АЭС Кунданкулам

Как один из самых активных регионов мира по развитию ядерной энергетики, Индия возлагает большие надежды на атомную энергию. Как цепочки поставок могут снизить проектные риски в рамках индийского законодательства?

Индия - одна из ведущих энергопотребляющих стран мира, и прогнозируется, что к 2030 году она превзойдет Европейский Союз. Для удовлетворения растущего спроса на энергию Индия планирует в течение следующего десятилетия развивать свой ядерный сектор ускоренными темпами. В настоящее время на субконтиненте работают 22 реактора мощностью около 6780 МВт, а к 2031 году планируется увеличить ядерную мощность почти в три раза до 22 480 МВт. Индия рассматривает возможность не только расширения парка крупных атомных электростанций (АЭС), но и разработки малых модульных реакторов (ММР). С такими амбициозными планами, какие уроки Индия должна извлечь из тенденций в ядерной энергетике?

Развитие атомной энергетики в Индии.

В 1960-х годах Индия построила два небольших кипящих водо-водяных реактора General Electric. Однако международное сотрудничество прекратилось, так как в мае 1974 года Индия провела первое испытание ядерного оружия и отказалась подписать Договор о нераспространении ядерного оружия. После этого в отношении Индии были введены международные санкции.

В последующие десятилетия Индия полагалась в основном на российские технологии. Но в 2005 году между Индией и США была подписана Инициатива о гражданском ядерном сотрудничестве, и страна была восстановлена в международном ядерном сообществе. В настоящее время Индия подписала соглашения о сотрудничестве и мирном использовании ядерной энергии с 13 странами.

Согласно Комплексной энергетической политики с 2006 года страна стремится обеспечить энергетическую безопасность для всех своих граждан независимо от их платежеспособности. Чтобы эта политика стала реальной, Индии необходимо снизить зависимость от импорта ископаемого топлива. Однако при нынешней политике прогнозируется, что в ближайшие два десятилетия расходы Индии на импорт ископаемых видов топлива увеличатся в три раза.

Для удовлетворения растущего спроса на энергию индийские политики стремятся внедрить "безопасные, чистые и удобные формы энергии" при наименьших затратах, технически эффективные, экономически жизнеспособные и экологически устойчивые. В настоящее время страна выделяет почти 3% своего ВВП на развитие энергетического сектора, и процент инвестиций, направляемых в развитие чистой энергетики увеличивается. В перспективе до 2050 года политики рассматривают ядерную энергию как наиболее действенное средство достижения долгосрочной энергобезопасности и энергонезависимости.

Сегодня Индия занимает второе место в мире после Китая по количеству строящихся реакторов. Одной из главных целей Индии на 2031 год является обеспечение доступной энергией, необходимой для поддержания темпов роста, на уровне 8-9%. Такие тенденции открывают возможности для крупномасштабных инвестиций в сектор атомной энергетики.

Несмотря на этот импульс, шаги по увеличению мощностей атомной энергетики Индии будут по-прежнему сталкиваться с задержками, что обусловлено несколькими факторами. Во-первых, закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб вызывает беспокойство у иностранных поставщиков. Во-вторых, существуют проблемы, связанные с разработкой и строительством АЭС в рамках бюджета и в срок. В-третьих, некоторые проекты по строительству АЭС вызывают протесты со стороны населения. Наконец, в-четвертых, возможны задержки из-за санкций, связанных с Россией, так как РФ в настоящее время является единственным иностранным партнером, работающим в индийском ядерном секторе.

Принимая во внимание все эти факторы, важно, чтобы все стороны, местные и иностранные, были хорошо информированы о юридических особенностях, с которыми они могут столкнуться, работая в сфере развития ядерной отрасли в Индии.

Снижение правовых рисков: опыт Индии и других стран.

Некоторые проекты АЭС имеют долгую историю судебных споров. Электростанция Олкилуото-3 в Финляндии, проектируемая и строящаяся франко-германским консорциумом поставщиков Areva-Siemens для владельца Teollisuuden Voima Oyj (TVO), должна была быть завершена в 2009 году, но до сих пор не получила статус Takeover. Арбитражные разбирательства ICC, продолжались более десяти лет. Совсем недавно EDF предъявила компании Areva иск на 1,5 млрд. евро в 2021 году за убытки от АЭС Фламанвиль-3.

