сборка электродвигателя

Щеточный аппарат, коллекторы, контактные кольца, роторы, главные и добавочные полюса собирают на отдельных участках. Такая организация позволяет повысить производительность труда и качество ремонта за счет специализации и применения современной технологической оснастки и оборудования. Кроме того, продолжительность ремонта сокращается, так как работы ведутся одновременно на разных участках.
Общая сборка машин переменного тока включает: монтаж подшипников, ввод ротора в статор, запрессовку подшипниковых щитов, измерение воздушных зазоров. Ввод ротора осуществляется теми же приспособлениями, которые применяют при разборке. Большого внимания и опыта эта операция требует при сборке крупных машин, так как даже легкое прикосновение массивного ротора может привести к значительному повреждению обмоток и сердечников.
Последовательность сборки и ее трудоемкость в первую очередь определяются сложностью конструкции электрической машины. Наиболее проста сборка асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.
Вначале подготовляют к сборке ротор, насаживая на вал шарикоподшипники. Если у подшипниковых опор есть внутренние крышки, сначала их надевают на вал, заполняя уплотнительные канавки смазкой. Подшипники закрепляют на валу стопорным кольцом или гайкой, если это предусмотрено конструкцией машины. Роликовые подшипники разделяются на две части: внутреннее кольцо вместе с роликами насаживают на вал, наружное устанавливают в щит.
После ввода ротора в статор в подшипники закладывают консистентную смазку, щиты надевают на подшипники и вдвигают в корпус центрирующими поясками, закрепляя болтами. Все болты первоначально ввертывают на несколько ниток, затем, поочередно затягивая их в диаметрально противоположных точках, запрессовывают щит в корпус. После сборки проверяют легкость вращения ротора и производят обкатку на холостом ходу, проверяя подшипники на нагрев и шум. Затем двигатель отправляют на испытательную станцию.
Сборку машин постоянного тока начинают с подготовки якоря, индуктора и подшипниковых щитов.

Приспособление для монтажа полюсов
Рис. 1. Приспособление для монтажа полюсов
На якорь, состоящий из вала 22, сердечника 14 с обмоткой, коллектора 9 и балансировочного кольца 7, напрессовывают вентилятор 18. На оба конца вала надевают внутренние крышки подшипниковых опор и напрессовывают шарикоподшипники. У роликовых подшипников напрессовывают только внутреннее кольцо. На наружное кольцо подшипника со стороны, противоположной коллектору, напрессовывают щит 19. В подшипник закладывают смазку и закрывают его наружной крышкой.
Сборка индуктора включает в себя установку в корпус 12 главных 24 и добавочных 26 полюсов с катушками и выполнение между катушечных соединении. Полюса сначала запрессовывают в катушки, устанавливая прокладки, рамки, пружины и др. Катушка или рамка, которая в нее упирается, должна выступать над поверхностью затылка полюса, чтобы обеспечить надежный зажим катушек при затяжке болтов крепления полюсов.
Небольшие полюса с катушками сборщик поддерживает при монтаже рукой, тяжелые полюса 2 (рис. 1) сначала закрепляют на приспособлении скобами 3 или другим способом. Приспособление, показанное на рисунке, предназначено для установки полюсов при вертикальном положении корпуса и состоит из круглого основания 1, центральной штанги 4 для подъема и транспортировки и рычажно-шарнирного механизма, который обеспечивает прижим полюсов после опускания приспособления в корпус под действием собственной массы.
Катушки главных и добавочных полюсов соединяют согласно схеме. В зависимости от класса изоляции места соединений изолируют несколькими слоями лакоткани или стеклолакоткани и поверху защитной лентой. На гибкие выводы в местах прохода их через стенки станины надевают резиновые втулки, предохраняющие изоляцию выводов от повреждения.
Полярность полюсов проверяют в собранном индукторе с помощью компаса. Обмотку подключают к источнику постоянного тока, компас перемещают но окружности вблизи полюсов. Около каждого соседнего полюса стрелка должна поворачиваться на 180°. По ходу вращения в двигателях за главным полюсом следует одноименный добавочный, в генераторах — добавочный другой полярности.
Щит 4   со стороны коллектора подготовляют к сборке, устанавливая в него и соединяя по схеме комплект щеткодержателей.

Общая сборка машин постоянного тока начинается с запрессовки в индуктор переднего (коллекторного) щита. Эта операция выполняется обычно при вертикальном положении индуктора. Щит вставляют сверху и запрессовывают в корпус крепящими болтами. Ввод якоря и запрессовку заднего щита производят при вертикальном или горизонтальном индукторе. При  вертикальной сборке якорь со щитом поднимают за рым-болт, который навертывают на резьбовой конец вала.
Появление силы одностороннего магнитного притяжения
Рис. 2. Появление силы одностороннего магнитного притяжения
Крановые двигатели постоянного тока для удобства обслуживания при массе более 600 кг выполняют с разъемной станиной. Такая конструкция позволяет без полной разборки машины и разъединения ее с механизмом провести профилактический ремонт, очистку якоря, катушек и токосъемного устройства.
Машина постоянного тока с разъемным индуктором
Рис. 3. Машина постоянного тока с разъемным индуктором
Сборка при разъемной станине также облегчается: оба подшипника и щиты 1, 4 (рис. 3) устанавливают на якоре 3, после чего его опускают в нижнюю половину 5 индуктора и накрывают верхней половиной 2. Обе половины скрепляют болтами.
В электрических машинах при неравномерном воздушном зазоре появляется сила Р (рис. 2) одностороннего магнитного притяжения, которая создает дополнительную нагрузку на подшипники и вызывает прогиб вала Зазоры бх и б2 разной величины получаются при смещении оси ротора 2 относительно оси статора 1.
Ротор притягивается к каждому из полюсов с силой, пропорциональной квадрату магнитной индукции, которая зависит от сопротивления магнитной цени. Там, где зазор больше, индукция будет меньше. В результате ротор притягивается сильнее к группе полюсов, под которыми воздушный зазор меньше.
Если ротор смещен вниз, как показано па рисунке, сила Р будет направлена также вниз и пропорциональна эксцентриситету с*.

*Эксцентриситетом называют смещение оси сердечника ротора относительно оси расточки статора: е—0,5 (6t—62).
Смещение ротора особенно сильно влияет на величину Р в асинхронных двигателях, где мал воздушный зазор. По мере износа подшипников, если сила Р направлена вниз, она возрастает.
Равномерность воздушного зазора в электрических машинах достигается за счет получения при механической обработке минимальных биений наружной поверхности сердечника ротора относительно шеек вала под подшипники, отверстий в щитах под подшипники и внутренней поверхности статора (полюсов) относительно их центрирующих поясков (замков). Сопряжение корпуса со щитами осуществляется обычно кольцевым выступом на одной из деталей и выточкой, в которую входит выступ, — на другой.