Общие указания

Проверка монтажа.

Кабели и соединительные шины к выключателю должны быть укреплены так, чтобы механические усилия, в том числе и электродинамические, от кабелей и шин не передавались выключателю. Должны быть выполнены ограждения, так как выключатели находятся под полным рабочим напряжением.
У выключателей типа ВАТ-42-10000/10Л для равномерного распределения тока между полюсами шины, подводящие ток к выключателю, должны быть расщеплены на длине не менее 5 м; допускается расщепление подводящих шин по 3,5 м со стороны верхних и нижних выводов выключателя.
Реле РДШ должны быть установлены горизонтально (шкалой вверх); в случае установки реле РДШ вертикально шкала должна быть переградуирована. Рекомендуется устанавливать реле РДШ на расстоянии не менее 0,5—1 м от токоведущих частей выключателя для исключения влияния их полей на работу реле.
Проверка выполненного монтажа схем управления производится по принципиальным схемам и схемам электрических соединений. Согласно паспортным данным проверяются параметры реле, контакторов, резисторов, включающих и держащих катушек. Опробуется ручное и дистанционное включение и отключение выключателя; проверяется отключение выключателя от защитных средств; проверяется работоспособность схемы управления при пониженном (до 85 % номинального) напряжении оперативных цепей; производится опробование работы блокировки от многократных включений выключателя.

Проверка шкалы уставок.

Проверка соответствия токов отключения выключателя токам уставок производится при условии соответствия параметров выключателя данным заводских испытаний; давлению между контактами, току и температуре удерживающей катушки. Эти условия должны быть соблюдены при испытании смонтированного выключателя. Давление между главными контактами должно быть измерено с помощью динамометра и в случае необходимости отрегулировано в соответствии с паспортными данными. Если значение тока удерживающей катушки не будет соответствовать данным заводских испытаний, необходимо регулированием дополнительного сопротивления довести ток до соответствующего значения и удерживающую катушку прогреть номинальным током до установившейся температуры.

  1. Проверка шкалы уставок генератором низкого напряжения постоянного тока. В обмотку возбуждения генератора подается напряжение от постороннего источника постоянного тока; обмотка возбуждения включается потенциометром. Это дает возможность регулировать ток возбуждения, а следовательно, и ток якоря генератора от нуля до максимально возможного.

Подъем тока на каждой точке шкалы производят трижды и вычисляют среднее арифметическое из трех показаний. Подъем тока при испытании должен быть плавным, особенно в тех случаях, когда проверяется шкала выключателя с индуктивным шунтом. При резком изменении испытательного тока участок шины, имеющий стальные пластины индуктивного шунта, резко изменяет свое сопротивление в переходном режиме и основной повышенный ток ответвляется в токоведущую шину, что приводит в действительности к заниженным показаниям срабатывания защиты выключателя. Для того чтобы при отключении нагрузочного тока контакты не обгорели, необходимо их зашунтировать перемычкой из провода сечением не менее 120 мм2. После каждого отключения выключателя нужно быстро снижать возбуждение генератора, тем самым предотвращая нагревание установленной перемычки током. После проверки всех точек шкалы устанавливают требуемую проектом уставку тока и еще раз проверяют ток срабатывания выключателя. Ток срабатывания выключателя считается отрегулированным, если он отличается от проектного не более чем на ±10 бо данные значений токов срабатывания на каждой уставке записывают в протокол и вычисляют для каждой точки шкалы поправочный коэффициент.
При калибровке выключателей с индуктивным шунтом может быть измерено распределение токов между шунтом и размагничивающим витком одним из следующих способов:
если можно измерить малые сопротивления шин размагничивающего витка ζ„ и индуктивного шунта 2Ш, то токи, проходящие по этим шинам, определяют по падению напряжения на замеренных участках. Пропуская через выключатель ток 1000—1500 А, замеряют падение напряжения на одинаковой длине шин шунта и размагничивающего витка. В результате деления значений падения напряжения Д«в и Аиш на значение найденного сопротивления этих участков шин определяют искомые токи через шунт и размагничивающий виток Iн;
если сопротивление участков шин индуктивного шунта и размагничивающего витка измерить невозможно, определение токов, проходящих по шунту и размагничивающему витку, производят расчетным путем по сечению шин. Пропуская через выключатель ток 800— 1000 А, измеряют падение напряжения между двумя точками шины, образующими размагничивающий виток Д«в и шунт Аит; измеряют сечение шин на обоих участках s„ и sm и по
результатам измерений находят ток

  1. Проверка шкалы уставок полупроводниковым или ионным выпрямителем с регулируемым напряжением. Калибровка выключателя производится в режиме короткого замыкания. Регулируя выпрямленное напряжение, постепенно увеличивают ток к. з. через выключатель до его отключения.

Основной недостаток при такой регулировке — резкая пульсация тока. При небольших токах она наибольшая, при больших — наименьшая. Это в значительной степени искажает действительное значение уставки срабатывания защиты выключателя.
Последовательность работы по калибровке та же, что и с генератором низкого напряжения постоянного тока.

  1. Проверка шкалы уставок с помощью калибровочной катушки. Этот способ действителен только для выключателей, у которых отсутствует индуктивный шунт. Если катушка главного тока состоит из одного витка, м. д. с. калибровочной катушки Лит равна току отключения, т. е. F,<ат—In, где I — ток отключения выключателя; п — число витков калибровочной катушки.

Калибровочная катушка насаживается на место катушки главного тока, и в нее подается ток такого же направления, что и в главной цепи; значение тока регулируется с помощью реостатов. При плавном увеличении тока в калибровочной катушке по амперметру устанавливают ток, при котором происходит отключение выключателя. Проверив шкалу уставок выключателя с помощью калибровочной катушки, можно установить действительный ток отключения выключателя. Для этого необходимо подать первичный ток на выключатель от генератора низкого напряжения или выпрямителя и по соотношению м. д. с. при отключении выключателя от калибровочной катушки и генератора низкого напряжения рассчитать поправочный коэффициент, который может быть использован для определения действительных токов отключения на каждой точке шкалы уставок.
У выключателей, имеющих индуктивный шунт, для установления действительного тока их отключения необходимо определить долю общего тока I /ш, ответвляющуюся в размагничивающий виток при медленном нарастании испытательного тока через выключатель. В этом случае распределение тока по ветвям определяется только соотношением омических сопротивлений шин и отключение выключателя происходит на так называемой статической уставке.
Определив долю общего тока, ответвляющуюся в размагничивающий виток, находят ток отключения от калибровочной катушки ? действительный ток отключения выключателя

  1. Настройка максимальной защиты на реле РДШ. Ток срабатывания линейного выключателя определяют плавным медленным подъемом прогрузочного тока от постороннего источника или от рабочей установки в режиме короткого замыкания. Для реле РДШ (рис. 6-54), имеющего калибровочную катушку, для каждой точки шкалы снимается зависимость


шунт типа РДШ
Рис. 6-54. Реле—дифференциальный шунт типа РДШ.
1 — размыкающий контакт; 2 — планка; Я — скоба; 4 — шкала реле; 5 — указатель-стрелка; 6 — пружина; 7 — якорь; 8 — магнитопровод реле; 9 — токоведущая шина; 10 — стальные пластины.
где (кат — ток, проходящий через калибровочную катушку; /рдш~~ ток> проходящий через первичную цепь реле РДШ.