По состоянию на декабрь 2020 года совокупная установленная фотоэлектрическая мощность в странах Балтии составляла 800 МВт. Более трех четвертей этой мощности было установлено в Эстонии, в Литве - около одной пятой, а количество введенных мощностей в Латвии было незначительно.

Страны Балтии - суммарная установленная фотоэлектрическая мощность на конец 2020
Страны Балтии - суммарная установленная фотоэлектрическая мощность на конец 2020 г.

Необходимость замены традиционных электростанций, которые уже закрыты или должны быть выведены из эксплуатации в ближайшее время, объясняет более высокую мотивацию Эстонии и Литвы к расширению солнечной генерации. Как одну из стран членов ЕС с самым высоким уровнем  выбросов CO2 на душу населения, Европейский Союз призывает Эстонию сократить использование сланцевого масла - крупнейшего источника энергии выработки электроэнергии в стране. Планируемое закрытие старых предприятий по производству сланцевого масла, в свою очередь, стимулирует более широкое использование возобновляемых источников энергии.

Литва зависит от импорта электроэнергии после закрытия последнего реактора на Игналинской АЭС в 2009 году. В конце 1980-х годов эта станция стала предметом споров для движения за независимость Литвы «Саюдис». Планы по строительству новой АЭС были сорваны в 2012 году после проведения референдума, на котором литовцы проголосовали против возобновления использования атомной энергии.

Потребность Латвии в наращивании дополнительных возобновляемых мощностей стоит менее остро, так как в стране хорошо развивается гидроэнергетика.

Эстонский рынок.

До конца 2020 года рынок фотоэлектрических установок в Эстонии стимулировался схемой льготных взносов. В конце 2018 года эта схема была прекращена для новых установок мощностью от 51 кВт до 1 МВт и для систем мощностью менее 50 кВт. Поэтапная отмена льгот способствовала росту спроса на установки в 2020 году. Поскольку были разрешены кластеры систем мощностью менее 50 кВт, большая часть установленной мощности в Эстонии была представлена более крупными системами. Большое количество заявок на подключение к сети фотоэлектрических систем мощностью около 500 МВт перегрузило сетевые компании, а это означает, что почти все электростанции, построенные в 2020 году, будут подключены к сети в 2021 или в 2022 году. Вместо этого в 2021 году количество новых установок резко упало.

Нетто-учет в Литве.

С момента введения в 2015 году схема нетто-учета в Литве менялась несколько раз. Наиболее важные изменения произошли в октябре 2019 года. Верхний предел мощности для коммерческих фотоэлектрических установок, работающих под сетевым счетчиком, был увеличен со 100 кВт до 500 кВт, а верхний предел для упрощенного процесса выдачи разрешений систем микрогенерации повышен с 10 кВт до 30 кВт. Еще одним важным изменением в схеме нетто-учета стала возможность потребления электроэнергии в месте, отличном от места генерации.

Это совершенно новая бизнес-модель, позволяющая клиентам, у которых нет «собственной крыши», купить или арендовать часть солнечного парка и использовать свою часть установки в соответствии с национальной схемой нетто-измерения, что также предоставляет возможность разработчикам привлекать мелких инвесторов. С целью объединения разработчиков и инвесторов, государственное коммунальное предприятие Ignitis в октябре 2019 года основало первую платформу удаленных солнечных парков. Также предлагают участие в удаленных солнечных парках Sun Investment group, латвийское коммунальное предприятие Latvenergo, Egrupė, Saulės Grąža и Solet Technics. Первые удаленные солнечные парки, работающие по этой схеме, были реализованы в 2020 году.

В дополнение к схеме нетто-измерений Литва субсидирует сетевые и внесетевые системы мощностью до 10 кВт, финансируемые структурным фондом ЕС. В 2020 году была выделена еще одна субсидия для коммерческих систем, в 2021 году ожидается повторная выдача субсидий. Схема нетто-биллинга в Латвии была впервые введена в 2014 году и менее привлекательна, чем литовская программа нетто-счетчиков. В Латвии электричество, подаваемое в сеть от производителя фотоэлектрических систем, компенсируется не полностью. Улучшения для систем микрогенерации, вступившие в силу с 1 апреля 2020 года, лишь незначительно повысили привлекательность схемы. Системам с мощностью ниже 11,1 кВт больше не требуются разрешения Министерства экономики, а системы учета электроэнергии освобождаются от переменной части оплаты за электроэнергию, поданную в сеть и возвращенную обратно.

В то время как правительство Латвии, как сообщается, рассматривает возможность открытия схемы нет-биллинга для более крупных систем и коммерческих объектов, о планах по повышению уровня вознаграждения за подаваемую электроэнергию не сообщается.

Технологически нейтральные тендеры.

Эстония и Литва запустили технологически нейтральные аукционы для достижения целей в области возобновляемых источников энергии, в результате чего фотоэлектрические проекты подвергаются сильной конкуренции со стороны ветряных электростанций.

Литовские аукционы пока не привели к присуждению каких-либо фотоэлектрических мощностей. В ходе пилотного аукциона все доступные мощности были переданы ветроэнергетическому проекту, а первый регулярный раунд, запущенный в мае 2020 года, был отменен в связи с недостаточным количеством заявок. Раунд, запланированный на апрель 2021 года, также был отменен. По мнению правительства, если учесть все разрешенные проекты в области возобновляемых источников энергии (в основном, ветровой), то запланированный показатель 5 ТВт-ч в год из возобновляемых источников энергии к 2025 году, скорее всего, возможно достигнуть без дополнительных стимулов. Однако новые раунды аукционов не исключены.

Эстонские аукционы «были более успешными для солнечной энергии». В ходе первых двух пилотных раундов в 2020 году было присуждено в общей сложности 7,2 МВт фотоэлектрических проектов мощностью менее 1 МВт. Каждый из них рассчитан на производство 5 ГВт-ч ежегодно, при возможности дополнительной надбавки к оптовой цене, которая будет выплачиваться в течение 12 лет. После третьего пилотного раунда в июле 2021 года планируется проведение двух больших раундов - в конце 2021 года и в 2024 или 2025 году, с годовой выработкой 450 ГВт-ч и 650 ГВт-ч соответственно. Однако есть опасения, что первый крупный тендер выиграет один ветроэнергетический проект.

Небольшой прогресс.

В последнее время стали появляться коммунальные проекты, которые потенциально могут быть построены без поддержки государственных аукционов. В 2018 году эстонская компания Estiko Energia выиграла тендер на земельный участок около Тарту для строительства солнечного парка площадью 140 га. Но возникла задержка с работами по расчистке участка от огромного количества использованных шин. Так представители проекта с запланированной мощностью до 75 МВт упустили возможность воспользоваться схемой FIP вне государственных аукционов, и его текущий статус в настоящее время неизвестен.

Плавучий фотоэлектрический проект мощностью от 200 до 250 МВт был запланирован на водохранилище литовской гидроэлектростанции Круонис. Однако во время установки пилотной системы мощностью 60 кВт имеющиеся технические решения оказались непригодными, и в 2020 году реализация проекта была отложена на неопределенный срок.