Разнообразие строительных конструкций по габаритным размерам, фермам и массам обусловило изготовление грузозахватных траверс непосредственно отдельными строительно-монтажными организациями, что привело к их различному конструктивному выполнению (рис. 1, табл. 1). Траверсы некоторых типов нормализованы. У траверсы балочной конструкции обоймы и несущие стропы укреплены так, чтобы их можно переставлять вдоль балки. Запирание обойм на балке производится пальцами, вставляемыми в предусмотренные для них отверстия. Балки траверсы в данном случае выполнены из толстостенной трубы.
На рис. 1,в приведены конструкции универсальной балансирной траверсы балочной конструкции. Балки траверсы выполнены из двух швеллеров № 15, разнесенных на расстояние 140 мм и связанных между собой в пролете уголками 32X32X4, а по концам — накладками из листа. Принятая конструкция позволяет длину траверсы увеличить до 5,6 м. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Кроме того, траверса оснащена обычными (небалансирными) стропами.
Унифицированные траверсы (табл. 2) грузоподъемностью 4—32 т с пальцевым захватом и штыревым замком предназначены для подъема и монтажа колонн. Траверса выполнена в виде сварной балки, оборудованной подвесками, и комплектуется стропами со штыревыми замками, снабженными устройствами для дистанционной расстроповки установленных колонн. Основой балки является двутавровый профиль, к которому приверены подвеска для крепления (снятия) траверсы и боковины для крепления стропов.
Рис. 1. Траверса балочная:
а — с двухветвевыми стропами; б — с переставными обоймами; в — универсальная; 1 — подвеска; 2 — растяжной канат; 3 — балка; 4 — крепление строп; 5 — канатный строп; 6 — серьга; 7 — ролик
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАВЕРС; БАЛОЧНОЙ (ТВ), БАЛОЧНОЙ
ОБОЙМАМИ (ТО)
Примечания: 1. Трубы балки ТО изготавливаются из стали 20. 2. Длина ветвей строп дана для канатного подвесного (числитель) и канатному ТУ.
ПАРАМЕТРЫ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРАВЕРС С ПАЛЬЦЕВЫМ ЗАХВАТОМ
ДЛЯ колонн
Модель | Грузоподъемность. т | Габариты (длинах Хшпринахвысота). мм | Масса, кг |
1 | 4 | 892X70X665 | 41 |
II | 10 | 936x100x910 | 65 |
111 | 16 | 1080x125x1160 | 120 |
IV | 25 | 1080х 140Х 1305 | 160 |
V | 31 | 1284x155x1435 | 233 |
Траверсы решетчатой конструкции выполняют обычно в виде простейших треугольных ферм с вершиной угла, обращенной вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но при этом необходима большая точность изготовления траверсы с условием обеспечения расположения при нагружении в одной вертикальной плоскости балки и нижних раскосов. Для подъема тяжелых или длинных грузов существуют также траверсы с двумя параллельными поясами, связанными стойками и раскосами.
На рис. 2, а показана унифицированная траверса грузоподъемностью 10, 16 и 25 т с вершиной, обращенной вверх, для подъема строительных балок и ферм. Для подъема стеновых панелей, большепролетных ферм, плит перекрытий разработаны траверсы грузоподъемностью 10т с вершиной фермы, обращенной вниз (рис. 2,6). Балка траверсы выполнена из швеллера № 14, нижние раскосы — из двух швеллеров № 10. Масса траверсы при длине 6 и 10 м соответственно 412 и 460 кг. Высота траверсы около 1,5 м. Траверсы отдельных типов для подъема, перемещения и монтажа различных металлических и железобетонных панелей, плит, балок, ферм и других изделий индивидуального проектирования и изготовления приведены на рис. 3 (табл.3).
Траверсы для подъема технологического оборудования и крупногабаритных тяжелых грузов
Применение траверс при подъеме вертикального оборудования цилиндрической формы (аппаратов-царг, обечаек и т. п.) предохраняет их от воздействия сжимающих усилий, которые могут возникнуть при непосредственном использовании наклонных стропов.
Используют как плоскостные (рис. 4), так и пространственные траверсы: первые — для подъема изделий с достаточной поперечной жесткостью, вторые — для изделий, воспринимающих только вертикальные нагрузки.
Для подъема царг и обечаек траверсы выполняют пространственными треугольными или кольцевыми с радиальными или хордовыми распорками, с тремя жесткими или гибкими стропами для подвешивания к крюку крана и необходимым количеством подвесок для подсоединения поднимаемого изделия.
Транспортирование и перегрузку крупногабаритных грузов большой массы в ряде случаев осуществляют двумя кранами с использованием специальных траверс различной конструкции и размеров. Подъем и перемещение грузов спаренными кранами применяют при монтаже оборудования большой массы, когда грузоподъемность одного крана оказывается недостаточной.
Для распределения нагрузки на краны соответственно их грузоподъемности применяют балансирные траверсы (рис. 5). В неравноплечей траверсе расстояние от точки крепления груза до точки подвеса траверсы к крюкам кранов обратно пропорционально грузоподъемности кранов.
