Электродвигательные приводы разъединителей, приводимые в действие электрической энергией, применяются для управления разъединителями наружной и внутренней установки. Их изготавливают на номинальные напряжения 110, 220, 380 В переменного тока.
На рис.   показан внешний вид электродвигательного привода типа ПДН-1У1, предназначенного для дистанционного и местного управления разъединителями 110-750 кВ. Все элементы привода (электродвигатель, червячный редуктор, механизм блокировки и др.) расположены в металлическом шкафу 1. За дверцей шкафа находится лицевая панель 2, на которой размещены ключ местного управления 3, указатели («включить», «Отключить») 4, 5 оперативного положения ключа местного управления, замки электромагнитной блокировки 6, панель 7 со схемой соединения, выключатель 9 подогревателя и штепсельная розетка 8.
Электродвигательный привод ПДН-1У1
Электродвигательный привод типа ПДН-1У1

С правой стороны шкафа имеется люк, закрытый крышкой 10, для установки рукоятки ручного управления 11, которая надевается на вал червяка редуктора. При этом установленная рукоятка размыкает контакты в цепи управления электродвигателем, что исключает случайное включения его во время проведения операций вручную.
Управление ножами стационарных заземлителей возможно только вручную с помощью металлической штанги. Над крышкой шкафа привода расположены валы управления ножами разъединителя с муфтами указателей положения. Максимальный момент на валу главных ножей этого типа привода 180 Нм, угол поворота вала ножей 90, 180 и 270°, угол поворота вала ножей заземления 90°. Приводы к разъединителям соответствуют ГОСТ 690-69.
Главные ножи разъединителей серии РВР управляются электродвигательным приводом ПДВ-1 или ручным приводом ПЧ-50, заземляющие ножи — ручным приводом ПЧ-50. В разъединителях серии РВП главные ножи управляются электродвигательным приводом ПД-12, заземляющие — ручным приводом ПЧ-50.
В приводе предусмотрена механическая блокировка, не допускающая ошибочное проведение операций с главными ножами при включенных ножах стационарных заземлителей. Имеется также блокировка, запрещающая дистанционное управление разъединителями в момент управления с места. Схема управления электродвигательным приводом представлена на рис. 2.
Схема управления электродвигательным приводом разъединителя
Рис. 2. Схема управления электродвигательным приводом разъединителя.
В зависимости от конфигурации и номинального напряжения разъединителей время выполнения приводом одной операции составляет 4...20 с, при этом не обязательно все это время держать ключ повернутым в соответствующее положение. Начатая с разъединителями операция завершается независимо от длительности подачи команды.
В табл. приведены отдельные сведения об электродвигательных приводах разъединителей 6-35 кВ.
Электродвигательные приводы к разъединителям


Тип привода

Максимальный момент на выходном валу, Нм

Электродвигатель

габариты

Масса, кг

мощность, кВт

U тяг, В

В

L

Н

ПД-12

98

2,2

220/380

72

40

39

65

ПД-5

1280

0,75

380

80

58

66

185

ПД-3

1080...2450

2,8

220/380

100

54

64

400

ПД-2

5200

5,0

220/380

188

105

735

880

ПД-1

1765

1,1

330/380

106

60

129

315

ПДН-1

 

 

 

 

 

 

 

Примечания: 1. Обозначение типа привода: буквенная часть — П — привод, Д — электродвигательный, Н — наружной установки; цифровая часть — модификация. В приведённых обозначениях опущено указание варианта исполнения (привод ПД-3 имеет 48 типоисполнений, отличающихся максимальным моментом на валу, привод ПД-5 — 9 типоисполнений, отличающихся углом поворота вала и массой). 2. Размеры и масса указаны для наибольшего варианта исполнения и без учёта блока управления
Электродвигатель привода питается от сети переменного тока 380 В через контакты реверсивных магнитных пускателей. Если в ходе выполнения операции внезапно исчезнет питающее напряжение, то магнитный пускатель отключится и завершение операции в этом случае станет возможным только после восстановления напряжения и подачи повторной команды дистанционно или от ключа управления с места установки.
Для управления подвесными разъединителями, имеющими тросовую систему управления, применяется электродвигательный привод ПД-2У1, осуществляющий наматывание троса на барабан при включении разъединителей. Привод состоит из исполнительного блока (асинхронный электродвигатель, редукторы) и блока управления в виде шкафа с аппаратурой управления электродвигателем, системами электрической блокировки и сигнализации. Привод даёт возможность дистанционного, местного и ручного управления разъединителями.
Для дистанционного управления разъединителями 6-10 кВ внутренней установки, рассчитанными на большие токи, применяются электродвигательные приводы, управляющие сразу тремя фазами разъединителей. Приводы питаются от источников постоянного тока напряжением 220 В.
Контроль за оперативным положением разъединителей осуществляется с помощью контактов вспомогательных цепей, которые обычно встраивают в привод и переключаются одновременно с выполнением операций включения и отключения. На щитах управления сигнализация положения разъединителей, управляемых дистанционно, выполняется с помощью ламп зелёного и красного цвета, располагаемых над рукоятками ключей управления разъединителями.
Пневматические приводы устанавливают непосредственно на рамах разъединителей, вследствие чего отпадает надобность в соединительных тягах. Они отличаются плавной работой. Применение их особенно целесообразно на подстанциях, где имеются установки для производства сжатого воздуха.
В электрическую схему блока управления помимо кнопок входят электромагниты включения и отключения, воздействующие на открытие пусковых клапанов, вспомогательные контактные пары, срабатывающие в конце хода включения разъединителей. Имеется механическая блокировка подхвата командного импульса, которая обеспечивает завершение начатой операции в случае, если кнопка ВКЛ. или ОТКЛ. по какой-либо причине будет отпущена ранее окончания операции.
В шкафу блока управления установлен подогреватель, который включается при температуре наружного воздуха ниже 5 °С.
В отличие от электродвигательных приводов в пневматических приводах не предусмотрены механизмы ручного управления разъединителями.