Помещения и фундаменты для установки средних и крупных электрических машин принимают по актам. При этом проверяют размеры помещений и фундаментов, состояние строительных работ и готовность сооружения для выполнения электромонтажных работ. Допуски и отклонения от проектных размеров должны удовлетворять требованиям соответствующих разделов СНиП.
Качество фундамента оказывает влияние не только на работу электрической машины и приводимого ею в движение механизма, но и на состояние помещения машинного зала и близлежащих строений. Вредное влияние на фундамент оказывает масло, которое разрыхляет и постепенно разрушает бетон. Поэтому бетонный фундамент для защиты покрывают соответствующей маслостойкой краской или жидким стеклом.
Важное значение имеет качество бетона, из которого изготовлен фундамент. Прочность бетона определяет строительная лаборатория по контрольным образцам, изготовленным одновременно с фундаментом и из того же бетона. Материалы строительной лаборатории по проверке качества бетона должны быть переданы электромонтажной организации перед приемкой фундаментов под монтаж электрических машин. Марку бетона указывают в проекте.
Проверку качества бетонных фундаментов начинают с внешнего осмотра, остукивания молотком и пробы зубилом в вертикальном и горизонтальном направлениях. Монолитность и крепость бетона определяют по звуку при остукивании, звук должен быть чистым, а не глухим и дребезжащим. Бетон при остукивании не должен крошиться и осыпаться.
При сомнении в прочности фундамента производят экспертизу с привлечением специалистов-строителей для составления соответствующего акта о пригодности или непригодности фундамента.
Проверку соответствия фундамента строительным чертежам начинают с определения правильности его положения относительно конструкций здания и соседних машин и точности его размеров по основным осям. Затем проверяют высоту фундамента, размеры проемов для статоров и каналов в пределах фундамента, горизонтальность верхней плоскости фундамента, правильность расположения и выполнения колодцев под анкерные болты.
Для того чтобы обеспечить необходимую точность монтажа электрических машин и связанных с ними механизмов, фундаменты проверяют также и по установочным чертежам. Для этого на фундаменты наносят главные продольные и поперечные оси, а также высотные (реперы), которые служат ориентирами при установке оборудования. Оси и реперы располагают так, чтобы они не были закрыты монтируемыми машинами.
На период установки электрических машин положение осей фундамента фиксируют стальной струнной проволокой диаметром 0,3—0,5 мм, которую натягивают над машиной так, чтобы она не мешала ее сборке. Струну поддерживают двумя оседержателями (рис. 1). На стойке 1 установлена скоба 7 с двумя гайками 4 с правой и левой резьбой и осью 5, на которой насажен несущий ролик 6 для стальной проволоки, натянутой под действием висящего груза 2. На струне 3 подвешивают на нитках 8 два отвеса 9, острие которых совмещают с точками, нанесенными на осевых плашках 10. Струну регулируют вращением в нужном направлении гаек 4.
Схема разбивки главных осей фундамента приведена на рис. 2. Сначала определяют главную продольную ось. Для этого один конец струны закрепляют на одном из оседержателей, а другой перекидывают через несущий ролик второго оседержателя и натягивают грузом, Чтобы струна не давала большого провеса (рис. 1).
Оседержатель
Рис. 1. Оседержатель со струной и отвесом.
разбивка главных осей фундамента
Рис. 2. Схема разбивки главных осей фундамента.
1 — главная продольная ось; 2 — главная поперечная ось.
Проволоку предварительно испытывают на разрыв путем подвешивания к ней различных грузов. Для натяжения струны диаметром 0,3 мм необходим груз массой 7 кг, а для натяжения струны диаметром 0,5 мм — груз массой 20 кг.
Правильность установки струны проверяют по серединам расстояний между центрами отверстий для анкерных болтов, расположенных по обе стороны от продольной оси.
Затем с главной продольной оси провешивают вертикальные отвесы и наносят продольную ось уже на поверхность фундамента при помощи цветного мела, керна или острого зубила. После надежного закрепления главной продольной оси начинают закреплять главную поперечную ось.
Поперечная ось должна быть строго перпендикулярна продольной оси. Для проверки перпендикулярности осей от точки О пересечения струн (рис. 2) отмеряют на поперечной струне два равных отрезка OA и ОВ произвольной длины и переносят точки Л и В на фундамент (точки А1 и после этого на продольной оси, нанесенной на фундамент, намечают точку С. Если продольная и поперечная оси перпендикулярны, то расстояния AiC и BiС будут равны.
По закрепленным осям в первую очередь тщательно проверяют расположение и размеры колодцев для фундаментных болтов и ниш для их плиток. Для этой цели опускают отвесы по центру каждого колодца до нижней плоскости ниш. Центр любого другого отверстия определяют при помощи переносных устойчивых опор (козел), по которым натягивают вспомогательные продольные и поперечные оси отверстий. Затем проверяют длину, ширину и глубину колодцев. Следует учитывать, что длина и ширина колодцев имеет определенный запас. Выступы внутри колодцев (во избежание сужения последних) не допускаются. Во избежание перекоса анкерных болтов колодцы должны быть строго вертикальными.
Главные осевые размеры фундамента и его соответствие проекту проверяют, используя главные оси, путем непосредственного обмера метром или рулеткой. Высоту фундамента проверяют по заданным высотным реперам при помощи нивелира или гидростатического уровня.
Точность установки электрических машин на фундаментах по осям и высотным отметкам зависит от условий работы машин и прежде всего от того, стоит ли монтируемый агрегат (например, двигатель-генератор) обособленно или находится в едином технологическом потоке с рядом стоящими машинами (например, привод чистовой или черновой клети прокатного стана).
Особенно тщательно проверяют высоту фундаментов, на которые устанавливают двигатели, соединяемые с машинами. При монтаже электрических машин на подкладках это имеет важное значение, так как в зависимости от высоты фундамента в различных точках заранее определяют высоту пакетов подкладок. По данным таких замеров составляют схему исполнительной съемки фундамента.
На рис. 3 показана в виде примера схема исполнительной съемки фундамента приводного двигателя. Фактические размеры и отметки приведены без скобок, а проектные размеры и отметки в скобках.
Схема исполнительной съемки фундамента
Рис. 3. Схема исполнительной съемки фундамента приводного двигателя. АА и ББ — главные оси двигателя.
Горизонтальность верхней плоскости фундаментов проверяют уровнем или нивелиром.
Значительное внимание следует уделить проверке колодцев для анкерных болтов и ниш в стенках фундамента. Смещение и наклон колодцев могут быть допущены только в том случае, если вертикально установленные в них болты отстоят от стенок колодца в любом месте на расстояние не меньше своего диаметра.
На рис. 4,а приведен разрез колодца, выполненного в соответствии с требованиями СНиП. Колодец, в котором строителями была перекошена опалубка, вследствие чего рабочая часть отверстия уменьшилась от заданного значения d до значения du показан на рис. 4,6. В последнем случае анкерный болт может быть установлен только с перекосом.
Колодцы под анкерные болты
Рис. 4. Колодцы под анкерные болты.
а — правильное выполнение; б— ось анкерного колодца перекошена; в — поверхность прилегания нижней анкерной плитки неровная; 1 — отвесы; 2 — фундамент.
При проверке ниш в стене фундамента для плиток анкерных болтов необходимо учитывать, что размеры ниш должны допускать свободную установку плиток и иметь ровную горизонтальную поверхность по всей площади прилегания плиток. В колодце, показанном на рис. 4,в нижняя анкерная плита при установке будет перекошена, что не даст возможности закрепить анкерный болт.
Все эти дефекты необходимо устранить до начала монтажа.