В крупных электрических машинах с большими массами роторов применяются разъемные или неразъемные (втулочного типа) подшипники скольжения. Подшипники скольжения выбираются по произведению удельного давления р и окружной скорости v.

Удельное давление
Удельное давление

где Р — радиальная нагрузка на подшипники, кгс; d — диаметр подшипника, см; / — длина подшипника, см. Окружная скорость
V = пdn /100*60

где d — диаметр подшипника, см; n — частота вращения вала, об/мин.

Произведение pv не должно превосходить допускаемого значения, указанного в табл. 3-17 для материалов подшипников.

Вкладыши подшипников электрических машин заливаются баббитом, марки и технические данные баббитов и примерное назначение их приведены в табл. Марки баббитов и условия применения их. Для электрических машин применяют в основном баббит марок Б-83 и Б-16.

Значение зазора в подшипниках скольжения устанавливается заводом-изготовителем. При отсутствии указаний следует руководствоваться следующим. Для неразъемных подшипников скольжения с кольцевой смазкой посадка вала во втулке подшипника для электрических машин с частотой вращения до 1000 об/мин — легкоходовая (Л), для электрических машин с частотой вращения выше 1000 об/мин— широкоходовая (Ш). Значения зазора для этих подшипников приведены в табл. Значения зазоров неразъемных подшипников скольжения. Для неразъемных подшипников скольжения с принудительной смазкой диаметр расточки вкладыша принимается больше диаметра шейки вала на 0,2—0,3%.

Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между шейкой вала и вкладышем, приведенные в табл.

Значение зазоров разъемных подшипников скольжения


Подшипники

Зазор верхний, % от диаметра шейки вала

С кольцевой смазкой
С принудительной смазкой
С отрицательной реакцией у приводов с зубчатой передачей

0,15—0,20
0,20—0,30
0,15

Зазоры в неразъемных подшипниках скольжения определяют щупом с торцевых сторон втулок либо измерением диаметров втулок и шеек валов при разборке электрических машин.
В подшипниках скольжения с разъемными вкладышами зазоры определяются методом «оттисков» при помощи кусочков свинцовой проволоки диаметром 1—1,5 мм, укладываемых на шейку вала, как показано на рис. 2, а, и прижимаемых верхним вкладышем при полной затяжке обеих половин. Зазоры между крышкой и телом вкладыша измеряются так же. Зазор должен быть в пределах 0,05—0,1 мм, натяг крышки и вкладыша недопустим.

В последнее время в крупных электрических машинах с большой частотой вращения и малыми воздушными зазорами применяются сегментные подшипники скольжения. Вкладыши таких подшипников состоят из отдельных сегментов с баббитовой наплавкой, которые могут поворачиваться в шарнирных опорах на некоторую величину и таким образом самоцентрироваться относительно шейки вала. Пригонку отдельных сегментов производят по специальной изготовленной оправке, имеющей полированную поверхность и диаметр, больший диаметра шейки вала на 0,2 мм. Сборку вкладышей производят также на оправке с центрирующим выступом, затягивая поочередно регулировочные винты. Проверка зазоров по оттискам не требуется.

Пригонка подшипников.

Пришабренная часть занимает около половины поверхности нижнего вкладыша.
Норма поверхности соприкосновения: нижнего вкладыша — два-три пятна на 1 см2 на дуге 60—120° и наличие плотных поясков по краям длины вкладыша; верхнего вкладыша — одно пятно 1 см2 (в средней части).