Наименование схемы

Область применения

Uном,
кВ

Число
присоеди
нений

Дополнительные указания

1. Блочные схемы 1.1. Блок линия — трансформатор (Л —Т) с разъединителем, рис. 2.7, а

На стороне ВН тупиковой (до 330 кВ) или ответвительной (до 220 кВ) ПС

35-330

2
(Л+Т)

  1. Должен быть обеспечен охват трансформатора защитой со стороны питания или передача телеотключающего импульса
  2. При кабельном вводе — без разъединителя

1.3. Блок Л—Т с предохранителем, рис. 2.7,б

То же, что по 1.1

35

2
(Л+Т)

Должна быть обеспечена защита трансформатора предохранителем и селективность с защитой питающей линии (если от нее питается более одной ПС) и линии НН

1.3. Блок Л —Т с отделителем, рис. 2.7, в

  1. То же, что по 1.1
  2. При необходимости автоматического отключения поврежденного трансформатора от линии, питающей несколько ПС, и для ПС 35 кВ, когда невозможно использование предохранителей

35 - 220

2
(Л+Т)

На 35 кВ при соответствующих обоснованиях допускается применение выключателя

1.4. Блок Л—Т с выключателем, рис. 2.7, г

На стороне ВН ПС магистральных нефте- и газопроводов, на ПС БАМ и в зоне холодного климата (—45 °С и ниже) при отсутствии отделителей исполнения ХЛ

35-220

2
(Л+Т)

 

1.5. Два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой, рис. 2.7,д

На стороне ВН тупиковой или ответвительной ПС

35-220

4
(2Л+2Т)

  1. При одной линии и двух трансформаторах разъединители в перемычке и линии могут не устанавливаться; возможна схема объединенного блока аналогично рис. 2.1, е
  2. На 35 кВ может применяться с предохранителями или выключателями

1.6. Два блока с выключателями и неавтоматической перемычкой, рис. 2.7, е

То же, что по 1.4 для тупиковых или ответвительных ПС

35-220

4
(2Л+2Т)

То же, что по 1.4

Наименование схемы

Область применения

^ном»
кВ

Число
присоеди
нений

Дополнительные указания

2. Схемы мостиков
2.1. Мостик с выключателем в перемычке и отделителями на трансформаторах, рис. 2.8, а

При необходимости секционирования линии и при мощности трансформаторов до 125 МВ-А (на 220 кВ —при отсутствии ОАПВ)

35-220

4
(2Л + 2Т)

  1. Схема может быть использована при одном трайсф§рматоре
  2. На 35 кВ ремонтная перемычка не предусматривается и вместо отделителей допускается установка предохранителей или при соответствующих обоснованиях — выключателей

2.2. Мостик с выключателями в цепях линий, рис. 2.8,б

То же, что по 1.4 при двустороннем питании или транзите мощности на стороне ВН ПС, когда по условиям загрузки трансформаторов превалирует требование сохранения питания потребителей от данной ПС

110-220

4
(2Л + 2Т)

То же. что и. 1 по 2.1

2.3. Мостик с выключателями в цепях трансформаторов, рис. 2.8, в

То же, что по 2.2, когда по условиям работы сети превалирует требование сохранения секционирования сети на данной ПС при ремонтных схемах

110-220

4
(2Л + 2Т)

То же, что п. 1 по 2.1

2.4. Мостик с отделителями в цепях трансформаторов и дополнительной линией, присоединенной через два выключателя, рис. 2.8, г

При присоединении к тупиковой или ответвительной ПС дополнительной линии, а также если допустим разрыв транзита при отключении тупиковой линии или при ремонте выключателя

110

5
(ЗЛ + 2Т)

  1. При мощности трансформаторов до 125 МВ-А включительно
  2. То же, что по 1.3

3. Схемы со сборными шинами, с одним выключателем на цепь

 

 

 

 

3.1. Одна рабочая секционированная система шин, рис. 2.2, а

  1. Для РУ 35 кВ на сторонах ВН, СН, НН
  2. В РУ 6 — 10 кВ при двух питающих трансформаторах

6-35

На 35 кВ — 5 и более, на 6-10 кВ — любое

В КРУ с выкатными тележками разъединители заменены втычными контактами

3.2. Две одиночные секционированные системы шин, рис. 2.9, а

То же, что п. 2 по 3.1 при трансформаторах с расщепленными обмотками или при расщепленных групповых реакторах

6- 10

Любое

  1. То же, что по 3.1
  2. При одновременном использовании расщепленных обмоток трансформаторов и расщепленных реакторов применяются 3—4 одиночные секционированные системы шин

3.3. Одна рабочая секционированная и обходная системы шин с отделителями на трансформаторах с совмещенными секционным и обходным выключателями, рис. 2.9,6

  1. При преобладающем числе линий парных или резервируемых от других ПС
  2. На стороне ВН ПС при отсутствии перспективы расширения

110

5-6

  1. Не более одной радиальной линии на секцию
  2. Если по условиям сети возможно деление РУ на время ремонта любого выключателя

3.4. То же с выключателем в цепи трансформатора, рис. 2.9,е

  1. То же, что п. 1 по 3.3
  2. На стороне ВН и СН ПС

110-220

5-6

То же, что по 3.3

3.5. Одна рабочая секционированная и обходная системы шин с выключателями в цепях трансформаторов с сдельными обходным и секционным выключателями, рис. 2.4, а

