Механизация и централизация ремонтных работ позволяют значительно поднять производительность труда, повысить качество ремонта, увеличить межремонтные сроки, уменьшить затраты и сократить длительность использования временных ненадежных схем электроснабжения, которые приходится создавать при ремонтных работах.
Механизация ремонта РП и ТП складывается из внедрения высокопроизводительного инструмента и приспособлений, доставки инструмента и оборудования к месту работы и создания условий труда, обеспечивающих высокую производительность. Централизация позволяет максимально использовать средства механизации.
В настоящее время в электрических сетях города основные ремонтные работы производятся централизованно и выполняются специализированными бригадами. Такие бригады создаются для выполнения следующих видов работ: ремонта электрооборудования РП и ТП; ремонта кабельных линий и вводных устройств, ремонта трансформаторов на месте установки, ремонта строительной части РП и ТП.
Ремонт электрооборудования выполняют по планам и графикам. Годовые планы ремонтов электрооборудования составляют, исходя из установленной периодичности. График ремонтных работ предусматривает выполнение их в течение всего года с окончанием ремонта оборудования загруженных участков сети до наступления максимума нагрузки, а также учитывает одновременность проведения всех работ на отключенном оборудовании.
На распределительное устройство, подлежащее ремонту, старший мастер или мастер участка составляет ведомость дефектов. В ней указывают состояние оборудования и все замеченные дефекты, которые необходимо устранить при ремонте. До начала ремонта ведомость дефектов поступает к мастеру по ремонту оборудования для определения продолжительности работ, подготовки необходимых материалов и запасных частей. Ремонт оборудования выполняет бригада под руководством мастера в составе двух электрослесарей 5-го и 3-го разрядов и шофера-электрослесаря 4-го разряда. При большом объеме работ объединяют две ремонтные бригады.
При капитальном ремонте электрооборудования бригада производит:
уборку помещения и обтирку всего оборудования от пыли и при необходимости его покраску;
проверку контактных соединений шин, проводов, аппаратов измерением или контрольной подтяжкой;
проверку разъединителей и выключателей;
отбор проб и доливку масла из маслонаполненных аппаратов;
проверку целости плавких вставок предохранителей и соответствие их Номинальному току защищаемого аппарата;
измерение сопротивления изоляции вторичных цепей и катушек приводов;
измерение сопротивления обмоток силового трансформатора и отношения R60/R15
измерение сопротивления заземляющего устройства;
испытание изоляции оборудования повышенным напряжением переменного тока;
проверку противопожарных и защитных средств по технике безопасности, блокировочных замков, правильности надписей.
При необходимости выполнения в РП или ТП каких-либо реконструктивных работ их приурочивают к капитальному ремонту. Ремонт оборудования проводят, как правило, с полным снятием напряжения. Подготовку схемы и производство необходимых переключений в сети заранее выполняет персонал дежурных оперативных бригад. Если заблаговременное отключение подстанции невозможно или нецелесообразно (из-за снижения надежности), то мастеру по ремонту оставляют минимум операций для отключения непосредственно перед началом работ. Специализированные бригады снабжены передвижными мастерскими.
Для капитального ремонта РП и ТП применяется передвижная электромеханическая мастерская (рис. 4.1), оборудованная в специальном кузове автомашины ГАЗ-51 или ГАЗ-52-04.
Мастерская оснащена установкой для испытания изоляции оборудования и защитных средств в РУ, малогабаритным электросварочным аппаратом, промышленным пылесосом ПП-7, мегаомметром МС-06, измерителем заземления МС-08, слесарным верстаком с установленными на нем параллельными тисками, электросверлильной машиной ИЭ-1013, электроточилом ИЭ-9701, сосудами для грязного и чистого масла и другим инструментом и материалами для производства капитального ремонта оборудования РП и ТП.
Рис. 4.1. Электромеханическая мастерская:
1 — шкаф для одежды; 2 — сиденье; 3 — параллельные тиски; 4 — электроток и-ло; 5 — электросверлильиая машина; 6 — электродвигатель с металлической щеткой; 7 — металлические стеллажи; 8 —верстак; 9 — каркас кузова; 10 — электрощиток; 11 — испытательный трансформатор; 12—Саки для масла; 13 — регулировочный автотрансформатор; 14 — барабан со шланговым проводом; 15 — металлические ящики; 16 — сварочный аппарат; 17 — электрическая печь
Для текущего ремонта РП и ТП используется передвижная мастерская. Ремонтная бригада в составе мастера, электрослесаря 5-го разряда и электрослесаря-шофера 3—4-го разряда выполняет работы по очистке оборудования и помещений РП и ТП от пыли, устраняет дефекты концевых воронок кабелей напряжением до 10 кВ, отсоединяет и присоединяет силовые трансформаторы при их замене для отправки в ремонт, выполняет ремонт цепей освещения и замену ламп в сетевых сооружениях, а также демонтаж устройств электросети в связи с их ликвидацией и другие работы. Мастерская оснащена пылесосом «Уралец», электросверлильной машиной ИЭ-1013; слесарным верстаком с установленными на нем параллельными тисками, инструментом для подогрева кабельных масс, слесарным и другим инструментом и материалами для производства текущего ремонта сетевого оборудования.
Для удобства работ инструмент в этих мастерских находится в специальном чемодане. На рис. 4.2 показан чемодан с набором инструмента для ремонта станций управления. Запасные части и материалы хранятся в ящиках и на стеллажах мастерской.
Для выполнения ремонта оборудования РП и ТП в сетях городского типа возможно использование автопередвижной электроремонтной мастерской типа АПЭМ-2М, серийно выпускаемой промышленностью и предназначенной для текущего ремонта электростанций и электросетей сельских районов.
Рис. 4.2. Чемодан с инструментами
В процессе эксплуатации электрических сетей города необходимо заменять силовые трансформаторы, мощность которых достигает 630 кВ-А. Масса одного такого трансформатора 3 т. Погрузочно-разгрузочные работы при замене силовых трансформаторов производят автокраном или механической лебедкой, смонтированной на автомашине. Привод лебедки осуществляется от двигателя автомашины с помощью коробки отбора мощности. Управление производится из кабины. С помощью этой же машины можно перевозить барабаны с проводом и кабелем.
Для проверки силовых трансформаторов и ремонта их на месте установки создана передвижная мастерская. Мастерская оснащена установкой для испытания трансформаторов повышенным напряжением, двумя баками объемом по 600 л для чистого и загрязненного масла, домкратами, талью грузоподъемностью до 1 т и другими приспособлениями, инструментом и материалами.
Бригада с помощью этой мастерской производит подъем выемной части трансформаторов, замену прокладок, изоляторов, смену масла, испытание изоляции повышенным напряжением и мегаомметром и другие работы, связанные с мелким ремонтом трансформаторов.
Для ремонта мягких кровель и покрытия их битумом применяется электробитумоварка, смонтированная на одноосном прицепе.