Предохранительный клапан устанавливают в маслопроводе между баком трансформатора и расширителем. Он предназначен для автоматического перекрытия маслопровода при аварии трансформатора или пожаре.
Клапан (рис.) состоит из корпуса с двумя патрубками и фланцем. Одним из патрубков клапан присоединяется к расширителю, а другим — к маслопроводу, соединяющему расширитель с баком. Корпус клапана фланцем соединен с плитой 5. Внутри корпуса расположены клапан 2 с пружиной 3. На плите закреплены электромагнит 14, кнопка 8, четыре вывода 4, подключаемые к сети защиты трансформатора, и кожух 7. На якоре 13 электромагнита укреплена вилка 10, удерживающая клапан в открытом положении за кольцевой паз на тяге 9, на которой укреплен диск 12. На кожухе установлены стакан 11 с крючком, служащим для ручного взвода клапана, и пробка 6 для слива масла из кожуха.
Закрепленный на маслопроводе клапан подготавливают к работе следующим образом. Подсоединяют вводы к электросети релейной защиты и к сигнальной лампе. Отвинчивают стакан П. Вставляют крючок стакана в овальное отверстие на тяге 9 и тянут на себя до упора. При этом якорь 13 электромагнита под действием собственного веса и пружины 16 спускается и вилка 10 заходит в кольцевой паз на тяге 9. Таким образом, клапан приведен в рабочее положение. Перед осмотром клапана и перед очередной подготовкой к работе вывертывают пробку 6 и сливают масло из кожуха, после этого пробку завертывают.
Предохранительный клапан пожаротушения
Предохранительный клапан пожаротушения.
1 — корпус; 2 —клапан; 3 — пружина; 4 — выводы; 5 — плита; 6 — пробка; 7 — кожух; 8 —кнопка; 9 — тяга; 10 — вилка; 11 — стакан; 12 — диск; 13 — якорь; 14 — электромагнит; 15 — гайка специальная; 16 — пружины.

При нормальной работе трансформатора клапан открыт. При аварии трансформатора и возникновении необходимости перекрытия маслопровода между расширителем и баком на обмотку электромагнита подают напряжение. При этом якорь электромагнита втягивается (движется вверх) и выводит из зацепления вилку с тягой. Под действием пружины 3 клапан 2 закрывает отверстие для прохода масла. Одновременно диск 12 нажимает на кнопку 8, которая отключает электромагнит и включает сигнальную лампу на щите управления. Включение лампы указывает на то, что маслопровод перекрыт.