Стартовая >> Оборудование >> Эл. машины >> Модернизация мощных электродвигателей

Повышение надежности активной стали статора при удалении поврежденных участков зубцов - Модернизация мощных электродвигателей

Оглавление
Модернизация мощных электродвигателей
Применение магнитных клиньев в пазах статора
Повышение надежности активной стали статора при удалении поврежденных участков зубцов

Если поврежденные участки стали статора заполняются стеклотекстолитовыми заполнителями, магнитная проводимость зубцов уменьшается, вызывая несимметрию магнитного потока, его пульсацию, увеличение тока намагничивания, повышенный нагрев обмотки статора и уменьшение КПД электродвигателя. Значение его момента падает, а пусковые характеристики ухудшаются. Поэтому в качестве заполнителя целесообразно применять материал, по магнитным характеристикам близкий к материалу сердечника статора, например магнитодиэлектрик, состоящий из смеси ферромагнитного порошка с различными технологическими добавками.
Регулированием содержания железного порошка и других компонентов создаются магнитодиэлектрики g различными электромагнитными, диэлектрическими и прочностными свойствами, в том числе с магнитной проницаемостью, соизмеримой с проницаемостью электротехнической стали. Ферромагнитный материал обладает стойкостью к мгновенным тепловым ударам с перепадом температуры от +200 до 0 °С, к воздействию растворов солей, кислот, щелочей, масел, спиртов, керосина и бензина.
Заполнитель из стекломагнитодиэлектрика перед установкой на месте удаленной части зубца предварительно подгоняют, обеспечивая плотное прилегание к обмотке и стали. До и после установки заполнителя испытывают активную сталь на нагрев. Заполнитель устанавливают на эпоксидном компаунде холодного отвердения с добавлением железного порошка.

Модернизация роторов электродвигателей АВ-8000/6000УЗ.

Обмотка ротора выполнена из полых латунных стержней 1  трапецеидального сечения с круглыми концами, впаянными в отверстия полых короткозамыкающих колец 3 (рис. 8). Полости короткозамыкающих колец соединены с центральным отверстием вала с помощью радиально расположенных трубок 6, один конец каждой из которых закреплен в кольце гайкой 5, а второй может свободно перемещаться в уплотняющем гнезде вала при температурных деформациях.
Узел бандажного кольца ротора электродвигателя типа АВ-8000/6000УЗ
Рис. 8. Узел бандажного кольца ротора электродвигателя типа АВ-8000/6000УЗ:
1 -  стержень; 2— бандажное кольцо; 3 короткозамыкающее кольцо: уплотняющее кольцо; 5— гайка  6 - трубка; 7 центрирующее кольцо; 8 шайба; 9

