Трансформаторы согласно ГОСТ 11677-75 снабжают пробками. Пробки предназначаются для отбора пробы масла, выпуска воздуха при заливке масла, заливки масла и для «дыхания» трансформатора (в трансформаторах небольшой мощности также для спуска загрязненного масла из бака трансформатора и расширителя).
Пробка для взятия пробы масла должна быть в нижней части бака трансформатора у самого его дна. Поэтому при отборе пробы масла посуду, в которую сливают масло, нельзя ставить под пробку, масло необходимо сливать через шланг. Стандарт предписывает пломбирование пробки.

Пробка для взятия пробы масла
Рис. 2. Пробка для взятия пробы масла.
1 — дно; 2 — стенка; 3 — корпус крана; 4 — шарик; 5 — болт специальный; 6 — втулка с резьбой (штуцер).

Конструкция пробки показана на рис. 2. Отверстие для спуска масла находится на боковой поверхности корпуса пробки и повернуто относительно ее главных осей на угол 45°. В него запрессована втулка с резьбой, на которую навертывается крышечка. Запорным устройством служит конус, завальцованный в пробке. Если нужно взять пробу масла, пробку поворачивают (но не отворачивают до конца), конус выходит из отверстия корпуса и пропускает струю масла. Применяются также пробки с шариковым затвором. Принцип действия такого затвора такой же, только вместо конуса применен шарик.
Пробка для выпуска воздуха (рис. 3) устанавливается на выхлопных трубах, люках, радиаторах и в других устройствах, где не допускается наличие воздуха. Ее открывают во время заливки трансформаторов маслом.
Пробка для заливки масла и «дыхания» (рис. 4) устанавливается в трансформаторах негерметизированного исполнения, на крышках трансформаторов без расширителей и на расширителях трансформаторов мощностью до 1600 кВ - А.

Пробка для выпуска воздуха
Рис. 3. Пробка для выпуска воздуха.

Пробка для спуска загрязненного масла (рис. 4) устанавливается в дне трансформатора и расширителя. При толщине дна до 12 мм включительно в отверстие дна вваривается штуцер, в который ввернута пробка. При толщине дна 16 мм и более пробка ввертывается в отверстие дна, в котором нарезана резьба.
Пробка для заливки масла и «дыхания»
Рис. 4. Пробка для заливки масла и «дыхания».
Пробка для спуска загрязненного масла из дна трансформатора
Рис. 5. Пробка для спуска загрязненного масла из дна трансформатора.
а — толщина дна до 12 мм; б — то же 16 мм и более.

Обычно такой пробкой оперируют в том случае, когда из трансформатора через вентиль или задвижку спущено масло. Однако в связи с тем, что вентиль или задвижка отстоят от дна бака на расстоянии 85— 240 мм (в зависимости от размера вентиля или задвижки), часть масла, находящаяся в пределах от дна бака до нижней точки патрубка вентиля (задвижки), остается в баке. Для спуска этого масла и открывают пробку в дне бака. Обычно эта часть масла является до некоторой степени загрязненной, так как твердые частицы, случайно попавшие в масло, и влага постепенно опускаются вниз к дну бака. Эта же пробка служит для доливки масла в расширитель до отметки маслоуказателя, соответствующей температуре масла внутри бака. Для этой цели пробка устанавливается наверху расширителя.