Содержание материала

Вторая предпочтительная тема “Надежность электрических машин, включая анализ повреждений, оценки рисков, управление сроком “жизни”, ремонтопригодность ”.
По этой теме было представлено четыре доклада.
11 - 201 Руководящие указания по оценке необходимости проведения восстановительных работ на гидрогенераторах (Канада).
11 - 202 Перенапряжения в основных цепях гидрогенераторов при коротких замыканиях и возмущениях в сети (Хорватия).
11 - 203 Усовершенствованный метод определения неисправности роторов крупных асинхронных двигателей (Югославия).
11 - 204 Мониторинг частичных разрядов в электрических машинах среднего напряжения с помощью высокочувствительного емкостного датчика (Канада, США).
В докладе 11-201 излагаются разработанная канадскими специалистами методология оценки состояния длительно работающих гидрогенераторов и решения вопроса о необходимости проведения на них восстановительных или реконструктивных работ. Методология основана на использовании группы важных технических признаков и критериев для определения состояния гидрогенератора в целом и его элементов. Основными компонентами генератора, определяющими его работоспособность, являются: обмотка и сердечник статора, ротор и механические компоненты. Для характеристики их состояния анализируются пять групп факторов: конструкция и технология изготовления; история работы и ремонтов; результаты визуального обследования, результаты испытаний, внешние факторы. В число последних входят: режимы работы, значение генератора для энергосистемы, число пусков и т.п. Составлены таблицы для количественной оценки состояния основных элементов и гидрогенератора в целом. Таблицы содержат количественную оценку значений различных факторов, ранжированную по их значению для оценки состояния. В качестве примеров приведены таблицы для оценки состояния обмотки статора и гидрогенератора в целом.
В докладе подчеркивается, что “возраст” генератора не может быть единственным критерием для принятия решения о необходимости проведения восстановительных работ. Такое решение должно приниматься на основе анализа комплекса показателей.
Отмечено, что, как правило, вопрос о восстановительных работах приходится решать для гидрогенераторов, работающих 40 и более лет.
При обсуждении доклад 11-201 был оценен как интересный пример системного интегрированного подхода к анализу большого числа факторов, влияющих на надежность и эксплуатационное состояние электрического оборудования. Отмечено, что описанный в докладе метод применим и к турбогенераторам. Такой подход позволяет успешно решать задачу о приоритетных работах по ремонту генераторов.
В докладе 11 - 202 специалисты Хорватии на основании проведенных расчетов проанализировали возможные перенапряжения в цепи статора генератора при различных возмущениях: отключения нагрузки, однофазные КЗ с последующим отключением основного выключателя блока, различные коммутации, удары молнии в линию, к которой через трансформатор присоединен генератор. Учтено влияние насыщения трансформатора на перенапряжения при отключении нагрузки. Оценивается опасность для генератора возможных перенапряжений. Делается вывод о том, что для рассмотренных в докладе условий не требуется дополнительная специальная для гидрогенератора защита от перенапряжений. Однако подчеркивается, что этот вывод нельзя рассматривать как общий, так как, как показывают дополнительные расчеты, возможны условия, когда такая защита будет необходима.
В дискуссии по этому вопросу подтверждалась возможность воздействий на обмотку статора значительных перенапряжений. Однако по этому вопросу пока нет стандартов, непосредственно относящихся к электрическим машинам: существующие же стандарты, которые можно было бы распространить на машины, противоречивы.
В мире существует и практически используется ряд методов обнаружения повреждений стержней роторов асинхронных двигателей. Авторы доклада 11 - 203 предлагают для этой цели новый подход, который позволяет более достоверно, чем другими методами, обнаружить различие между неповрежденным ротором и ротором с одним дефектным стержнем. Подход основан на новом методе обработки сигнала тока с использованием спектрального анализа.
Выступавшими в дискуссии по этому вопросу отмечалось, что в течение многих лет проводятся исследования и разработки по обнаружению повреждений стержней роторов асинхронных двигателей; появление в последние годы возможности, хотя и более сложной, но и более эффективной обработки сигналов продолжает повышать точность оценки состояния электродвигателя и должно оцениваться положительно.
Применение метода частичных разрядов (ЧР) для диагностики электрических машин в последние годы активно обсуждается в печати, на конференциях, симпозиумах, коллоквиумах и других видах научно-исследовательских совещаний. Тем не менее, все еще существует довольно много не до конца решенных задач и дискуссионных вопросов.
Одному из частных вопросов, относящихся к этой проблеме, посвящен доклад 11 - 204 (Канада, США). В нем описываются результаты разработки, направленной на усовершенствование системы диагностики состояния обмоток двигателей среднего напряжения (3,3 - 6,9 кВ) путем оптимального выбора параметров измерительной системы. Показано, что изменение емкости конденсатора связи с 80 до 500 пФ дает значительное увеличение чувствительности индикатора ЧР, что позволяет детектировать слабые ЧР на ранних стадиях процесса развития дефектов изоляции. Датчики емкостью 500 пФ установлены более чем на 40 электродвигателях электростанций и предприятий нефтехимической промышленности.

В дискуссии результаты проведенной работы в принципе оценены положительно и обсуждены некоторые общие вопросы оценки состояния изоляции обмоток электродвигателей по результатам измерения ЧР. В частности, по мнению большинства, более важными показателями являются данные, характеризующие тенденцию изменения показателей ЧР во времени, нежели их конкретные значения в данный момент. Активно обсуждался вопрос о проблеме “сигнал - помеха” при измерении ЧР. Признано, что, по-видимому, по этой проблеме необходима дальнейшая работа.