трансформатор в ремонте

Прежде чем попасть непосредственно в ремонт, трансформатор проходит целый ряд подготовительных работ.
Руководитель ремонта (бригадир) знакомится с наряд-заказом. Если из этого документа ясно, что требуется ремонт с заменой обмоток, то необходимо подготовить заказ на их изготовление. Однако это не всегда возможно до разборки трансформатора и подъема активной части из бака, так как это определяется типом трансформатора, годом изготовления и заводом-изготовителем. Иногда по этим данным можно установить обмоточные данные трансформатора и заранее заказать для него обмотки.
Но в большинстве случаев трансформатор находится в разобранном виде до поступления к нему обмоток, и если предстоят трудоемкие работы по ремонту других узлов трансформатора, то рационально выполнять эти работы, не ожидая прибытия новых обмоток. Например, у трансформатора, потерпевшего аварию, может быть покороблен бак с крышкой, повреждены радиаторы или магнитопровод. Если же видимых повреждений нет, то лучше всего после обмера обмоток собрать трансформатор и поставить его на хранение в так называемом отстойном месте и во время его хранения заниматься ремонтом другого трансформатора.
В зимнее время года трансформатор, подлежащий ремонту, за два-три дня до начала работ следует закатить в отапливаемое помещение (специальный тамбур, а если его нет, то на отстойное место в цехе). За это время растают остатки снега и льда на трансформаторе (слой снега или льда по возможности удаляют на улице), отогреются масло и все металлические части до температуры воздуха внутри помещения и станет возможно работать над этим трансформатором. Если нет возможности ждать естественного отогрева, можно применить электронагревательные устройства, устанавливаемые под дно бака. Можно нагреть трансформатор индукционной обмоткой, намотанной на бак. Если имеется в наличии горячее масло, можно залить его в трансформатор после слива старого масла. Если исправны обмотки трансформатора, можно нагреть его постоянным током или током нулевой последовательности. И, наконец, можно нагреть трансформатор в печи для сушки активных частей, сняв с него расширитель, если он мешает установке трансформатора в печь.
Каждому трансформатору, принятому в ремонт, присваивают ремонтный номер. На предприятии должны быть картонные бирки, на которых записывают тип трансформатора, ремонтный номер и некоторые дополнительные данные, например сроки различных работ или причины задержки в ремонте и др. Бирки следует при разборке трансформатора прикреплять ко всем частям, которые после ремонта должны будут вновь установлены на этот трансформатор.
Дефектировка трансформатора в собранном виде заключается, прежде всего, в его осмотре.
Подготавливают ведомость дефектов и заполняют графы, соответствующие выявленным при осмотре неисправностям. Осматривают все наружные части, определяют их наличие и исправность. Часто трансформаторы попадают в ремонт не полностью укомплектованные: без термометров, пробивных предохранителей каких-нибудь пробок, колпаков и крышек воздухоосушителя и пр.
Осматривают бак трансформатора для выявления течей масла. Места течей видны не только на грязном баке. Хотя бак на заводе окрашивают снаружи маслостойкой эмалью, при длительной течи масло оставляет на окрашенной поверхности светлый след. Если следы течей берут начало от уплотнений, возможны дефекты последних. Иногда масло просачивается в местах сварки. В этих случаях соответствующие места отмечают мелом. В сомнительных случаях, чтобы убедиться в отсутствии течей масла, трансформатор подвергают предварительному испытанию избыточным давлением масляного столба высотой 2 м (гидравлическое испытание).
Затем осматривают вводы и определяют их состояние. Старые армированные вводы, находящиеся в хорошем состоянии, не обязательно заменять на съемные. Не обязательно заменять их даже тогда, когда неисправен один из трех вводов ВН, если его можно отремонтировать.
К дефектировке в собранном виде относятся и предварительные электрические испытания, необходимые для определения наличия повреждений и их характера.
Отбирают пробу трансформаторного масла из бака и проверяют для определения годности и возможности его дальнейшего использования. Передовые ремонтные предприятия и подразделения с развитым масляным хозяйством имеют несколько емкостей, в которые сливают масло из трансформаторов при разборке в зависимости от его состояния: не смешивают между собой хорошее масло, не подлежащее никакой обработке, с годным, но требующим регенерации или даже только сушки. Минимально надо иметь две емкости: в одну сливать совершенно негодное масло, горелое, а в другую — все годное, которое можно восстановить. Пробу масла испытывают на пробой и подвергают сокращенному химическому анализу.
Проверяют мегомметром сопротивление изоляции обмоток и их целостность, если необходимость их замены не оговорена в наряд-заказе, а определена дефектировкой. Если обмотки не повреждены, целесообразно провести и другие испытания, чтобы установить возможность выполнения ремонта без замены обмоток.
Результаты предварительных испытаний записывают в протокол, прикладываемый к ведомости дефектов.