При приемке помещений, предназначенных для установки средних и крупных электрических машин, руководствуются требованиями СНиП 111-33-76. В таких помещениях все строительные и отделочные работы заканчивают до начала монтажа, убирают опалубку, излишние леса и строительный мусор, кабельные каналы очищают, осушают и накрывают щитами во избежание травмирования работающих.
В помещениях предусматривают проемы для доставки электрических машин в сборе или их наиболее крупных частей, а в перекрытиях над подвальной частью помещений соответственно люки, обеспечивающие пропуск наиболее крупных частей электрических машин и механического оборудования. Площадь помещений должна обеспечивать возможность выполнять монтаж и демонтаж электрических машин (вынимать ротор в осевом направлении, размещать части машин, иметь доступ к машинам во время их обслуживания и т. п.). Высоту помещения предусматривают достаточной для того, чтобы можно было свободно пронести (при крайнем верхнем положении крюка мостового крана) машину в сборе или ее наиболее крупные части над другими установленными машинами.
Во время монтажа температура в машинных помещениях и их подвалах не допускается ниже 5°С. Не допускается монтировать электрические машины в запыленных помещениях.
Средние и крупные электрические машины устанавливают на фундаментах, которые являются основанием машины, передающим грунту статическую нагрузку от массы машин и динамическую нагрузку, возникающую под влиянием вращения ротора во время работы машины. Фундамент должен быть достаточно массивным, чтобы воспринять статические и динамические нагрузки и не допускать сдвигов и вибрации машины при ее работе.
Фундаменты выполняют из бетона или железобетона. Во избежание неравномерной осадки, перекоса фундаментных плит и нарушения правильности установки монтируемых электрических машин фундаменты для них делают общими с фундаментом приводимой машины или первичного двигателя независимо от того, устанавливают агрегат на общей фундаментной плите или каждую машину на отдельной плите.
Фундаменты под средние и крупные электрические машины отделяют от колонн и других несущих конструкций здания, для того чтобы не передавать на них вибраций, возникающих вследствие неуравновешенности частей данных машин или от толчков соединенных с ними других машин. По указанным причинам нельзя также использовать фундамент под электрическую машину в качестве опоры для каких-либо частей здания или других машин, не имеющих отношения к данному агрегату.
Фундаменты под электрические машины выполняют в строгом соответствии с требованиями проекта и соответствующих разделов СНиП и сдают под монтаж без каверн, раковин, поверхностных трещин, поврежденных углов и оголенной арматуры.
На опорной (черновой) поверхности фундаментов допускаются впадины, не более 10 мм и уклоны не более 1 :100.

Фундаменты должны быть освобождены от опалубки и оштукатурены или затерты, пробки извлечены из отверстий, раковины и пустоты заделаны, наплывы, бетона сняты.

До сдачи фундаментов производится обратная засыпка пазух. Перед сдачей фундаментов под монтаж средних и крупных электрических машин строители обязаны нанести на них главные оси. Последние фиксируют керном на металлических планках размером 80X80 мм, заранее закрепленных в теле фундамента.
Отметку верхней поверхности фундаментов относительно нулевого репера закрепляют на реперах, забетонированных в теле фундамента. Реперами служат болты или металлические стержни.

Электромонтажной организации должны быть переданы материалы геодезической съемки фундаментов, выполненной строителями.
Основные размеры фундамента задает завод — изготовитель машины.

Колодец в фундаменте
Рис. 1. Колодец в фундаменте для установки анкерных болтов.
1 — ниша; 2 — фундамент; 3 — анкерный болт; 4 — фундаментная плита; 5 — колодец; 6 — анкерная плитка.
В фундаменте предусматривают колодцы (рис. 1) для установки анкерных болтов.
Колодцы 5 выполняют с боковыми нишами 1, предназначенными для ввода анкерной плитки 6, крепящей анкерный болт снизу. Для образования колодцев и ниш строители при бетонировании применяют сборно-разборные пробки. Пробивать отверстия в готовых фундаментах для образования колодцев и ниш или для их исправления запрещается. После окончания монтажа машины колодцы вместе с анкерными болтами заливают цементным раствором.
В последние годы широко применяют метод предварительной установки анкерных болтов при сооружении фундаментов под оборудование прокатных станов на предприятиях черной металлургии.
Установка анкерных болтов

Рис. 2. Установка анкерных болтов при помощи кондуктора.
1 — кондуктор; 2 — деревянная опалубка фундамента; 3 — металлический шанец; 4— анкерный болт; 5 — фиксирующие распорки.

Для анкерных болтов диаметром 30—35 мм может быть рекомендован кондуктор с болтами (рис. 2), укрепляемый на деревянной опалубке самого фундамента. Такой кондуктор позволяет обеспечить высокую точность установки болтов и исключить необходимость исправления или переделки колодцев, что имеет место при сооружении фундаментов обычными способами.
ВНИИПЭМ разработал и внедрил новую технологию подготовки фундаментов для установки электрических машин. Сущность ее заключается в следующем. Строительная организация по эскизам электромонтажной организации изготовляет деревянные бруски (шаблоны) толщиной 25—30 мм. Затем строители, под контролем электромонтажников, до затвердения бетона фундамента после последней подливки укладывают деревянные шаблоны на опорную поверхность фундамента в местах установки подкладок (рис. 3).
Укладка деревянных шаблонов
Рис. 2. Укладка деревянных шаблонов на опорную поверхность фундамента в местах установки подкладок.
1 — фундамент; 2 — деревянные шаблоны; 3 — уровень.

Длину и ширину шаблонов предусматривают на 80— 100 мм больше длины и ширины подкладок, размеры которых определяют по установочным размерам фундаментных плит. После затвердения бетона шаблоны снимают. Площадки на бетоне под шаблонами не требуют дополнительной зачистки и подрубки.
Рассмотренная технология подготовки фундаментов была впервые успешно применена при монтаже электрических машин прокатного стана «2000» и непрерывно-заготовочного стана на двух металлургических заводах и позволила значительно сократить трудовые затраты на установку и выверку фундаментных плит.
Для того чтобы выполнить необходимые операции по подготовке фундаментов для установки электрических машин, электромонтажная организация должна заблаговременно получить конструктивные чертежи фундаментных плит со всеми установочными размерами и расположением ребер жесткости.