Двойная дисковая катушка
Рис. 1. Двойная дисковая катушка с замковыми прокладками: 1 — двойные диски, 2 — замковые прокладки
Входные катушки обмоток ВН у трансформаторов 220—330  кВ выполняют в виде двойных дисковых с дополнительной катушечной изоляцией. Число таких дисковых катушек у этих трансформаторов большое; их заранее комплектуют в самостоятельные группы. Обмотки ВН у трансформаторов 500  кВ Куйбышевской гидростанции были выполнены целиком из двойных дисковых катушек. Сборка таких катушек производится на замковых прокладках 2 (рис. 1). У ранее выпущенных трансформаторов 110  кВ обмотки ВН также имеют по две начальные и по две конечные двойные дисковые катушки. В настоящее время у обмоток ВН 1ПЗ  кВ их не делают. Последние модели мощных трансформаторов на 330 и 500  кВ запроектированы с петлевыми обмотками ВН.

На рис. 2 показан шаблон для намотки отдельных двойных дисковых катушек. Основной частью его является относительно короткий вал, который с одной стороны соединен с редуктором. На вал насаживают торцовый диск 2, диаметр которого на 200 мм больше наружного диаметра катушки, и шаблон 4, диаметр которого равен внутреннему диаметру катушки. Диск и шаблон могут представлять собой одно целое и закрепляться на валу на общей шпонке. Затем на вал надевают вспомогательный шаблон 5 для предварительной намотки.

Сначала наматывают временную катушку. Для этого закрепляют вспомогательный шаблон 5 на валу винтом, а также конец провода на этом шаблоне. Затем педалью включают станок и наматывают на шаблон 5 временную катушку. Витки укладывают свободно вдоль шаблона по направлению стрелки. После окончания намотки временной катушки провод переводят на шаблон 4 и делают внутренний переход в постоянную катушку. Переход изолируют электрокартонной коробочкой, ее накладывают на провод сверху и закрепляют лентой.
Шаблон для намотки отдельных двойных дисковых катушек
Рис. 2. Шаблон для намотки отдельных двойных дисковых катушек: 1 — швеллер — опора намоточного станка, 2 — торцовый диск, 3 — стопорный винт, 4 — шаблон для намотки с наложенной поверх электрокартонной полосой, 5 — вспомогательный шаблон для временной намотки второго диска, 6 — обмоточный провод, 7 — направляющий ролик
Если виток состоит из нескольких параллельных проводов, то в переходе делают перестановку проводов так, как это указано на стр. 4. Затем придвигают провод с переходом вплотную к торцовому диску, под провод у перехода подкладывают кусок ленты и наматывают на шаблоне 4 постоянную катушку, укладывая радиально витки вплотную один на другой. После окончания намотки постоянной катушки обрезают провод, а катушку связывают у перехода ранее заложенной лентой.
После этого переключают станок на обратный ход и освобождают вспомогательный шаблон, чтобы он мог свободно вращаться на валу. Затем провод временной катушки ослабляют у перехода в виде петли, которую укладывают на направляющий ролик, провод зажимают в натяжном зажиме (на рис. 2 не показан), включают педалью станок в обратном направлении и наматывают на шаблоне 4 рядом с намотанной постоянной катушкой вторую постоянную катушку двойной дисковой катушки. После намотки второй постоянной катушки ее закрепляют ленточным бандажом и обрезают лишний провод.
наложение катушечной изоляции на дисковые катушки
Рис. 3. Процесс наложения катушечной изоляции на дисковые катушки:
I — начало наложения изоляции, II — продолжение наложения
Чтобы намотанную двойную катушку можно было легко снять с шаблона, подкладывают у места перехода перед намоткой первого витка электрокартонную полоску толщиной 2мм длиной 250—300-мм. Перед съемом намотанной катушки вытаскивают эту полоску, и катушка легко снимается с шаблона.
Как уже указывалось, если обмотки трансформаторов имеют в начале, в конце или в середине отдельно намотанные двойные дисковые катушки, то на них накладывают катушечную изоляцию, общую для всех витков каждого диска. Эту изоляцию выполняют лентой из кабельной бумаги, которую накладывают вполуперекрытие по всему периметру диска на определенную толщину.
Чтобы у начального конца катушки, а также у внутреннего перехода не получалось при этом разрыва, катушечную изоляцию выполняют следующим образом: сначала изолируют лакотканью на конус наружный конец (рис. 3, I) и внутренний переход, затем начинают накладывать катушечную изоляцию (рис. 3, II). Первым слоем бумажной ленты обходят конец катушки и переход у корня, вторым слоем — несколько дальше корня, частично накрывая сам конец и переход, третьим  слоем — еще дальше и т. д. Катушечную изоляцию выполняют сразу двумя лентами кабельной бумаги, сложенными вместе, толщиной 2x0,12 = 0,24 мм. При наложении двойной ленты вполуперекрытие получается за один обход толщина изоляции 0,5 мм на одну сторону. Чтобы получить требуемую толщину катушечной изоляции, делают нужное количество обходов.
После наложения катушечной изоляции дисковые катушки собирают на замковых прокладках, комплектуют в группы, прессуют между плитами и сушат. Затем их «пристраивают» к непрерывным частям обмотки, соединяя пайкой после наружного перехода с основной обмоткой. Предварительно переход изолируют так, как указано выше.