Охлаждающий дистиллят подается в полый вал ротора через неподвижную самоустанавливающуюся втулку с фторопластовым уплотнением.
Радиальный водоподвод состоит из трубки 9, уплотняющих резиновых колец //, фторопластовых шайб 2, латунных шайб 3 и гаек 8 (рис. 9). Герметичность водоподвода обеспечивается уплотняющими кольцами 11.
Радиальный водоподвод ротора электродвигателя АВ-8000/6000УЗ
Рис. 9. Радиальный водоподвод ротора электродвигателя АВ-8000/6000УЗ:
а - реконструированный  заменой деталей, изготовленных из нержавеющей стали, б – реконструированный  установкой тарельчатых пружин: 1 короткозамыкающее кольцо; 2- шайбы фторопластовые; 3— шайбы латунные; 4— шайбы из немагнитной нержавеющей стали IXI8H9T; пружины тарельчатые I1-I-2-40X X20х2х 1 но ГОСТ 3057-79. 6- гайка Мб; 7— болт Мб; 8— тайка М48Х2: 9- трубка: 10—вал; 11 — уплотняющее кольцо; 12— вкладыш
Нагретый дистиллят сливается из обмотки с противоположной стороны через узлы аналогичной конструкции. В центральном отверстии вала ротора проходит труба, которая с помощью специального уплотнения разделяет камеры холодного и подогретого дистиллята.
Степень эксплуатационной надежности устройства подвода охлаждающего дистиллята определяется стабильностью физико-механических свойств применяемой резины. Вследствие высоких термомеханических нагрузок ресурсные характеристики применяемой для уплотнения резины (упругость в сочетании с малой усадкой, устойчивость к тепловым воздействиям и механическим деформациям статического и динамического характера и вибраций) не обеспечивает достаточной надежности эксплуатации электродвигателей. Проведенные исследования показали, что 69,4% отказов в системе непосредственного водяного охлаждения (СНВО) ротора связано с образованием течи из-за усадки резиновых уплотняющих колец.
Нарушение герметичности СНВО ротора в районе радиальных водоподводов приводит к аварийным или неплановым остановам электродвигателя с большими повреждениями обмотки статора из-за его увлажнения.
Замена уплотняющих резиновых колец через каждые два года, предусмотренная эксплуатационным циркуляром № Э17/71, в отдельных случаях оказывается недостаточной: из-за усадки резины протечки возникают ранее двух лет эксплуатации.
Для повышения надежности и увеличения межремонтного периода несколько радиальных водоподводов на электродвигателях типа АВ-8000/6000УЗ были модернизированы (рис. 9). Установленные при модернизации тарельчатые пружины 5, развивая значительное усилие, обеспечивают постоянное давление на резиновые уплотняющие кольца 11 вне зависимости от их усадки.
До установки в ротор каждая пружина должна подвергаться сжатию до полного выпрямления в течение 12 ч. После снятия нагрузки пружины не должны иметь трещин, надрывов и следов остаточной деформации. Пружины покрывают антикоррозийным покрытием по ГОСТ 9.073—77*. Реконструкцию выполняют в период капитального ремонта электродвигателей с выводом ротора в следующей технологической последовательности.
Отвернув контргайки 6 и болты 7 (рис. 9) и вывернув гайки 8, демонтируют латунные 3 и фторопластовые шайбы 2 и уплотняющие кольца 11. Демонтируют вкладыши 12 из гнезд вала 10 ротора и трубки 9. Все детали маркируют при разборке по месту. Уплотняющие кольца 11 заменяют новыми, выполняют ревизию деталей радиальных водоподводов и устраняют обнаруженные дефекты. Шайбы 4 изготовляют из немагнитной нержавеющей стали марки 1Х18Н9Т. При реконструкции выполняют механическую доработку деталей узла радиальных водоподводов. Устанавливают на трубки 9 набор пружин 5, шайбы 2, 4 и уплотняющие кольца 11  со стороны короткозамыкающего кольца 1 и вала ротора 10. Заводят трубки 9 в гнезда вала ротора и устанавливают вкладыши 12. Затягивают гайки 8 с моментом, равным 196—225,4 Н-м (20—23 кгс-м). Для тарированной затяжки гаек 8 целесообразно использовать динамометрический ключ типа ДК-25. Гайки 8 стопорят болтами 7 с целью предупреждения их самоотвинчивания. Затем болты 7 стопорят контргайками 6.
Для контроля гидравлической плотности ротор опрессовывают давлением воды 6860 кПа (70 кгс/см2) в течение 30 мин. При опрессовке устанавливают предохранительный клапан, рассчитанный на давление не более 7840 кПа (80 кгс/см2). При гидравлических испытаниях для выпуска воздуха из ротора ослабляют верхнюю при данном положении ротора гайку радиального узла подвода воды. В ослабленном состоянии гайку держат до момента появления воды, после чего ее затягивают и приступают к гидравлическим испытаниям.
Установка тарельчатых пружин предотвращает образование течей из-за усадки резиновых колец и тем самым повышает надежность работы электродвигателя, снижает трудозатраты при плановых ремонтах за счет увеличения межремонтного периода до 4—5 лет. Многолетняя эксплуатация нескольких электродвигателей типа АВ-8000/6000УЗ с реконструированными роторами подтверждает целесообразность выполнения этих работ.



 
« Многоскоростные электродвигатели серии Д   Монтаж и демонтаж шкивов и полумуфт для электродвигателей »
электрические сети