То же, что по 3.4

110-220

7-10

То же, что п. 1 по 3.3
4

3.6. Две рабочие и обходная системы шин, рис. 2.4,б

То же, что п. 2 по 3.4

110-220

7-15

Когда не применима схема по 3.5

3.7. Две рабочие секционированные и обходная системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями, рис. 2.4,в

Преимущественно на стороне СН

110-220

Более 15

  1. На 220 кВ при числе присоединений 12—15 допускается секционировать одну рабочую систему шин
  2. На 220 кВ при 3 — 4 трансформаторах мощностью по 125 МВ-А применима и при числе присоединений менее 12
  3. При КРУЭ или выкатных выключателях выполняется без обходной системы

ШИН

4. Схемы многократного присоединения

 

 

 

 

4.1. Четырехугольник, рис. 2.5, а

  1. При необходимости секционирования транзитной линии, наличии ответственных потребителей на стороне СН, НН
  2. На 220 кВ — вместо схемы по 2.1 при наличии САПВ или при мощности трансформаторов 125 МВ-А и более

220-750

4
(2Л + 2Т)

При трех присоединениях применяется схема без одного выключателя (треугольник), при двух (Л+Т) на 330 — 750 кВ используются два взаиморезервирующих выключателя или телеотключение

4.2. Расширенный четырехугольник, рис. 2.10, а

То же, что по 4.1

220-330

6
(4Л + 2Т или
2Л+4Т)

В цепи трансформатора, присоединенного к линии, применяется: на 220 кВ — отделитель, на 330 кВ — разъединитель, встроенный в схему автоматики

Наименование схемы

Область применения

UНОМ,
кВ

Число
присоеди
нений

Дополнительные указания

4.3. Трансформатор — шины с присоединением линий через два выключателя, рис. 2.10,6

  1. На стороне ВН и СН узловых ПС
  2. Если не намечается расширение

330-750

5-6 [2Т + +(3-4)Л]

  1. На 330 кВ, если неприменима схема по 4.2 .
  2. На 750 кВ — только при трех линиях

4.4. То же с полуторным присоединением линий, рис. 2.10,в

То же, что п. 1 по 4.3

330-750

7-8 [2Т +
+ (5-6) Л]

 

4.5. Полуторная схема, рис. 2.5, г

То же, что и. 1 по 4.3

330-750

Более 7

 

Примечания: 1. Схемы РУ, а также указания по их применению соответствуют сетке типовых схем Энергосетьпроекта для РУ 6 — 750 кВ ПС.

  1. Схемы подключения синхронных компенсаторов, статических компенсирующих устройств и дугогасящих катушек, имеющие специфический характер, в таблицу не включены.
  2. На всех схемах аппаратура высокочастотной обработки каналов связи и защиты и аппараты, установленные в нейтрали трансформаторов, а также измерительные трансформаторы, разрядники и заземляющие разъединители не показаны.
  3. В графе «Число присоединений» приняты условные обозначения: Л — линейное присоединение, Т — трансформаторное.
  4. На напряжении 150 кВ применяются схемы 110 кВ.
  5. На напряжении 220 кВ и выше наряду с трансформаторами могут применяться и автотрансформаторы.
  6. На напряжении 6—10 кВ необходимость установки реакторов в цепи трансформаторов, а также применения трансформаторов с расщепленными обмотками определяется расчетом токов КЗ при конкретном проектировании; при наличии технико-экономического обоснования допускается групповое или индивидуальное реактирование присоединений вместо установки реакторов в цепи трансформаторов.
  7. Необходимость и схема присоединения шунтирующего реактора 500 — 750 кВ уточняется в конкретном проекте.
  8. Возможности расширения РУ: для схем по 1.1 и 1.3 — за счет установки аналогичных блоков без перемычки на стороне ВН; для схемы по 4.1—переход к схеме по 4.2; для схемы по 4.4 — за счет дополнительной цепочки с выключателями с увеличением количества линий до 8 (на первом этапе развития, когда присоединено четыре линии, выполняются три междушинные цепочки: две с двумя и одна с тремя выключателями).
  9. В схемах по 1.3 на 35 кВ и по 1.5, 2.1 на 35—110 кВ разъединитель последовательно с отделителем не устанавливается.
  10.  В схемах по 3.1 и 3.2 точка подключения трансформатора СН (сборные шины или вывод силового трансформатора) уточняются в конкретном проекте.
  11.  В схемах по 4.3 —4.5 при присоединении четырех трансформаторов (по 4.3 и 4.4) или более 6 линий (по 4.4 и 4.5), а также по условиям сохранения устойчивости энергосистемы допускается секционирование систем шин. В схемах по 4.4 и 4.5 парные линии и трансформаторы должны подключаться со стороны разных систем шин ή не в одну цепочку.
  12. Показанные пунктиром разъединители в цепи трансформатора устанавливаются в случае использования схемы для РУ НН и СН при трехобмоточных трансформаторах и автотрансформаторах.

Блочные схемы РУ ПС
Рис. 2.7. Блочные схемы РУ ПС

Рис. 2.8. РУ ПС по схеме мостика

Рис. 2.9. Схемы РУ ПС со сборными шинами с одним выключателем на присоединение


Рис. 2.9. Продолжение

Рис. 2.10. РУ ПС по схемам многократного присоединения