Строгий процесс, уникальный для атомной промышленности, может привести к задержкам в выдаче лицензионных разрешений, что впоследствии может привести к несоблюдению запланированного графика строительства. Кроме того, если в период строительства изменятся применимые нормы, подрядчику, возможно, придется адаптироваться к новым стандартам. Например, после терактов 11 сентября регулирующие органы потребовали внести изменения в проект, чтобы учитывать возможность столкновения самолета с АЭС. Аналогичным образом, после аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 году регулирующие органы потребовали внести изменения в проект для устранения аналогичных уязвимых мест на АЭС.

Индия ничем не отличается от других стран, и уже произошли задержки в строительстве некоторых АЭС, например, АЭС Кунданкулам.

Споры в ядерном секторе можно смягчить при условии правильного понимания и управления сопутствующими рисками на ранней стадии.

Во-первых, риски лучше учитывать на этапе закупок и составления контракта. В договоре на строительство должны быть указаны и определены цели в порядке их приоритетности: объем работ и требования к выполнению, цена и срок завершения работ, а также обстоятельства, дающие основания для продления сроков и дополнительные расходы.

Во-вторых, этап управления контрактом важен для управления рисками. Стороны должны иметь четкие и строгие процедуры управления проектом, которые помогут выявить и снизить риски, возникающие из-за недопонимания между сторонами.

В-третьих, управление рисками может осуществляться на этапе рассмотрения разногласий и споров между сторонами. Если в ходе проекта возникают претензии, они должны быть справедливо и эффективно рассмотрены в порядке, предусмотренном пунктом о разрешении споров в контракте. Не следует допускать накопления претензий, и должна быть создана надлежащая система предъявления претензий сторонами и реагирования на них.

Споры, скорее всего, возникнут из-за ожидаемого уровня привлечения инвестиций иностранных организаций, связанных со строительством АЭС или иным образом.

Учитывая международный характер этих проектов и риск потенциальных задержек при разрешении этих споров в национальных судах Индии, предпочтительным вариантом будет международное разрешение споров (например, посредничество или международный арбитраж). Международные строительные контракты обычно включают арбитражную оговорку для разрешения споров, возникающих в ходе реализации проекта. Здесь огромное значение имеют действующие в различных юрисдикциях нормативные акты, связанные со строительством АЭС, гарантирующие соблюдение определенных стандартов.

Другой путь, который может быть использован инвесторами для разрешения споров, - это инициирование арбитражных разбирательств по инвестиционным договорам в соответствии с двусторонним инвестиционным договором (ДИД), действующим между страной инвестора и государством владельца. Даже споры, возникающие в связи с задержками и перерасходом средств при строительстве АЭС, потенциально могут быть предметом инвестиционного арбитража при определенных обстоятельствах.

Сектор атомной энергетики также оказался благодатной почвой для коммерческих споров, породив в последние годы несколько наиболее громких арбитражных дел по всему миру. В 2013 году американская коммунальная компания Southern California Edison (SCE) инициировала арбитраж ICC против японской компании Mitsubishi, утверждая, что Mitsubishi поставила неисправные парогенераторы для АЭС San Onofre компании Edison в Сан-Диего, США. В 2014 году немецкая энергетическая группа E.ON и ее дочерняя компания PreussenElektra начали арбитраж ICC против бельгийской компании Electrabel по поводу налоговых платежей за ядерную энергию, вытекающих из взаимных соглашений о поставках электроэнергии, заключенных сторонами в 2009 году.

Споры, возникающие в результате коммерческих отношений между различными организациями варьируются от непоставок ядерного топлива или поставок неисправного оборудования станции до защиты прав интеллектуальной собственности. Учитывая масштабы цепочки поставок ядерных материалов, связанных со строительством крупных АЭС и ММР, которые Индия намерена построить в ближайшие годы, в будущем, вероятно, возникнут многочисленные коммерческие споры.

Правовая база, регулирующая деятельность ядерного сектора.

Закон об атомной энергии (1962) Индии - это основополагающее законодательство, которое регулирует гражданское использование ядерной энергии. Однако Закон о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 2010 года оказал значительное влияние на развитие программы ядерной энергетики в Индии. Закон направлен на то, чтобы "обеспечить гражданскую ответственность за ядерный ущерб и незамедлительную компенсацию жертвам ядерного инцидента посредством ответственности оператора".[1] Законодательство позволяет оператору "иметь право регресса к поставщику за компенсацию, выплаченную за ядерную аварию, если авария произошла в результате действий поставщика".

