такелажные работы с электрическими машинами

Такелажными называют работы, связанные с подъемом, перемещением и опусканием грузов. При ремонте приходится производить погрузку, выгрузку и транспортирование электрических машин п их частей массой до нескольких тонн. Такелажные работы должны проводиться при строгом соблюдении правил безопасности, даже их малейшее нарушение может привести к тяжелым травмам и порче изделий. Поэтому управление грузоподъемными машинами и механизмами поручается квалифицированным специалистам, прошедшим обучение и аттестацию. К управлению механизмами для поднятия грузов с пола и верстака (тельферы, кран-балки, электролебедки и т. п.) могут быть допущены рабочие-электрослесари после специального обучения и соответствующей проверки знаний по управлению этими механизмами.
При такелажных работах должны применяться только проверенные и исправные подъемные и транспортные приспособления. Нельзя пользоваться подъемниками и транспортными механизмами грузоподъемностью меньшей, чем масса поднимаемого груза.

Особое внимание при такелажных работах следует обращать на состояние грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, скоб, траверс), которые предназначены для крепления груза на крюке грузоподъемного механизма.
Стропы из стальных канатов
Рис. 1. Стропы из стальных канатов:
а  — универсальный кольцевой, б — одноветвевой, в — двухпетвевой, г — одноветвевой с коушами
Клещевой захват
Рис. 3. Клещевой захват для круглых деталей
Стальной коуш
Рис. 2. Стальной коуш
Наиболее часто для этой цели применяют стропы, которые изготовляют из стальных и пеньковых канатов. Стропы должны легко надеваться на крюк механизма, сниматься с него и освобождаться от груза.
Пеньковые стропы применяют для легких грузов массой до 0,2 т.
Универсальный стальной строп (рис. 1, а) имеет форму замкнутого кольца, полученного сплетением концов троса.
Облегченный строп (рис. 1, б) делают с двумя петлями на концах. Применяют также двухветвевые (рис. 1, в) и четырехветвевые стропы. Они могут заканчиваться петлями или крюками для крепления груза.
С целью предохранения канатов от крутых перегибов и износа в петли стропов устанавливают специальные детали, которые называют коушами (рис. 1, г; рис. 2).
Для перемещения деталей круглого сечения часто применяют клещевой захват (рис. 3), который позволяет сократить время на закрепление груза на крюке механизма.
В процессе подъема или опускания груза при рывке натяжение стропа может ослабнуть, что приводит иногда к соскальзыванию его с крюка. Для повышения безопасности при производстве такелажных работ рекомендуется применять специальные крюки (рис. 4) со скобой-защелкой, которая предотвращает соскальзывание стропа с крюка подъемного механизма.
Безопасный крюк с замком
Рис. 4. Безопасный крюк с замком:
1 — скоба, 2 — пружина, 3 — захват
Стальные канаты и стропы поступают па предприятие со свидетельством (сертификатом) завода-изготовителя об испытании каната (стропа). Если сертификат отсутствует, они должны быть испытаны на предприятии.
Строповка электрических машин
Рис. 5. Строповка электрических машин малой и средней мощности
После проведения испытании на каждом такелажном приспособлении закрепляется бирка с указанием грузоподъемности и даты испытания. Стропы подлежат периодическому осмотру через каждые 10 диен и забраковываются при определенном числе оборванных проволок в зависимости от конструкции, диаметра каната, уменьшения сечения проволок в результате их износа и коррозии.
Грузоподъемность стропа должна соответствовать максимальному усилию, которое будет на пего передаваться от массы поднимаемого груза с учетом угла наклона стропа и коэффициента запаса прочности. В соответствии с правилами Госгортехнадзора стропы должны иметь не менее чем шестикратный запас прочности. При такелаже электрических машин и их частей угол между ветвью стропа и вертикалью, опущенной по оси крюка грузоподъемного механизма, должен быть не более 45°.  
Наиболее ответственной операцией при такелажных работах является строповка груза. От правильного выбора стропа, места его крепления на грузе и правильного закрепления стропа на крюке грузоподъемного механизма во многом зависит безопасность подъема, перемещения и опускания груза.
Электрические машины обычно поднимают за рым-болты (рис. 5) стропами с крюками. При строповке роторов за бочку (рис. 6, а) под стропы подкладывают деревянные бруски для предохранения сердечника от повреждения. Строповка роторов за концы вала (рис. 6, б) осуществляется обычно с помощью траверсы, которая позволяет придать ветвям вертикальное положение и предохранить лобовые части обмотки и коллектор при подъеме и транспортировке. Не разрешается накладывать стропы на коллектор, контактные кольца и шейки валов под подшипники.
Строповка роторов электрических машин
Рис. 6. Строповка роторов электрических машин: а — за бочку ротора, б — с помощью специальной траверсы (или распорки)
Особую осторожность следует соблюдать перед началом подъема груза. Надо проверить, чтобы крюк подъемного механизма располагался над центром тяжести поднимаемого груза. На грузе не должно быть незакрепленных предметов (деталей, крепежа, инструмента). Следует убедиться, чтобы груз во время подъема не смог за что-нибудь зацепиться, а также не должно быть людей вблизи места подъема груза. Перед подачей команды на подъем сам стропальщик должен выйти из опасной зоны перемещения груза и грузоподъемного механизма; при необходимости удержания груза используют оттяжки и крючья.
После натяжения стропов проверяют правильность их наложения, чтобы исключить перевертывание груза при подъеме. При опасном наклоне груза следует немедленно дать команду на его опускание и произвести перестроповку. Грузы большой массы сначала поднимают на небольшую (до 200 мм) высоту и в этом положении вновь проверяют равномерность натяжения стропов и тормоз подъемного механизма. Перед снятием стропов после перемещения груза проверяют устойчивость его положения. Не следует устанавливать груз на край верстака.
При работе с подъемно-транспортными механизмами (кранами, кран-балками, электроталями) необходимо следить, чтобы груз не переносили над людьми, оповещать сигналом о движении груза, не оставлять груз висящим на крюке дольше, чем это необходимо для выполнения операции.
Рым-болты в случае их использования для подъема машины следует проверить и довернуть их до отказа. Если болт очень туго входит в гнездо, его следует вывернуть, очистить гнездо от грязи и в случае необходимости исправить резьбу в гнезде и на болте.