В мелких и средних электрических машинах применяются подшипники качения, которые имеют по сравнению с подшипниками скольжения более высокий к. п. д. Подшипники качения по форме тел качения разделяются на шариковые и роликовые; по характеру воспринимаемой нагрузки — на радиальные, радиально-упорные и упорные. Режим работы подшипников условно характеризуется их расчетной долговечностью, под которой понимают срок работы, выраженный в часах, без появления признаков усталости металла у 90% испытываемых подшипников.
Рис. 1. Подшипник скольжения с сегментными вкладышами.
1 — упор; 2 — регулирующий винт; 3 — стопор; 4 — корпус; 5 — сегмент; 6 — упорное кольцо; 7 — плоскость разъема вкладыша.
Тяжелый режим работы соответствует расчетной долговечности 2500—6000 ч или ударной вибрационной нагрузке, нормальный режим — расчетной долговечности свыше 10 000 ч. Для электрических машин до 100 кВт принимается нормальный или тяжелый режим работы, для электрических машин свыше 100 кВт — тяжелый. Выбор типоразмера подшипника качения производится с учетом его работоспособности, характеризующейся коэффициентом работоспособности и задаваемым сроком службы. Значения натягов между диаметром внутреннего кольца подшипника и шейки вала приведены в табл. Значения натягов подшипников качения и вала. Предельные отклонения отверстий подшипниковых щитов для посадки в них подшипников приведены в табл. Предельные отклонения отверстий подшипниковых щитов.
Перед посадкой подшипники тщательно промывают и проверяют легкость вращения. Посадочные места на валу и в корпусе промывают керосином и вытирают ветошью. Посадочные места должны быть без механических повреждений (забоин, следов коррозии и т. д); их проверяют скобами и калибрами в трех местах равномерно по окружности, чтобы убедиться в отсутствии овальности.
Для насадки подшипников на вал с малыми натягами применяют трубу из мягкого металла. Для насадки подшипников с большими натягами предварительно подогревают их в масле до 90° С.
Зазоры роликовых подшипников
Внутренний диаметр подшипников, мм | Радиальный зазор, мм | |
в новых подшипниках | наибольший допустимый | |
20—30 | 0,02—0,05 | од |
30—50 | 0,02—0,06 | 0,2 |
50—80 | 0,03—0,07 | 0,2 |
80—100 | 0,04—0,08 | 0,3 |
100-120 | 0,05—0,09 | 0,3 |
Показателями непригодности дальнейшего использования подшипников качения и необходимости замены их новыми являются:
1) выкрашивание, трещины и следы роликов на дорожках качения;
2) матовая поверхность дорожек;
3) зазубрины на краях сепараторов;
4) уступы на концах роликов;
5) износ шариков в виде круговых поясков и изменение их геометрической формы; увеличенный зазор между шариками и роликами и дорожками качения колец (зазор в роликовых подшипниках с короткими роликами измеряется щупом, для шарикоподшипников зазор замеряется на специальной оправке); зазоры роликовых подшипников приведены в табл.;
6) уменьшение диаметра наружных колец подшипников и увеличение допустимых пределов отклонения диаметра кольца и отверстий в подшипниковых щитах, приведенных в табл. (наружные кольца крутятся в щитах);
7) увеличение диаметра внутренних колец подшипников, натяг подшипников уменьшился по сравнению с приведенным в табл. 3-20 (внутренние кольца проворачиваются на валу).
Температура подшипников не должна превышать следующих предельно допустимых значений: 80° С — для подшипников скольжения (температура масла при этом не должна быть более 65°С); 100° С — для подшипников качения.
Уплотнения валов электрических машин производят при помощи кольцевых канавок, заполненных густой смазкой, фетровых или войлочных колец, сальников или уплотнительных колец из маслостойкой синтетической резины. Уплотнения для подшипников скольжения и подшипников качения, для смазки которых применяются жидкие минеральные масла, показаны на рис. 1. Зазор между валами и уплотнением должен быть 0,15—0,25 мм и проверяется щупом.
Рис. 1. Лабиринтовые уплотнения подшипников скольжения.
Применяемые смазочные масла для подшипников скольжения электрических машин приведены в табл. Смазочные масла для подшипников скольжения.
Расход туроинного масла марки 22 или 30 на два подшипника трехфазных асинхронных электродвигателей серии АТД2 мощностью 1000—2500 кВт —0,27-10-3 м3/с, а мощностью 3200—5000 кВт — 0,60-10~3 м3/с; давление масла 0,3—0,5 кгс/см2 (30—50 кПа).
Примерные расходы смазочных материалов для электродвигателей с подшипниками качения (одна замена на два подшипника) приведены в табл. Расход смазочных материалов для подшипников качения.