Несмотря на продолжающееся давление со стороны Египта и Судана, Эфиопия этим летом продолжит заполнение водохранилища Плотины великого возрождения Эфиопии   (Grand Ethiopian Renaissance Dam, GERD) мощностью 6,4 ГВт и начнет эксплуатацию двух из 16 запланированных турбин в этом году.

Министр иностранных дел Эфиопии Демеке Меконнен, который также является заместителем премьер-министра Эфиопии, 20 мая заявил, что «заполнение массивной плотины второй год будет проводиться в соответствии с графиком Национальной независимой научно-исследовательской группой (NISRG)». NISRG ссылается на техническую консультацию, проведенную 15 гидрологами из Эфиопии, Египта и Судана, начиная с середины 2018 года. Группа изложила четыре фундаментальных принципа, которые должны регулировать заполнение плотины, но страны не смогли достичь полного консенсуса во время встречи в октябре 2019 года. Эфиопия заявила, что консультации подкрепляют ее планы по поэтапному заполнению водохранилища, в течение четырех-семи лет с учетом гидрологических условий. 

Однако решение Эфиопии приступить ко второму этапу заполнения вызвало новые разногласия в десятилетнем споре, в который «вовлечены Эфиопия и ее соседи вниз по течению реки Нил», а также международное сообщество. Организация Объединенных Наций (ООН) пыталась «ослабить напряженность между тремя странами», США также активизировали посреднические усилия с упором на интересы Египта. Африканский союз (АС) также принимает участие в переговорах  между тремя странами.

Гигантский спор.

Сложная дипломатическая борьба обусловлена стремлением Эфиопии завершить  гидроэнергетический проект «Плотина великого возрождения Эфиопии» (ГЭС Хидасэ). Строительство проекта было начато в 2011 году на Голубом Ниле - важном притоке Нила, его стоимость составляет 4,6 миллиарда долларов. Эфиопия заявляет, что ГЭС Хидасэ - это знаковый проект, имеющий исключительное национальное значение для ее будущей экономической и энергетической безопасности.

Проект расположен на северо-западе Эфиопии, примерно в 500 километрах к северо-западу от столицы Эфиопии Аддис-Абеба и в 15 км от границы с Суданом в районе Бенишангуль-Гумуз-Гумаз. Строительством проекта занимается компания Webuild Group - дочерняя компания итальянского строительного гиганта Salini Costruttori SpA - для государственной компании Ethiopian Electric Power. После завершения строительства проект будет представлять собой основную плотину из уплотненного вальцами бетона с двумя электростанциями, установленными на левом и правом берегу реки.

По данным WeBuild, электростанции будут оснащены 16 турбинами Фрэнсиса мощностью 375 МВт, которые смогут производить 15 759 ГВт-ч в год. Однако исследователи из Вашингтонского университета в марте этого года предположили, что гидрология верхнего бассейна Голубого Нила указывает на то, что приток сможет обеспечить 13 629 ГВт-ч в год, что, вероятно, «приведет к простою турбин». Исследователи пришли к выводу, что «мощность плотины больше соответствует мощности 5,1 ГВт, по сравнению с предыдущими проектами, в которых она составляла 6 ГВт и 6,4 ГВт».

Плотина великого возрождения Эфиопии
Плотина великого возрождения Эфиопии (GERD) мощностью 6,4 ГВт расположена в 500 км к северо-западу от столицы Аддис-Абеба, в районе Бенишангуль-Гумаз на берегу Голубого Нила.

Тем не менее, GERD должен стать крупнейшим гидроэнергетическим проектом в Африке, так как планируется, что его мощность будет больше, чем мощность Асуанской плотины в Египте, которая составляет 2,1 ГВт. Правительство Эфиопии заявило, что GERD, который финансируется за счет взносов граждан, удвоит энергетическую мощность Эфиопии, и она сможет стать экспортером энергии в энергодефицитном Восточно-Африканском регионе.

По словам представителей страны, эта энергия крайне необходима: «Эфиопия - страна, не имеющая выхода к морю, значительного количества ресурсов подземных вод или водоносных горизонтов. Это страна, в которой голод является «постоянной угрозой» для 8 миллионов человек, а 65 миллионов жителей - почти 60% населения Эфиопии - не имеют доступа к электроэнергии. Сегодня общая электрическая мощность страны составляет всего 4,5 ГВт, в основном за счет биомассы, и растущий спрос на энергию усугубляет ее энергетическую нестабильность».

Эфиопия: ГЭС Хидасэ завершена на 80%.

