Heysham 2

Консорциум под руководством EDF получил финансирование от правительства Великобритании. В рамках проекта планируется изучить возможность использования тепла и электроэнергии, вырабатываемых на АЭС, для генерации водорода, который будет в последствие использоваться для производства асфальта и цемента.

Министерство энергетики бизнеса и промышленной стратегии (BEIS) выделило GBP400,000 (USD475,800) на проведение технико-экономического обоснования проекта Bay Hydrogen Hub - Hydrogen4Hanson. Финансирование было предоставлено из портфеля инноваций правительства Великобритании в рамках программы Industrial Hydrogen Accelerator Program.

В консорциум входят: производитель строительных материалов Hanson UK, Национальная ядерная лаборатория (NNL), Hynamics (подразделение EDF по разработке низкоуглеродного водорода), разработчик экологически чистых энергетических технологий CERES Power, EDF R&D и EDF Generation.

Концепция проекта заключается в проведении демонстрации твердооксидного электролиза (SOEC), интегрированного с ядерным теплом и электричеством на площадке Heysham компании EDF Energy в Ланкашире, Англия, для обеспечения низкоуглеродным и недорогим водородом с помощью композитных резервуаров-хранилищ нового поколения на некоторых асфальтовых и цементных заводах Hanson в Великобритании. Партнеры проекта утверждают, что с помощью технологии эффективность производства водорода увеличится на 20% по сравнению с традиционным электролизом.

После проведения первоначального технико-экономического обоснования Консорциум планирует продемонстрировать технологию в мегаваттном масштабе в 2023-2025 гг.

Ожидается, что проект станет началом декарбонизации асфальтовой и цементной промышленности, а технология будет использована на 250 площадках в Великобритании.

«Это финансирование отражает уровень доверия к нашему проекту», - сказал Патрик Дюпейрат из EDF UK Research & Development. «Декарбонизация промышленности - одна из самых больших проблем, с которыми сталкивается Великобритания в стремлении к нулевому потреблению углерода, и поэтому использование ядерной энергии для производства водорода, который может снабжать энергией углеродоемкую асфальтовую промышленность, представляется логичным решением».

Рэйчел Глэйвинг из отдела стратегического и коммерческого развития EDF Generation добавила: «Этот фантастический проект - прекрасная возможность для EDF продемонстрировать еще один способ, как атомная энергетика может способствовать энергетическому переходу. Предлагаемое исследование подчеркивает, что атомные станции смогут в будущем генерировать не только электроэнергию, но и тепло, которое в данном случае будет использоваться для производства водорода более эффективно, чем это возможно сегодня».

Вице-президент NNL по строительству новых объектов Гарет Хеддок сказал, что NNL изучит демонстрационный проект с целью подключения SOEC к более широкому спектру типов ядерных реакторов, а также рассмотрит возможность его масштабирования и подключения к другим промышленным приложениям.

«Использование водорода в качестве топлива на асфальтобетонных заводах еще никогда в мире не демонстрировалось, поэтому мы стремимся как можно быстрее представить технологию, которая способна значительно сократить выбросы углерода в нашей отрасли», - сказала директор по устойчивому развитию компании Hanson UK Мариан Гарфилд.

На площадке в Heysham в настоящее время работают две отдельно управляемые атомные электростанции - Heysham 1 и Heysham 2, на каждой из которых установлено по два реактора усовершенствованного типа с газовым охлаждением. Heysham 1 начала работу в 1983 году, ее закрытие запланировано на март 2024 года. Heysham 2 была введена в эксплуатацию в 1988 году и, как ожидается, закроется в 2028 году.