После ремонта производится обкатка машин и приемосдаточные испытания по нормам, приведенным в ПЭЭП. Методики проведения соответствующих испытаний изложены в первом разделе учебника. Заключение о пригодности к эксплуатации дается не только на основании сравнения результатов испытания с нормами, но и по совокупности результатов всех проведенных испытаний и осмотров. Значения полученных при испытаниях параметров должны быть сопоставлены с исходными данными, а также с результатами предыдущих испытаний электрической машины.
Под исходными данными понимаются значения, указанные в паспорте машины, в протоколах испытаний завода-изготовителя, в стандартах и технических условиях. При отсутствии исходных данных в качестве таковых могут быть приняты значения параметров, полученные при приемосдаточных испытаниях или испытаниях по окончании восстановительного ремонта электрической машины.
После истечения гарантийного срока эксплуатации по специальной программе испытывают также электрические машины иностранных фирм.
Программой испытаний двигателей переменного тока после капитального ремонта предусмотрены следующие операции:
испытание стали статора двигателей с обмотками из прямоугольного провода (удельные потери — не более 5 Вт/кг, наибольший перегрев зубцов при В = 1 Тл не должен превышать 45  С, наибольшая разность перегрева различных зубцов при той же индукции — не более 30 °С);
измерение сопротивления изоляции обмоток статора, ротора, термоиндикаторов с соединенными проводами (если они имеются в данной машине) и подшипников;
испытание обмоток статора и ротора при собранном двигателе повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин. Значения испытательных напряжений обмоток в процессе их изготовления и после сборки машины приведены в разделе. Результаты испытаний считаются положительными, если не наблюдалось скользящих разрядов, толчков тока утечки или нарастания его установившегося значения, пробоев или перекрытий и если сопротивление изоляции, измеренное мегомметром после испытаний, осталось прежним;
измерение сопротивлений обмоток статора и ротора постоянному току (проводится для двигателей мощностью 300 кВт и более или для двигателей с UH > 3 кВ), а также реостатов и пускорегулируюших резисторов. Отклонения сопротивления обмоток от паспортных данных и по фазам должно быть не более ±2 %, для реостатов — не более ±10%;
испытание витковой изоляции обмоток из прямоугольного провода импульсным напряжением высокой частоты в течение 5... 10 с. Значения испытательных напряжений приведены в табл. 4 приложения 9;
измерение воздушного зазора (если позволяет конструкция) в четырех сдвинутых на 90° точках (измеренные зазоры не должны отключаться от среднего более чем на 10 %) и зазоров в подшипниках скольжения (допустимые значения зазоров приведены в табл. 5 приложения 9). Если зазор больше допустимого, необходимо перезалить вкладыш подшипника;
проверка работы двигателя на холостом ходу (для двигателей мощностью 100 кВт и более и напряжением 3 к В и выше). Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10 % от указанного в каталоге при продолжительности испытания 1 ч;
измерение вибрации подшипников для двигателей напряжением 3 кВ и выше и двигателей ответственных механизмов. Максимально допустимая амплитуда вибрации составляет 50, 100, J 30 и 160 мкм для двигателей с частотой вращения соответственно 3000, 1500, 1000 и 750 об/мин и менее;
измерение разбега ротора в осевом направлении проводится для двигателей с подшипниками скольжения, двигателей ответственных механизмов и при выемке ротора в ходе ремонта (допустимый разбег — не более 4 мм);
проверка работы двигателя под нагрузкой для двигателей напряжением свыше 1 к В или мощностью 300 кВ г и более (величина нагрузки не менее 50% от номинальной);
гидравлическое испытание воздухоохладителя (проводится в течение 5... 10 мин при избыточном давлении 0,2...0,25 МПа):
проверка исправности стержней короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт н более (все стержни должны быть целыми);
проверка срабатывания зашиты машин напряжением до 1000 В при питании от сети с заземленной нейтралью (проводится у машин с UH > 42 В, работающих в опасных и особо опасных условиях, а также у всех машин с Е/н > 380 В).
Программой испытаний машин постоянного тока после капитального ремонта предусмотрены следующие операции: измерение сопротивления изоляции обмоток и бандажей; испытание изоляции повышенным напряжением промышленной частоты в течение 1 мин. Эти испытания не проводятся для машин мощностью до 200 кВт с напряжением Д° 440 В;
измерение сопротивления обмоток, реостатов и пускорегулируюших резисторов постоянному току в практически холодном состоянии. Значения сопротивлений обмоток возбуждения не должны отличаться от заводских значений более чем на 2 %, обмотки якоря — 10 %. В цепях реостатов и пускорегулирующих резисторов не должно быть обрыва цепей;
снятие характеристик холостого хода и испытание витковой изоляции. Характеристика холостого хода снимается у генераторов (максимальное напряжение — 1,3 номинального; отклонение характеристики от заводской не нормируется). Продолжительность испытания витковой изоляции составляет 5 мин, а среднее напряжение между соседними коллекторными пластинами, если 2р > 4, не должно превышать 24 В.