Несмотря на различные задержки за последнее десятилетие, сейчас в реализации проекта наметился прогресс. Министерство водных ресурсов, ирригации и энергетики Эфиопии сообщило, что проект завершен на 80%. В том числе завершено 98,1% строительных работ, 54,5% электромеханических работ и 55,2% гидроэлектрических сооружений. Также была построена ЛЭП протяженностью 650 км.

В течение первого года заполнения ГЭС Хидасэ на 19 июля 2020 года, было запружено 4,9 кубических километра (км3) в массивный резервуар, который рассчитан на 74 км3. Министр водных ресурсов, ирригации и энергетики Эфиопии доктор Селеши Бекеле в прошлом году назвал это достижение «историческим», заявив, что первое наполнение было достигнуто без «прерывания непрерывного потока воды в нижний бассейн». Этим летом планируется провести второе наполнение и увеличить объем водохранилища до 18,4 км3. Этого будет достаточно для обеспечения работы двух из 16 турбин проекта. Общий объем резервуара составляет 74 км3.

Противодействие со стороны Египта и Судана.

Однако Египет и Судан, которые расположены ниже по течению в бассейне Восточного Нила и сильно зависящие от Нила в плане снабжения пресной водой, выразили обеспокоенность по поводу проекта водохранилища - искусственного озера площадью 1 874 км3, которое в два раза больше озера Тана, самого большого озера Эфиопии. Озеро Тана, исток Голубого Нила, находится в 150 милях (240 км) к северо-востоку в регионе Амхара.

Гидрология Нила
Гидрология Нила, которая изучается на протяжении десятилетий, характеризуется высокой межгодовой изменчивостью, резкими различиями в географии и климате, а также потоками, измененными природными особенностями и водной инфраструктурой. Источник: Wheeler, KG, Jeuland, M., Hall, JW et al. Understanding and managing new risks on the Nile with the Grand Ethiopian Renaissance Dam. (Понимание и управление новыми рисками на Ниле с помощью плотины Великого Эфиопского Возрождения).

Власти Судана отмечают, что ГЭС Хидасэ может помочь регулировать водные ресурсы Нила и снизить риск наводнений, но они также «обеспокоены воздействием проекта на эффективность плотины Roseries мощностью 280 МВт и решительно осудили односторонние действия Эфиопии по заполнению водохранилища ГЭС Хидасэ». Влияние может быть значительным, отмечают исследователи из Университета Хартума в статье от сентября 2020 года, в которой утверждается, что общая емкость водохранилища, составляющая 74 км3, «примерно в 1,5 раза превышает среднегодовой сток Голубого Нила, на который приходится около 57% стока реки Нил».

Подозрения вновь обострились после того, как высокопоставленный правительственный чиновник Судана сообщил, что «Эфиопия уже начала проводить заполнение резервуара ГЭС Хидасэ в мае». Однако Эфиопия опровергла это утверждение - «Это неправда». По словам Министра водного хозяйства Эфиопии Селеши Бекеле: «Комментарии суданских чиновников - это заведомо вводящие в заблуждение заявления, направленные на то, чтобы всех запутать».

Египет, тем временем, имеет аналогичные опасения относительно своей 2,1-ГВт Высокой Асуанской плотины (HAD) мощностью 2,1 ГВт, которая на сегодняшний день является крупнейшим гидроэнергетическим сооружением в Африке. Плотина также обеспечивает потребности Египта в воде для сельскохозяйственных, муниципальных и промышленных предприятий за счет регулярного ежегодного сброса 55,5 миллиардов кубических метров (млрд. куб. м).

В прошлом году министр иностранных дел Египта Самех Шукри обратился в Совет Безопасности ООН, предупредив, что заполнение Эфиопией дамбы не было поддержано юридически обязывающим соглашением в соответствии с международным правом. Шукри резко обозначил потенциальные воздействия проекта: «Мы, египтяне, проживаем в самом засушливом из прибрежных государств бассейна Нила и являемся одной из самых бедных в водном отношении наций на земле. Эта суровая реальность вынуждает нас заселять не более 7% нашей территории вдоль узкой зеленой полосы и плодородной дельты, где живут миллионы людей, которые в год потребляют не более 560 кубических метров воды, что ставит Египет намного ниже международного порога дефицита воды», - сказал он. «Выживание - это не вопрос выбора, это императив природы».

Но, по словам доктора Кевина Уиллера из Института изменения окружающей среды Оксфордского университета, риски нехватки воды в Египте - по крайней мере, в этом году - преувеличены. «Египет спланировал упреждающие меры, и в настоящее время водохранилище HAD хорошо заполнено, поэтому нет никакого значительного риска нехватки воды в Египте в 2021 году. Прошлый год был достаточно влажным, и в этом году также ожидается, что количество осадков будет выше среднего».