Такой подход отчасти является следствием крупнейшей промышленной химической аварии, произошедшей в 1984 году в Бхопале, столице индийского штата Мадхья-Прадеш. Выброс ядовитого газа из-за аварии на заводе по производству удобрений привел к  отравлению от 150 000 до 800 000 человек и гибели от 15 000 до 20 000 человек через несколько лет. Последовала судебная тяжба по выплате компенсации жертвам, и в октябре 2022 года правительство Индии все еще рассматривало возможность подачи дальнейших исков в Верховный суд.

Закон от 2010 года вызывает споры, так как согласно международным конвенциям о ядерной ответственности, оператор несет строгую и исключительную ответственность, и оператор будет иметь право регресса против поставщика, "только если это прямо предусмотрено договором в письменной форме".

Этот Закон постоянно сталкивается с критикой со стороны ядерной отрасли, как внутренней, так и международной. Соглашения, заключенные между Индией и иностранными государствами, предполагали, что Индия "создаст режим гражданской ядерной ответственности, основанный на международных принципах", что, по мнению иностранных поставщиков, в настоящее время не соответствует действительности.

Индийское правительство предприняло некоторые шаги для решения этих проблем, но безуспешно. Это, например, принятие Правил гражданской ответственности за ядерный ущерб (2011), часто задаваемые вопросы по Закону и создание Индийского ядерного страхового пула, который предоставляет полисы страхования ядерной ответственности для операторов и поставщиков атомной энергии соответственно.

Однако страховой полис для поставщиков ядерных материалов (NSIP) также вызывает ряд опасений. Во-первых, NSIP будет действовать только до тех пор, пока тот, который предоставлен оператору АЭС, по которому поставщики застраховали его, остается в полной силе и действии. Во-вторых, NSIP касается только права оператора на обращение в суд в соответствии с разделом 17(a) и разделом 17(b) Закона от 2010 года, и никакая другая ответственность, которую поставщик может понести за ядерный ущерб в соответствии с любыми другими законами, в Индии или за рубежом, не покрывается.

Кроме того, на рассмотрении Верховного суда находятся две петиции в рамках судебных разбирательств в общественных интересах, оспаривающие действительность Закона.

Учитывая нынешний прогресс Индии в секторе ядерной энергетики и ее растущие потребности в энергии, а также необходимость привлечения иностранных поставщиков и инвесторов, правительству, операторам и поставщикам важно найти пути, которые позволят преодолеть эти опасения и двигаться вперед.

Будущее развитие ядерной энергетики в Индии.

Возможное строительство АЭС в Индии часто вызывают протесты со стороны местного населения и правозащитных групп. Текущая роль Верховного суда в обеспечении баланса между озабоченностью широкой общественности и стремлением правительства развивать сектор ядерной энергетики в Индии представляется шагом в правильном направлении.

Атомная энергетика обладает огромным потенциалом для достижения глобальных целей по декарбонизации энергетики. Ситуация в Индии соответствует этому, так как страна стремится увеличить долю атомной энергетики в своем энергетическом балансе для удовлетворения прогнозируемых энергетических потребностей и достижения стратегических целей безопасности.

Однако можно предположить, что в связи с растущим вниманием к ядерной энергетике споры в Индии и во всем мире могут возникать все чаще. Если такой спор возникнет в связи с международным проектом в секторе ядерной энергетики в Индии, то международный арбитраж является наиболее предпочтительным вариантом разрешения споров в связи с участием иностранных игроков и требованием особого опыта в данной области.

Действительно, во всем мире существует широкий спектр споров в связи со строительством АЭС и коммерческими отношениями между сторонами на протяжении всей цепочки поставок, которые могут закончиться спорами в строительном, инвестиционном или коммерческом арбитраже. В связи с этим заинтересованным сторонам необходимо сосредоточиться на раннем управлении рисками, которое должно неукоснительно соблюдаться на протяжении всего срока реализации проекта или контракта. Часто стороны могут избежать или, по крайней мере, смягчить последствия таких споров, применяя с самого начала предупреждающий и информированный подход.

Несмотря на то, что Индия предпринимает правильные шаги, это не означает, что реализация новых проектов в ядерном секторе будет проходить легко на всех этапах развертывания.