Содержание материала

При производстве строительно-монтажных работ широко· используются различного назначения передвижные машины и механизмы, расположенные на рамах, полозьях, тележках, в фургонах и т. д.
Таким передвижным оборудованием являются: электроэкскаваторы, бетоносмесители, механизмы для приготовления раствора, малярные станции, растворонасосы, приводные лебедки различного типа, подъемники, краны, электросварочное оборудование, установки электропрогрева бетона, электрокалориферы и различное другое оборудование, номенклатура которого постоянно расширяется и пополняется.
В таком оборудовании в качестве привода используется один или группа электродвигателей, управление которыми осуществляется с помощью пусковой аппаратуры местного или дистанционного управления.
Все передвижное строительное оборудование по особенностям устройства заземления [25] можно подразделить на следующие группы:
строительные самоходные механизмы, не имеющие специальных рельсовых путей (экскаваторы на гусеничном ходу и шагающие, электрокраны самоходные и др.);
перемещаемые строительные механизмы (компрессоры, транспортеры, насосы, растворомешалки, бетономешалки, штукатурные машины и др.);
строительные механизмы, передвигающиеся по специальным путям (башенные, консольные, козловые, портальные краны, камнерезные машины и подобные);
сварочное оборудование (преобразователи, трансформаторы, выпрямители).
При пользовании передвижным строительным оборудованием следует рекомендовать придерживаться общих требований, обеспечивающих безопасность его обслуживания.
Заземление должно выполняться с помощью четвертой жилы питающего шлангового кабеля. Заземление передвижного оборудования, питающегося от собственной отдельно стоящей электростанции, осуществляется так же, как и при питании от трансформаторной подстанции.
Заземление передвижных механизмов, питающихся от собственных электростанций, не требуется в случаях:
если передвижной механизм имеет собственную электростанцию, расположенную вместе с механизмом на общей металлической раме, и она не питает другие установки;
если механизмы (при числе их не более двух) питаются от специально предназначенной для них передвижной электростанции, не питающей другие электроустановки, и если находятся эти механизмы на расстоянии не более 50 м от электростанции, причем электростанция и механизмы связаны при помощи соединительных проводников.
Машины и механизмы, пуск, работа и передвижение которых могут быть опасными для окружающих, должны иметь звуковую или световую сигнализацию.
Контакты приборов и аппаратов, установленных для обеспечения безопасности, должны работать только па разрыв цепей. Пусковые аппараты ручного управления, применяемые на грузоподъемных машинах, управляемых с пола, должны иметь устройство для самовозврата в нулевое положение. Корпуса кнопочных аппаратов управления выполняются из изоляционного материала либо заземляются не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из них может быть использован тросик, присоединяемый к корпусу кнопочного аппарата.
При выполнении троллейных проводников у кранов, располагаемых как в помещении, так и на открытом воздухе, расстояния до уровня пола или земли должны быть при напряжении до 500 в не менее 3,5 м, а в проезжей части не менее 6 м. Электрическая печь, устанавливаемая на передвижном оборудовании, должна быть выполнена строго в соответствии с техническими условиями и присоединяться таким образом, чтобы она отключалась одновременно с оборудованием.
Обращается особое внимание на необходимость строгого соблюдения технических условий при пользовании электропечами на башенных кранах, так как крановщик находится в тесной кабине и непосредственно соприкасается с заземленными частями крана.
При эксплуатации башенных и подобных кранов необходимо также:
проложить и приварить соединительный проводник между пунктом подключения и ближайшим рельсом;
соединить перемычками с помощью сварки стыки рельсов (использовать арматурный стержень диаметром не менее 6 мм);
установить и приварить перемычки (использовать арматурную сталь диаметром не менее 6 мм) между нитками рельсов в начале и в конце участка, по которому перемещается кран;
выполнить повторный контур заземления, для чего рекомендуется забить в землю три заземлителя длиной 2,5 м из угловой стали 60 x 60 или 50 X 50 мм, или арматурного стержня диаметром 12 мм. Верхний конец заземлителя должен находиться на глубине не менее 0,7 м. Соединение заземлителей производится проводником из полосовой стали 40 X 4 мм или арматурного стержня диаметром 8 мм путем сварки внахлестку. При наличии естественных заземлителей (в частности водопроводной сети) таковые должны быть использованы в качестве повторных заземлений нулевого провода. После выполнения повторного контура заземления замеряется его сопротивление, которое должно быть не более 10 ом;
при отсутствии на кране барабана автоматической намотки шлангового кабеля необходимо проложить деревянный короб вдоль рельсового пути на земле или стойках либо подвесить кабель на кольцах, перемещающихся по тросу.
Работа на электрифицированных передвижных машинах во время грозы запрещается (это не распространяется на башенные и подобные краны, имеющие повторные заземления). Во время грозы машина должна быть отключена от сети, а "машинист должен находиться в кабине (пребывание около машины запрещается).
Перед началом работы моторист передвижного строительного оборудования с электроприводом обязан:
проверить состояние механической части, крепящих узлов и затяжку болтов;
проверить исправность электродвигателей, правильность соединения их обмоток в соответствии с напряжением источника питания электроэнергией, отсутствие замыканий обмоток на корпус электродвигателя, исправность пускорегулирующей аппаратуры и предохранителей, закрыты ли токоведущие части, защищены ли концы проводов от попадания влаги, исправно ли заземление, выполнены ли все надписи на электрооборудовании в соответствии с требованиями ПТЭ;
проверить работу электродвигателей и пусковой аппаратуры на холостом ходу (направление вращения электродвигателей).

Мотористу разрешается регулировать скорость вращения электродвигателя только в том случае, когда производимые им рабочие операции сводятся к нажатию кнопочных устройств, вращению маховичков или перемещению рычагов.
Мотористу запрещается:
поручать манипуляцию с пускорегулирующей аппаратурой посторонним лицам;
производить какие-либо работы в цепях работающих электродвигателей, пусковой аппаратуре, находящейся под напряжением, и других электроустройствах;
производить крепления, смазку, регулировку, осмотр канатов при работающих электродвигателях.
Моторист должен немедленно отключить электродвигатель от электросети в случаях:
появления дыма или огня из электродвигателя или его пускорегулирующей аппаратуры;
несчастного случая с человеком, требующего немедленной остановки электродвигателя;
повышенной вибрации, угрожающей электродвигателю;
поломки механизма;
нагрева проводов и электрооборудования выше установленного нормами;
нарушения цепи заземления или неисправности укомплектованного с электродвигателем защитно-отключающего устройства.
Безопасности обслуживания передвижных электростанций способствуют:
установка электростанции в помещении (может быть выполнена временной), в которое запрещен доступ посторонних лиц;
присоединение нагрузки с помощью перекидного рубильника (нагрузка присоединяется к зажимам ножей) при использовании электростанции в качестве резервного источника электроэнергии;
запрещение работать без заземления нулевой точки генератора (моторист обязан систематически следить за надежностью заземления);
использование в качестве заземлителей (при отсутствии заводских) не менее двух труб диаметром 2", длиной 2 м с углублением их не менее чем на 1,5 м; заземляющее устройство должно обеспечивать сопротивление растеканию не более 10 ом;
запрещение ремонта аппаратуры электрического щита в процессе работы электростанции;
запись в специальный журнал результатов периодических οсмотров, проверок, состояния, обнаруженных неисправностей, οтметок о ликвидации их, о выполненных ремонтах.