Наименование схемы | Область применения | Uном, | Число | Дополнительные указания |
1. Блочные схемы 1.1. Блок линия — трансформатор (Л —Т) с разъединителем, рис. 2.7, а | На стороне ВН тупиковой (до 330 кВ) или ответвительной (до 220 кВ) ПС | 35-330 | 2 |
|
1.3. Блок Л—Т с предохранителем, рис. 2.7,б | То же, что по 1.1 | 35 | 2 | Должна быть обеспечена защита трансформатора предохранителем и селективность с защитой питающей линии (если от нее питается более одной ПС) и линии НН |
1.3. Блок Л —Т с отделителем, рис. 2.7, в |
| 35 - 220 | 2 | На 35 кВ при соответствующих обоснованиях допускается применение выключателя |
1.4. Блок Л—Т с выключателем, рис. 2.7, г | На стороне ВН ПС магистральных нефте- и газопроводов, на ПС БАМ и в зоне холодного климата (—45 °С и ниже) при отсутствии отделителей исполнения ХЛ | 35-220 | 2 |
|
1.5. Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой, рис. 2.7,д | На стороне ВН тупиковой или ответвительной ПС | 35-220 | 4 |
|
1.6. Два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой, рис. 2.7, е | То же, что по 1.4 для тупиковых или ответвительных ПС | 35-220 | 4 | То же, что по 1.4 |
Наименование схемы | Область применения | ^ном» | Число | Дополнительные указания |
2. Схемы мостиков | При необходимости секционирования линии и при мощности трансформаторов до 125 МВ-А (на 220 кВ —при отсутствии ОАПВ) | 35-220 | 4 |
|
2.2. Мостик с выключателями в цепях линий, рис. 2.8,б | То же, что по 1.4 при двустороннем питании или транзите мощности на стороне ВН ПС, когда по условиям загрузки трансформаторов превалирует требование сохранения питания потребителей от данной ПС | 110-220 | 4 | То же. что и. 1 по 2.1 |
2.3. Мостик с выключателями в цепях трансформаторов, рис. 2.8, в | То же, что по 2.2, когда по условиям работы сети превалирует требование сохранения секционирования сети на данной ПС при ремонтных схемах | 110-220 | 4 | То же, что п. 1 по 2.1 |
2.4. Мостик с отделителями в цепях трансформаторов и дополнительной линией, присоединенной через два выключателя, рис. 2.8, г | При присоединении к тупиковой или ответвительной ПС дополнительной линии, а также если допустим разрыв транзита при отключении тупиковой линии или при ремонте выключателя | 110 | 5 |
|
3. Схемы со сборными шинами, с одним выключателем на цепь |
|
|
|
|
3.1. Одна рабочая секционированная система шин, рис. 2.2, а |
| 6-35 | На 35 кВ — 5 и более, на 6-10 кВ — любое | В КРУ с выкатными тележками разъединители заменены втычными контактами |
3.2. Две одиночные секционированные системы шин, рис. 2.9, а | То же, что п. 2 по 3.1 при трансформаторах с расщепленными обмотками или при расщепленных групповых реакторах | 6- 10 | Любое |
|
3.3. Одна рабочая секционированная и обходная системы шин с отделителями на трансформаторах с совмещенными секционным и обходным выключателями, рис. 2.9,6 |
| 110 | 5-6 |
|
3.4. То же с выключателем в цепи трансформатора, рис. 2.9,е |
| 110-220 | 5-6 | То же, что по 3.3 |
3.5. Одна рабочая секционированная и обходная системы шин с выключателями в цепях трансформаторов с сдельными обходным и секционным выключателями, рис. 2.4, а | То же, что по 3.4 | 110-220 | 7-10 | То же, что п. 1 по 3.3 |
3.6. Две рабочие и обходная системы шин, рис. 2.4,б | То же, что п. 2 по 3.4 | 110-220 | 7-15 | Когда не применима схема по 3.5 |
3.7. Две рабочие секционированные и обходная системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями, рис. 2.4,в | Преимущественно на стороне СН | 110-220 | Более 15 |
ШИН |
4. Схемы многократного присоединения |
