Содержание материала

§ 13. СОКРАЩЕНИЕ ТРУДОЗАТРАТ НА ОМП ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ФИКСИРУЮЩИХ ВОЛЬТМЕТРОВ И АМПЕРМЕТРОВ

Воздушные линии электропередачи являются наиболее повреждаемым элементом энергосистемы. Большинство повреждений ВЛ происходит из-за атмосферных перенапряжений. Поэтому в большинстве случаев после АПВ линия остается в работе, однако надежность ВЛ после АПВ снижается. Поэтому своевременное выявление и ремонт поврежденных элементов уменьшают опасность сохранения потенциального очага возможных аварий и повышают бесперебойность электроснабжения потребителей. В случае, когда АПВ оказалось неуспешным, процесс ОМП непосредственно определяет продолжительность отключенного состояния ВЛ и во многих случаях длительность отключенного состояния потребителей. Если потребители не обесточились, то отключенное состояние ВЛ приводит к увеличению потерь активной мощности в сохранившейся части сети. Следовательно, уменьшение времени ОМП при использовании показаний фиксирующих вольтметров и амперметров существенно уменьшает ущерб у потребителей и в энергосистеме из-за отключения ВЛ. Кроме того, при использовании ФП не только радикально сокращается время ОМП, но и увеличивается процент найденных неустойчивых повреждений ВЛ, что при своевременном профилактическом ремонте предотвращает аварийные отключения ВЛ, повышает готовность ВЛ к работе и повышает ее надежность.
Уменьшение времени ОМП происходит за счет уменьшения зоны обхода ВЛ при поиске КЗ.
При отсутствии ФП и других средств ОМП возможное место КЗ с равной вероятностью расположено по всей длине ВЛ. Если АПВ неуспешное, то можно использовать неавтоматический локационный искатель (см. § 19). Если АПВ успешное, то единственным источником весьма грубой информации о предполагаемом месте КЗ являются указательные реле в выходных цепях РЗ. Зона обхода ВЛ, на которой не установлены ФП, распространяется практически на всю ВЛ.
При наличии ФП положение изменяется. Несмотря на то что по показаниям ФП невозможно указать место КЗ с точностью до опоры, погрешность ОМП в подавляющем большинстве случаев не превышает 5% длины ВЛ. Поэтому после успешного АПВ назначается длина зоны обхода ВЛ в пределах ±5-7% около расчетной точки КЗ. Если КЗ в этой зоне не обнаружено, то поиски прекращают. Если АПВ неуспешное, то поиски начинают с рекомендуемой зоны обхода. Так как КЗ устойчивое, то дополнительно производят зондирование ВЛ с помощью неавтоматического локационного искателя НЛИ (см. § 19). Если данные ФП и НЛИ не совпадают, то связываясь по УКВ-радиостанции с ремонтной бригадой, переориентируют ее на поиск места КЗ по показаниям НЛИ. Подобные несовпадения могут иметь место при редких видах повреждений ВЛ напряжением 110 кВ и выше с обрывом фазных проводов, при которых показания ФП не имеют однозначной зависимости от места КЗ.
Таким образом, благодаря использованию ФП ремонтная бригада по указанию диспетчера сразу направится на автотранспорте в район 66-го км ВЛ и начнет обход в рекомендуемой зоне. Большую помощь при обходе зоны работникам ремонтной бригады могут оказать топографические средства ОМП, рассматриваемые в гл. V. Со значительной вероятностью можно утверждать, что в течение 1—2 ч место КЗ будет обнаружено и начнется ремонт ВЛ.
Если ФП на ВЛ нет (или они отказали и нет показаний других ФП в сети), то поиск места повреждения в рассматриваемом примере может затянуться на многие десятки часов. Если АПВ было успешное, то ремонтная бригада прекратит поиск места неустойчивого КЗ и ВЛ останется в работе без ремонта места неустойчивого повреждения. Если КЗ устойчивое и АПВ неуспешное, то ОМП может быть осуществлено без показаний ФП с помощью неавтоматического локационного искателя, рассматриваемого в гл. IV.