Плоские краны специальной конструкции (рис. 1) применяют на трансформаторе в тех местах, где нужно иметь небольшую длину (высоту) крана, в частности для присоединения к баку трансформатора трубчатых радиаторов системы охлаждения, на крышке баков трансформаторов мощностью 1000 — 6300 кВ-А на напряжение до 35 кВ включительно для присоединения маслоочистительного аппарата и на патрубке расширителя для возможности демонтажа газового реле. Корпус крана 1 представляет собой квадрат, изготовленный из стали или чугуна, с отверстием в центре для прохода масла и с четырьмя отверстиями для его крепления болтами к патрубкам. Кран, устанавливаемый на крышке 2, крепится гайками 6 при помощи приваренных к крышке шпилек 5. Кран имеет плоскую заглушку 3, закрывающую проходное отверстие. Заглушка закреплена на двух полуосях; на верхней установлена рукоятка.
Плоский кран
Рис. 1. Плоский кран.
1 — корпус; 2 — крышка; 3 — заглушка; 4 — рукоятка; 5 — шпилька; 6 — гайка; 7— контрящий болт.

Открывается кран поворотом рукоятки на угол 90° и закрепляется стопорным болтом. При закрытом кране рукоятка также закрепляется болтом. Для этого она на радиаторном кране имеет Г-образную форму. На положение заглушки (открыта или закрыта) указывает стрелка, нанесенная на рукоятке. Чтобы масло не просачивалось через отверстие, в котором вращается верхняя полуось, оно герметизировано асбестовым графитированным шнуром, который прижимается гайкой сальника. Герметизация крана производится при присоединении к кранам радиаторов маслоочистительного аппарата или газового реле.