С ПЕРЕСТАВНЫМИ УНИВЕРСАЛЬНОЙ (ТУ)
Масса, кг
ТБ | ТО | ту |
128 | 142 | 328 |
131 | 144 | 335,6 |
162 | 198 | 362.5 |
166 | 202 | 372,6 |
218,5 | 230 | 389,0 |
218,5 | 434 | 417,7 |
Рис. 2. Траверса решетчатой конструкции:
а — с вершиной угла фермы, обращенной вверх: б — с вершиной угла фермы, обращенной вниз; 1 — связь; 2 — подвеска; 3 — балка; 4 — стойка
Для использования кранов разных грузоподъемностей траверсы выполняют с отверстиями для скоб, навешиваемых на крюки и обеспечивающих изменение плеч. Конструктивное выполнение траверс может быть различным. Нормальным считается выполнение сваркой из листового металла с ввариванием бобышек в местах размещения осей скоб и траверсы крюка, а при длинных траверсах — и диафрагм.
В условиях строительства для изготовления траверс часто применяют двутавровые балки (см. рис. 5, е). Ее выполняют в виде сварной конструкции из двух двутавровых балок, двух скоб с отверстиями для соединения с крюками двух кранов и четырех опор с желобами для стропов, которые могут быть произвольно использованы в зависимости от размеров грузов и грузоподъемности кранов. Грузоподъемность такой траверсы 15 т, длина 7440 мм, масса 1920 кг. Аналогичную конструкцию имеют унифицированные траверсы грузоподъемностью 20, 30 и 60 т.
Рис. 3. Траверсы:
а — в виде серьги; б — балансирные с блоками: а —в виде фермы; г —с коромыслами; д — «паук»; 1 — серьга; 2 — канатные подвески; 3 — балка; 4— неподвижный блок; 5 — подвижный блок; 6 — треугольная ферма; 7 — коромысло
Рис. 4. Траверсы для подъема цилиндрических изделий в вертикальном положении
а — с трубчатой несущей балкой, гибкими стропами и переставными подвес ми и переставными подвесками; в — для подъема цилиндрических аппаратов ликами в подвесках; е — для подъема и транспортирования тяжелых грузов
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАВЕРС ДЛЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПЛИТ. ПАНЕЛЕЙ. БАЛОК. ФЕРМ И ДРУГИХ ИЗДЕЛИИ
| Расстояние между, м |
|
|
| |
Грузоподъемность, т | крайними точками подвеса по горизонтами | точками подвеса к крюку крана и к изделию | Длинахширинах X высота, мм | Масса, кг | Назначение |
16 | 8 | 1 ,з | 8500x1200x1500 | — | Подъем и монтаж балок длиной до 18 м, массой до 16 т |
7 | 6 | 1,6 | 1200x500x1400 | 245 | Подъем и монтаж ферм и балок перекрытий массой до 7 т |
20 | 1,4 | 1,4 | 1500x600x1200 | 440 | Подъем и монтаж ферм толщиной в местах строповки до 600 мм, массой 20 т |
8 | 17 | 4 | 1800x600x3000 | 2070 | Подъем стропильных балок длиной до 18 м, массой до 8 т |
20 | 10 | 35 | 10 500x300x3000 | 200 | Подъем и монтаж балок длиной до 20 м, массой до 20 т |
10 | 10 | 2,6 | 11С0 х500х3000 | 560 | Подъем, перемещение и монтаж подстропильных ферм длиной 24—30 м и 30—36 м, массой до 10 и 25 т |
25 | 1 | 2,6 | 1300x500x3000 | 1490 |
б — с несущей балкой из швеллеров и гибкими многоветвевыми стропа- с жесткими стропами из швеллеров; г — пространственная треугольная
Рис. 5. Траверса для подъема тяжелого оборудования двумя кранами различной грузоподъемности:
а - упрощенная; б — расчетная схема; в — для подъема крупногабаритного оборудования- г — для подъема малогабаритного оборудования; 1, 8 — ходовые винты; г — паз; 3, 7, 9 — несущие подвески; 4 — подвижные оси; 5 — оси; 6, 10 — балки; 11 — тяга; 12 — груз
Рис, 6. Унифицированная траверса грузоподъемностью 20, 30, 60 т
Более универсальную, но и более сложную конструкцию представляет собой применяемая в химической промышленности траверса для подъема оборудования большой массы двумя кранами различной грузоподъемности (см. рис. 6, в). Траверса выполнена в виде двух балок — верхней и нижней, которые связаны между собой переходной тягой. Тяга установлена с возможностью поворота на осях 5 и 13, закрепленных на балках. В верхней балке имеется продольный паз, а в нижней — две продольные щели, расположенные симметрично тяге.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛОСКОСТНЫХ ТРАВЕРС
Буквенная индексация соответствует экспликации рис. 5.
В пазах и щелях установлены ходовые винты, на которых закреплены подвижные оси, несущие подвески.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОЛЬЦЕВЫХ ТРАВЕРС
Примечание. Буквы означают то же, что и в табл. Выше.
ПАРАМЕТРЫ УНИФИЦИРОВАННЫХ ТРАВЕРС
В зависимости от габаритов поднимаемого оборудования смещаются ходовыми винтами 8 оси 4 с подвесками 9 в соответствующее положение, после чего фиксируют оседержателями, а в зависимости от грузоподъемности крапов перемещением ходового винта 1 устанавливают требуемое плечо подвески 3 относительно линии, соединяющей центры осей 5. Так, при использовании двух механизмов различной грузоподъемности подвижная ось 4 балки 6 перемещается ходовым винтом 1 в пазу 2 по направлению к оси 5 переходной тяги в том случае, если к подвеске 3 прикреплен полиспаст механизма большой грузоподъемности. После этого стропят оборудование 12 к подвескам 9 нижней балки 10, а крюки грузоподъемных кранов — к подвескам 3 и 7 верхней балки.