Стартовая >> Архив >> Генерация >> Об эксплуатационной надежности турбогенераторов ТГВ-500

Об эксплуатационной надежности турбогенераторов ТГВ-500

БАННИКОВ В. М., СТЕНИН В. А., ХОХРЯКОВ Л. П., инженеры, ПО Казремэнерго ,  НПО Энергоремонт

Опыт работы первых четырех блоков мощностью 5Ш МВт на Экибастузской ГРЭС-1 показал, что наряду с недостаточной надежностью отдельных элементов и узлов тепловой части станции имеет место низкая надежность работы турбогенераторов ТГВ-500 производства Харьковского ПЭО Электротяжмаш.
Анализ эксплуатационной и ремонтной статистической информации за период с 1980 г. позволяет классифицировать причины возникновения дефектов в турбогенераторах.

  1. Конструктивное несовершенство узлов:

недостаточная жесткость масляных уплотнений ротора из-за значительной эллипсности вкладышей;
множество уплотнительных резиновых деталей в системах водяного охлаждения ротора и статора;
недостаточная жесткость крепления кольца водораспределения ротора, в результате чего происходит «раскол» (бой достигает 0,5—1,0 мм) внутреннего маслоуловителя и протечка масла в корпус генератора;
малый ресурс работы радиальных тяг крепления лобовых частей обмотки статора. После 3—4 подтяжек ослабленных тяг в турбогенераторах значительная часть втулок выходят из зацепления с гайками. Замена тяг нижнего слоя на тяги с втулками достаточной длины возможна только после демонтажа верхнего слоя обмотки статора. В связи с этим у турбогенератора (станционный № 4) в 1987 г. был заменен статор, что, очевидно, ожидает и остальные генераторы:
низкая надежность патрубков водораспределительного коллектора ротора. В результате их деформации в процессе эксплуатации образуются усталостные трещины в канавках под уплотнительные кольца, что приводит к разгерметизации ротора;
слабое крепление стержней токопровода ротора. В 1986 г. в двух генераторах (станционные № 1 и  3) произошли пробои стержней токопроводов на детали контактных колец. Причем во втором генераторе — из-за значительного выгорания стального и токораспределительного кольца. Наиболее вероятными причинами повреждения являются механические деформации стержней вследствие их свободных перемещений от действия центробежных сил. Результатом этого является образование в изоляции трещин и расслоений, в которые проникают частицы электрографита, влага и масло, создающие благоприятные условия для дальнейшего разрушения изоляции из-за возникающих электрохимических процессов;
недоступность узла масляных уплотнений вала ротора для использования механизмов при ремонте;
недостаточная прочность конструкции сочленения вала ротора возбудителя с ротором генератора. Имели место неоднократные обрывы болтов и торсионов;
неэффективная система вентиляции аппарата щеткодержателей из-за наличия технологической полости, в которой головки болтов крепления траверсы щеткодержателей к изоляционному полукольцу расположены навстречу друг к другу. Эта полость постоянно насыщается электрографитовой пылью, приводящей к пробою промежутка между болтами.

  1. Низкое качество применяемых материалов:

проводниковой медк. образующей трещины в элементарных проводниках, через которые протекает вода в головки обмотки статора;
релятовых пар водоподвода ротора (срок службы не более 15 дней);
активной стали статора, приводящей к увеличению удельных потерь в сердечнике до 4—4,02 Вт/кг;
резиновых деталей систем водяного охлаждения статора и ротора, выводящих их из строя через каждые 3—4 года;
резиновых уплотнений короб — статор, срок службы которых составляет 1—2 года даже при хорошем вибрационном состоянии агрегата.

  1. Нарушение технологии обработки и сборки:

слабая заклиновка обмотки статора в пазах;
недостаточная обработка водораспределительных патрубков и вкладышей масляных уплотнений вала ротора;
некачественная пайка головок стержней обмотки статора;
некачественная пайка обмотки ротора, в результате чего в 1985 г. в турбогенераторе (станционный № 2) был заменен ротор из-за нарушения герметичности обмотки в лобовой части со стороны контактных колец. Место течи оказалось недоступным для точной локализации и восстановительного ремонта без демонтажа части обмотки.
Выводы

  1. Турбогенераторы ТГВ-500 имеют низкую эксплуатационную надежность и конструктивную ремонтопригодность, подтвержденную опытом их эксплуатации и ремонта на Троицкой и Рефтинской ГРЭС.
  2. Харьковскому ПЭО Электротяжмаш следует в минимально короткий срок внести соответствующие коррективы в конструкцию генератора и совместно с ремонтными организациями повысить надежность и конструктивную ремонтопригодность.
 
« Об определении содержания нефтепродуктов в водах пароводяного цикла ТЭС   Об электроимпульсной технологии разрушения старых фундаментов »
электрические сети