По принципу действия и конструкции однофазные коллекторные двигатели практически идентичны КМПТ, отличаются тем, что обязательно имеют последовательную систему возбуждения.
Однофазные коллекторные двигатели используются в виде маломощных, до 0,5 кВт с частотой вращения до 10 - 20 тыс. об/мин. Такие двигатели используются и для электрической тяги, например для ж/д в этом случае для улучшения характеристик используется пониженная частота 161/3 Гц.
Однофазный коллекторный двигатель с трансформаторной связью обмоток статора и ротора (репульсионные)

Такой двигатель с последовательно включенными двумя обмотками возбуждения расположенными по продольной и поперечной оси разработан и предложен Аткинсоном.

Ток протекая по обмоткам возбуждения

Ток протекая по обмоткам возбуждения создает переменный магнитный поток который трансформирует в проводниках якоря ЭДС. т.к. щетки замкнуты накоротко то од действием ЭДС протекает ток соответственно. Взаимодействие проводников с током и потоком возбуждения приводит к появлению вращающего момента.
Арнольдом было предложено вместо двух обмоток использовать одну.

Перемещая щетки относительно геометрической нейтрали можно регулировать частоту вращения. Альфа =0 и90° М = О Мmax при альфа = 65 - 70° частота вращения может регулироваться за счет поворота щеток 0,3 - 1,1 n