Обслуживание КРУЭ

Техническое обслуживание КРУЭ сводится главным образом к контролю за давлением элегаза в секциях и его выравниванию до нормативных значений. Герметизация КРУЭ полностью исключает необходимость периодического обслуживания изоляции. Такие элементы, как сборные и соединительные шины, вводы, измерительные трансформаторы, вообще не требуют ремонта. Интервалы между планово-предупредительными ремонтами этих коммутационных аппаратов, определяемые механической прочностью подвижных систем и свойствами деталей, подверженных старению, составляют от 5 до 10 лет.
Перед демонтажом элементов для ремонта элегаз из секций удаляют при помощи специальных передвижных установок. Ранее отмечалось, что хотя элегаз не токсичен, однако при вскрытии элегазовых аппаратов внутренние объемы их предварительно следует проветрить. При наличии на деталях и стенках оболочек налета в виде белого или сероватого порошка - химических продуктов, образующихся в результате горения в элегазе дуги, его сметают щеткой или отсасывают пылесосом. Некоторые химические соединения этих продуктов токсичны, поэтому в ходе работ необходимо принимать меры для защиты дыхательных путей от попадания порошка.

Большое преимущество имеют КРУЭ при строительстве ПС 110 кВ и выше. Площадь, занимаемая ОРУ с напряжением 110, 220 кВ, может быть уменьшена в 10 - 15 раз. Заключение в металлические оболочки токоведущих цепей высокого напряжения (экранирование) резко снижает уровень радиопомех. Применение элегазовых выключателей, работающих без выброса газа в окружающую среду, делает работу КРУЭ бесшумной.

К другим преимуществам КРУЭ можно отнести:

  1. взрыво- и пожаробезопасность;
  2. высокую надежность и стойкость к воздействию внешней среды;
  3. возможность установки в сейсмически активных районах и зонах с повышенной загрязненностью;
  4. отсутствие электрических и магнитных полей;
  5. безопасность и удобство эксплуатации, простота монтажа и демонтажа.

В полюс ячейки входят:

  1. коммутационные аппараты: выключатели, разъединители, заземлители;
  2. измерительные трансформаторы тока и напряжения;
  3. соединительные элементы: сборные шины, кабельные вводы («масло- элегаз»), проходные вводы («воздух-элегаз»), элегазовые токопроводы.

Ячейки состоят из трех полюсов, шкафов и сборных шин. В шкафах размещена аппаратура цепей сигнализации, блокировки, дистанционного электрического управления, контроля давления элегаза и подачи его в ячейку, питания приводов сжатым воздухом. КРУЭ снабжаются вспомогательным оборудованием и приспособлениями, обеспечивающими их нормальное обслуживание.
Модуль выключателя КРУЭ 220 кВ
Рис. 2 .
Модуль выключателя КРУЭ 220 кВ

По функциональному назначению ячейки КРУЭ могут быть линейные, шиносоединительные, трансформаторов напряжения и секционные, с одной или двумя системами сборных шин. Ячейки, отдельные модули (рис.2) и элементы допускают возможность компоновки КРУЭ по различным электрическим схемам. На рис. 3 показана схема устройства КРУЭ 110 кВ по схеме с двумя системами сборных шин с шиносоединительным выключателем.
Схема КРУЭ 110 кВ
Рис. 3.
Схема КРУЭ 110 кВ

  1. - регулятор плотности;
  2. - подвод элегаза;
  3. - разделительный изолятор;
  4. и 5 - системы шин I и II;
  5. и 7 - шинные разъединители систем шин I и II;
  6. - шиносоединительный выключатель;
  7. - опорный изолятор;
  8. - заземлитель;
  9. - кабельная муфта;
  10. - линейный разъединитель;
  11. - трансформатор тока