Содержание материала

ЧАСТЬ I
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ СЕЛЬСКИХ ГЭС
Глава I
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТОВ СЕЛЬСКИХ ГЭС И ИСХОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
§ 1. Последовательность и стадии проектирования

Строительство ГЭС сельскохозяйственного назначения, как и других сооружений, разрешается производить только при наличии утвержденного проекта, должным образом обоснованного и разработанного в соответствии с определенными правилами составления технической документации для строительных объектов. Строительство без проекта запрещено законом.
От правильности выбора и обоснованности принятого технического решения зависят экономическая эффективность и надежность энергоснабжения сельскохозяйственных потребителей. Однако в практике сельскохозяйственного гидроэнергостроительства иногда встречаются несоответствия между проектными предположениями и фактическими показателями работы ГЭС. Проектируемые мощность и выработка электроэнергии зачастую оказываются завышенными, а степень фактического использования энергетических возможностей водотока — невысокой; нередки аварии гидротехнических сооружений. Эти недостатки в значительной мере обусловлены рядом причин, связанных с проектированием.
В целях сокращения сроков, удешевления и повышения качества проектирования в помощь проектировщикам издаются материалы и указания, регламентирующие состав и стадии проектирования, порядок и объем изысканий, расчетов и т. п. К ним относятся "Руководящие указания по проектированию" (РУП), выпускаемые по различным вопросам проектирования, технические условия на проектирование, инструкции, типовые проекты, расчеты и другие материалы.
В соответствии с установленным порядком обследования и изыскания для проекта и проектирование сельских электростанций и электроустановок должны производиться проектными организациями на основании годовых планов проектных и изыскательских работ. Проекты государственных электростанций и электроустановок сельскохозяйственного назначения разрабатываются проектными организациями по заданию областных, краевых или республиканских эксплуатационных контор Сельэнерго; государственные электростанции и электроустановки других министерств и ведомств проектируются по заданию организаций соответствующих министерств и ведомств. Заказчиками для проектных организаций на проектирование колхозных и межколхозных электростанций и электроустановок являются соответственно колхозы и межколхозные советы строительства сельских объектов электрификации.
Проектирование электрификации машинно-тракторных станций и мастерских, мотороремонтных заводов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий производится проектными организациями по заданиям областных, краевых управлений сельского хозяйства или министерств сельского хозяйства республик.
Государственные электростанции и электроустановки проектируются на основе утвержденного титульного списка по заданиям на •проектирование, выдаваемым заказчиком. Задание на проектирование электростанции составляется на основе материалов схем использования местных энергетических ресурсов для электрификации сельского хозяйства или схем энергетического использования реки.
В задании на проектирование должны быть представлены необходимые данные о проектируемом объекте и четко сформулированные требования заказчика. В нем указываются район или пункт строительства, мощность электростанции или электроустановки, назначение и характеристика проектируемого объекта и эксплуатационные требования. Для проектирования гидроэлектростанций в задании должны быть указаны неэнергетические водопользователи — водный транспорт, лесосплав, рыбное хозяйство, водоснабжение и др. — и требования, предъявляемые ими к проектируемому объекту.
Если намечается строительство тепловой электростанции, то в задании указываются основные источники снабжения электростанции топливом, вид топлива и в случае необходимости способы использования отработанного пара и газа.
При выдаче задания на проектирование электрификации отдельных колхозов, совхозов, МТС и т. п. должно быть представлено разрешение электроснабжающей организации на присоединение мощности к энергосистеме, ГЭС или ТЭС.
Задание на проектирование государственных объектов составляется заказчиком, а для колхозных и межколхозных объектов — проектной организацией и представляется на рассмотрение и для подписи заказчику — колхозу или межколхозному совету по строительству. Утверждается задание на проектирование сельских государственных, колхозных и межколхозных объектов строительств той инстанцией, которая утверждает проект; проведение работ по обследованиям, изысканиям и проектированию при отсутствии задания запрещается. Заказчики и проектные организации не должны допускать излишеств в проектах и сметах и обязаны обеспечить всемерное уменьшение стоимости строительства и удешевление стоимости электроэнергии. Это достигается рядом мер, к числу которых можно отнести следующие:
а)  рациональный выбор створа ГЭС и строительных площадок электроустановок;
б)   максимальное применение имеющихся типовых проектных материалов и использование ранее разработанных экономичных проектов;
в) применение наиболее экономичных конструктивных решений, сокращающих расход строительных и электротехнических материалов;
г)   максимальное использование местных строительных материалов;
д)   недопущение необоснованных площадей затоплений и подтоплений земельных угодий и излишних резервов площадей производственных помещений и резервов основного и вспомогательного оборудования;
е)   применение более совершенного оборудования и максимальной механизации производства строительных и монтажных работ;
ж)   недопущение затрат, вызываемых излишними архитектурными требованиями при проектировании производственных и бытовых зданий и сооружений.

Для руководства проектированием объекта назначается главный инженер проекта, ответственный за проект и смету. На проектные организации возлагается ответственность за качество проектирования, правильное определение сметной стоимости объекта, техническую и Экономическую целесообразность проекта в целом, за увязку его отдельных частей и изготовление проекта и смет в установленные сроки.
В сельской электрификации различают следующие стадии проектных работ:
а)  схема использования местных энергетических ресурсов для электрификации сельского хозяйства области или края;
б)   схема энергетического использования реки;
в)   одностадийное проектирование;
г)    двухстадийное проектирование;
д)   трехстадийное проектирование.

