Для смазки подшипников следует всегда применять масло, рекомендуемое заводом — изготовителем машины; особенно это относится к крупным машинам. Качество применяемого масла должно соответствовать нормам и подлежит проверке в лаборатории. Если указания завода-изготовителя отсутствуют, то при выборе марки масла для данной машины руководствуются приводимыми ниже соображениями.
Как известно, основным назначением смазки является создание жидкостного трения, которое возможно при определенном давлении в смазочном слое. Последнее же при прочих одинаковых условиях пропорционально вязкости масла и окружной скорости шейки вала. При больших окружных скоростях требуемое давление может быть создано при меньшей вязкости масла, наоборот, при малых окружных скоростях — при большей вязкости масла. Кроме того, следует также учитывать и режим работы машины. Так, например, при частых пусках и реверсах применяют более вязкое масло, так как в этом случае сокращается период полужидкостного трения, что связано с малой частотой вращения и остановками.
Более вязкое масло благоприятствует образованию масляного клина, т. е. при одних и тех же условиях при более вязком масле жидкостное трение наступает при меньшей частоте вращения.

 

Наименование показателя

 

Масло индустриальное

И-12А

И-20А

Высший сорт

Первый сорт

Высший сорт

Кинематическая вязкость, мм2/с, при 50 °С

10-14

17-23

Коксуемость, %, не более

Кислотное число, мг КОН на 1 г масла,

0,02

0,05

0,03

не более

 

 

 

Зольность, %, не более

 

0.005

 

Содержание водорастворимых кислот и
щелочей

Отсутствуют

 

 

 

Содержание механических примесей

 

То же

 

Температура вспышки, определяемая в от-

170

   165

200

крытом тигле, °С, не ниже

 

 

 

Температура застывания, °С, не выше

 

30

-15

При выборе масла для подшипников следует учитывать нагрузку на них (удельное давление) и температуру окружающей среды: чем больше нагрузка на подшипник и чем выше температура среды, тем масло должно быть более вязким. Необходимо также учесть, что применять более вязкое масло, чем это необходимо, не следует, так как при этом увеличиваются потери на трение, пропорциональные вязкости масла. Таким образом, основным свойством, определяющим пригодность масла для различных машин при заданных условиях работы, является его вязкость.
Физико-химические свойства масел, применяемых для подшипников скольжения электрических машин, приводятся в табл. 1, где наряду с вязкостью указаны и прочие показатели, характеризующие качество масел. Ориентировочные данные, необходимые при выборе сорта масла для машин мощностью от 100 кВт и выше с кольцевой смазкой, приведены в табл. 2, где указаны вязкость при 50 °С и рекомендуемый сорт масла. Для машин с кольцевой смазкой малой мощности (до 100 кВт) всех типов независимо от быстроходности и характера работы может применяться масло с вязкостью 17— 23 мм2/с при 50 °С. Требуемой в данном случае вязкостью обладает масло И-20А.

Таблица 3


Вязкость смеси масел. мм2

Сорта смешиваемых масел

Пропорции смешиваемых сортов в частях

 

1.

Индустриальное И-12А

1

20

 

Индустриальное И-30А

2

 

2.

Индустриальное И-12А Индустриальное И-45А

11 9

 

1.

Индустриальное И-12А Индустриальное И-45А

3 7

30

2.

Индустриальное И-20А Индустриальное И-45А

1 1

 

3.

Индустриальное И-20А Моторное М-10Б

2

 

1.

Индустриальное И-12А

1

45

 

Моторное М-10Б

6

 

2.

Индустриальное И-ЗОА Моторное М-10Б

2 3

Таблица 4

Наименование смазки

Состав

Эффективная вязкость при 0 °С и среднем градиенте скорости деформации 10 с"1, Па «с, не более

Предел прочности на сдвиг,
Па (гс/см2), не менее

Со-держание воды, %, не более

Со-держание механических примесей, %. не более

Содержание свободных щелочей в пересчете на NaOH.
%.
не более

Смазка    ВНИИ НП-242      по ГОСТ 20421—75

По   ГОСТ 20421—75

5000 (по
ГОСТ
7163—84)

1,0 при 80 °С

От-сут-ству-ет

 

0,15

Универсальная среднеплавкая, водостойкая по ГОСТ 4366—76: пресс-солидол сСэ
солидол «С»

По   ГОСТ 4366—76

По ГОСТ 7163-84
1000 2000

98(1,0) при 50 °С 196 (2,0) при 50 °С

3 3

0,25 0,3

0,2 0,2

Пластическая смазка ЭШ 176 по ТУ
384-01-96-70

По      ТУ 38-1-01-96-70

Не менее 40   при
50 °С

2,5

Следы

 

0,15

Для подшипников с циркуляционной смазкой применяются главным образом турбинные масла, причем для подшипников быстроходных машин с частотой вращения от 1000 об/мин и выше — турбинное т22, а для подшипников машин с частотой вращения 250—1000 об/мин — турбинное Тзо. Для смазки подшипников турбогенераторов применяется то же масло, что и для подшипников турбин.
Масло необходимой вязкости можно получить путем смешивания различных сортов. В табл. 3 указаны пропорции различных масел для составления смеси определенной вязкости. Меняя соотношение частей смеси, можно получить вязкости масел, отличающиеся от указанных в таблице.
Смазки, рекомендуемые для подшипников качения электрических машин, приведены в табл. 4.