветвевых двухпетельных плетеных канатных стропов до рекомендуемого Правилами Госгортехнадзора России значения — не менее 6.
Для перемещения длинномерных грузов и громоздких изделий часто применяют траверсы.