 В связи с осуществлением плана широкой электрификации сельского хозяйства выявилась необходимость, особенно в последние годы, в разработке схем использования местных энергетических ресурсов. Схема использования местных энергетических ресурсов разрабатывается для области или края и должна выявить потребность в электроэнергии сельскохозяйственных потребителей и других отраслей местного производства, а также выявить местные энергетические возможности. Потребности в электроэнергии устанавливаются в схеме с учетом перспективы роста электрификации как по области в целом, так и по отдельным ее районам.

При подсчете энергетических ресурсов области отдельно рассматриваются различные источники энергии (водная энергия, местное топливо и др.) и определяется роль каждого из них, главным образом гидравлической и тепловой энергии, в удовлетворении потребностей районов и области в электроэнергии.
В схеме энергетического использования реки решаются вопросы использования энергии реки в целом. Разбивка реки на участки использования с наибольшим энергетическим эффектом и решение задачи комплексного использования водотока с учетом нужд водоснабжения, орошения, лесосплава, водного транспорта и других водопотребителей производится при разработке схемы энергетического использования реки. На этой стадии проектирования определяют примерную мощность электростанций, необходимую мощность теплового резерва и перспективу использования этой мощности, намечают технические схемы каскадов ГЭС и узлов сооружений. В результате технико-экономического анализа показателей намечаются объекты первоочередного строительства.
Иногда схемы использования местных энергетических ресурсов и схемы энергетического использования реки разрабатываются совместно. Это практикуется в тех случаях, когда бассейн реки расположен в границах области (края).
Разработку схем использования местных энергетических ресурсов и схем энергетического использования рек производят на основе архивных и литературных материалов и материалов экономических и технических обследований на месте. Технических изысканий для этих стадий проектирования обычно не производят; они могут потребоваться лишь в отдельных случаях, при разработке схем энергетического использования крупных рек.
Таким образом, первые две стадии проектирования — схема использования местных энергетических ресурсов области и схема энергетического использования реки — решают вопросы электрификации области в целом или отдельных ее районов, прилегающих к определенной реке, и служат основой при выборе конкретных объектов строительства.
В процессе одностадийного, двухстадийного или трехстадийного проектирования решаются вопросы, относящиеся к строительству конкретной электростанции или электроустановки из числа намеченных по схеме использования местных энергетических ресурсов или схеме энергетического использования реки.
При одностадийном проектировании сельских электростанций и электроустановок разрабатывается технический проект; в случае необходимости разрабатываются рабочие чертежи по более сложным основным сооружениям и конструкциям или по их деталям. По одной стадии производится проектирование локомобильных или дизельных электростанций мощностью до 100 л. с., проектирование электрификации отдельных колхозов, совхозов, МТС и других сельскохозяйственных потребителей, а также проектирование высоковольтных сетей до 15 кВ при питании от существующих источников электроснабжения.
При двухстадийном проектировании разрабатываются проектное задание и рабочие чертежи. Проектирование по двум стадиям производится при технически несложных сооружениях, располагаемых в достаточно ясных и простых природных условиях, и если имеется возможность использования типовых проектов и типовых решений или ранее разработанных экономичных проектов подобных сооружений, расположенных в таких же естественно-природных условиях.
: Проектирование несложных узлов сельских ГЭС мощностью до 250 кВт ведется по двум стадиям. По двум стадиям проектируются также локомобильные электростанции и дизельные — мощностью от 100 до 500 л. с., высоковольтные линии электропередачи напряжением 20—36 кВ и высоковольтные распределительные линии напряжением до 10 кВ, присоединяемые к вновь проектируемым источникам электроснабжения.
При трех стадиях проектирования составляются проектное задание, технический проект и рабочие чертежи.
Трехстадийное проектирование производится при сложных природных условиях места строительства, при новизне конструкции сооружений и при невозможности использования типовых проектов или имеющихся экономичных проектов аналогичных сооружений.
Узлы гидроэлектростанций мощностью свыше 100 кВт, находящиеся в сложных условиях, проектируются по трем стадиям; по трем стадиям проектируются и ГЭС мощностью свыше 250 кВт при несложных схемах и в простых природных условиях. В тех случаях, когда запроектированные сооружения по трем стадиям намечено строить по очередям в течение ряда лет, проектное задание разрабатывается на все очереди с подразделением стоимости строительства по соответствующим очередям. Технический проект разрабатывается только на ближайшую очередь строительства, рассчитанную на 2—3 года.
При трехстадийном проектировании гидроэлектростанций отдельные технически несложные сооружения и здания, располагаемые в хороших природных условиях, следует проектировать по двум стадиям — проектное задание и рабочие чертежи.
Число стадий проектирования устанавливается в задании на проектирование в соответствии со степенью ответственности объекта и сложностью условий его строительства.
Объекты вспомогательного назначения, бытовые и административные здания и т. п., а также технически несложные основные сооружения могут, по согласованию с заказчиком, проектироваться с сокращенным объемом проектно-сметных материалов при максимальном использовании типовых конструкций. В этом случае объем проектносметных материалов для указанных объектов подлежит утверждению инстанцией, утверждающей задание на проектирование.
При разработке проектов сельских ГЭС принятые технические решения должны обязательно согласовываться с заинтересованными организациями.        
Так, выбор территории для расположения сооружений, подсобных предприятий, поселков, карьеров, зон затопления и подтопления, отчуждения земель, вопросы санитарной и пожарной охраны должны быть согласованы с исполнительными комитетами областных или районных Советов депутатов трудящихся.
Если после строительства гидростанции изменятся условия орошения или осушения мелиорируемых территорий, то эти изменения согласовываются с соответствующими областными или республиканскими мелиоративными организациями. Переходы линий электропередач через железные и автогужевые дороги, линии связи, габариты и нагрузки проектируемых мостов, габариты запроектированных плотоходов и бревноспусков при строительстве ГЭС на лесосплавных реках и т. п. должны быть согласованы с соответствующими ведомствами.