Уилер, изучавший высокую взаимную изменчивость гидрологии Нила по отношению к ГЭС Хидасэ, излагает потенциальные сценарии в статье, опубликованной в октябре 2020 года в журнале Nature Communications, которую он написал вместе с исследователями из Университета Дьюка, Университета Колорадо и Университет Северной Каролины. «Риск нехватки воды в Египте существует, если во время заполнения плотины в течение нескольких лет подряд будет отмечаться засуха, или засуха наступит вскоре после завершения заполнения, когда HAD все еще будет восстанавливаться после ожидаемого спада», - пояснил он.

«Но даже тогда Эфиопия потенциально может выпустить дополнительный объем воды при обстоятельствах, которые в настоящее время рассматривается на переговорах», - сказал Уилер. «Безусловно, будут некоторые потери в процессе выработки электроэнергии из-за уровня воды, но маловероятно, что она достигнет критических уровней, когда под угрозой окажутся поставки электроэнергии или воды. Кроме того, лишь небольшой процент электроэнергии Египта вырабатывается за счет гидроэнергетики», - отметил он.

Египет: вторжение в Эфиопию – «недоброжелательность».

В ответ на попытку Эфиопии начать второй раунд заполнения Плотины великого возрождения Эфиопии  в июле и августе, Египет, «предпринял яростный дипломатический отпор». В заявлении от 20 мая, направленном  POWER, посол Министерства иностранных дел Ахмед Хафез подчеркнул, что Египет «отвергает любые односторонние меры», которые Эфиопия предпримет для заполнения плотины. По его словам, односторонние действия - это «безответственный акт и явное нарушение положений  Декларации о принципах соглашения», которую три страны подписали в марте 2015 года.

Согласно этому юридически обязывающему договору, три страны создали «независимый комитет гидрологов» для проведения беспристрастного научного анализа сценариев заполнения и работы Плотины великого возрождения Эфиопии. Соглашение в конечном итоге установило технические консультации NISRG - меру, которую Эфиопия на прошлой неделе процитировала как оправдание для прогресса со вторым заполнением. Египет, однако, утверждал, что усилия NISRG «сошли на нет», как Шукри заявил Совету Безопасности ООН в прошлом году, предполагая, что «исследования были затруднены и не были завершены».

Министерство иностранных дел Египта на прошлой неделе также отметило срыв переговоров. «Заявления официального представителя МИД Эфиопии свидетельствуют о недобросовестности Эфиопии и ее попытке прервать усилия, предпринимаемые международными и африканскими посредниками для разрешения кризиса Плотины Возрождения, и ее стремление поставить две страны перед фактом - вопрос, который Египет не принял и никогда не примет», - говорится в сообщении министерства.

Потенциальное изменение влияния Египта и Судана.

Еще одна проблема заключается в том, что созданная в 2011 году Республика Южный Судан - через которую, по оценкам, проходит 28% стока Нила - в апреле этого года решила ратифицировать Всеобъемлющее рамочное соглашение (CFA), договор, разработанный странами-членами созданной в 1999 году Инициативы по бассейну Нила.

На данный момент использование вод Нила регулируется Соглашением от 1929 года, подписанным Египтом и Великобританией от имени Уганды, Кении, Танганьики (ныне Танзания) и Судана (которые в то время были британскими колониями), и которое «дает Каиру право наложить вето на проекты, влияющие на его долю воды». В 1959 году Египет и Судан дополнили договор от 1929 года, предоставив Египту право на 55,5 млрд. кубометров воды Нила, а Судану - 18,5 млрд. кубометров ежегодно.

CFA, который вступит в силу, если шесть из 10 стран Инициативы по бассейну Нила ратифицируют его, по существу требует, чтобы все заинтересованные стороны приняли решение о будущем развитии бассейна на основе консенсуса. На данный момент CFA ратифицировали Эфиопия, Руанда, Танзания и Уганда. Египет и Судан выступили против соглашения. Однако, учитывая предстоящую ратификацию договора Южным Суданом, «если еще одна страна, например, Бурунди или Кения, ратифицирует его, то Инициатива по бассейну Нила будет реализована, а рамочное соглашение о сотрудничестве фактически подтолкнет Судан и Египет к пересмотру условий договора», - объяснил All Africa  доцент Центра африканских восточных исследований Университета Аддиса Самуэль Тефера.