|
|
|
|
4.1. Четырехугольник, рис. 2.5, а |
| 220-750 | 4 | При трех присоединениях применяется схема без одного выключателя (треугольник), при двух (Л+Т) на 330 — 750 кВ используются два взаиморезервирующих выключателя или телеотключение |
4.2. Расширенный четырехугольник, рис. 2.10, а | То же, что по 4.1 | 220-330 | 6 | В цепи трансформатора, присоединенного к линии, применяется: на 220 кВ — отделитель, на 330 кВ — разъединитель, встроенный в схему автоматики |
Наименование схемы | Область применения | UНОМ, | Число | Дополнительные указания |
4.3. Трансформатор — шины с присоединением линий через два выключателя, рис. 2.10,6 |
| 330-750 | 5-6 [2Т + +(3-4)Л] |
|
4.4. То же с полуторным присоединением линий, рис. 2.10,в | То же, что п. 1 по 4.3 | 330-750 | 7-8 [2Т + |
|
4.5. Полуторная схема, рис. 2.5, г | То же, что и. 1 по 4.3 | 330-750 | Более 7 |
|
Примечания: 1. Схемы РУ, а также указания по их применению соответствуют сетке типовых схем Энергосетьпроекта для РУ 6 — 750 кВ ПС.
- Схемы подключения синхронных компенсаторов, статических компенсирующих устройств и дугогасящих катушек, имеющие специфический характер, в таблицу не включены.
- На всех схемах аппаратура высокочастотной обработки каналов связи и защиты и аппараты, установленные в нейтрали трансформаторов, а также измерительные трансформаторы, разрядники и заземляющие разъединители не показаны.
- В графе «Число присоединений» приняты условные обозначения: Л — линейное присоединение, Т — трансформаторное.
- На напряжении 150 кВ применяются схемы 110 кВ.
- На напряжении 220 кВ и выше наряду с трансформаторами могут применяться и автотрансформаторы.
- На напряжении 6—10 кВ необходимость установки реакторов в цепи трансформаторов, а также применения трансформаторов с расщепленными обмотками определяется расчетом токов КЗ при конкретном проектировании; при наличии технико-экономического обоснования допускается групповое или индивидуальное реактирование присоединений вместо установки реакторов в цепи трансформаторов.
- Необходимость и схема присоединения шунтирующего реактора 500 — 750 кВ уточняется в конкретном проекте.
- Возможности расширения РУ: для схем по 1.1 и 1.3 — за счет установки аналогичных блоков без перемычки на стороне ВН; для схемы по 4.1—переход к схеме по 4.2; для схемы по 4.4 — за счет дополнительной цепочки с выключателями с увеличением количества линий до 8 (на первом этапе развития, когда присоединено четыре линии, выполняются три междушинные цепочки: две с двумя и одна с тремя выключателями).
- В схемах по 1.3 на 35 кВ и по 1.5, 2.1 на 35—110 кВ разъединитель последовательно с отделителем не устанавливается.
- В схемах по 3.1 и 3.2 точка подключения трансформатора СН (сборные шины или вывод силового трансформатора) уточняются в конкретном проекте.
- В схемах по 4.3 —4.5 при присоединении четырех трансформаторов (по 4.3 и 4.4) или более 6 линий (по 4.4 и 4.5), а также по условиям сохранения устойчивости энергосистемы допускается секционирование систем шин. В схемах по 4.4 и 4.5 парные линии и трансформаторы должны подключаться со стороны разных систем шин ή не в одну цепочку.
- Показанные пунктиром разъединители в цепи трансформатора устанавливаются в случае использования схемы для РУ НН и СН при трехобмоточных трансформаторах и автотрансформаторах.
Рис. 2.7. Блочные схемы РУ ПС
Рис. 2.8. РУ ПС по схеме мостика
Рис. 2.9. Схемы РУ ПС со сборными шинами с одним выключателем на присоединение
Рис. 2.9. Продолжение
Рис. 2.10. РУ ПС по схемам многократного присоединения