Большое значение для совершенствования технологии и повышения уровня механизации монтажных работ имеет создание и внедрение мобильных комплектов механизации. К ним относятся передвижные механизированные мастерские, а также передвижные бригадные и звеньевые нормокомплекты инструментов и приспособлений.
Многие из применяемых мастерских являются одновременно и складом, и бытовым помещением, и местом для выполнения отдельных слесарно-заготовительных работ. Кроме того, различные конструкции бывают не только передвижными, но и перевозимыми, поэтому в целом их можно считать мобильными производственными помещениями бригады. По назначению мобильные производственные помещения бригады подразделяют на передвижные механизированные мастерские и передвижные рабочие места бригады.
Передвижные механизированные мастерские в зависимости от способа доставки на объект подразделяются на мастерские контейнерного типа, транспортируемые к месту монтажа в кузове автомобиля, и мастерские на базе одно- или двухосных автомобильных прицепов. Мобильность мастерских контейнерного типа значительно" ниже, чем мастерских на прицепах. Это объясняется необходимостью наличия грузоподъемных средств для выполнения погрузочно-разгрузочных работ при перевозке мастерских с одного объекта монтажа на другой, а так- же специально обученного персонала (стропальщиков). Тем не менее передвижные механизированные мастерские контейнерного типа, различные по конструкции и оснащенности, получили достаточно широкое распространение в монтажных организациях.
Передвижные механизированные мастерские предназначены для производства отдельных слесарно-заготовительных операций при работе бригады в количестве 8—10 чел. на отдаленных от стационарных мастерских объектах сметной стоимостью 1250—1700 тыс. руб. Такие мастерские могут оснащаться только стационарным оборудованием или с добавлением бригадного нормокомплекта инструментов и приспособлений, а также стеллажей для мелких монтажных изделий и материалов. Мастерские изготовляют из листовой стали.
Мастерская контейнерного типа компании "Центромонтажавтоматика" оборудована маятниковой пилой, электрогидравлическим трубогибом, трубонарезным станком, пресс-ножницами и электроточилом. Кроме того, имеется также шкаф для инструмента и приспособлений. Для удобства изготовления трубных заготовок трубогиб установлен на откидном столе, что позволяет выполнять указанную работу вне помещения мастерской. Мастерская не отапливается, ее габариты 3100x2100x2400 мм и масса 2100 кг позволяют транспортировать ее в кузове автомашин ЗИЛ-130 и ГАЭ-53А. Для перемещения мастерской на монтажной площадке она устанавливается на специальные полозья.
Мастерская фирмы "Севзапмонтажавтоматика" выполнена на базе одноосного автомобильного прицепа ТАНЗ-755, Внутри помещения установлен верстак со слесарными тисками, имеются стеллаж для монтажных изделий и деталей, а также умывальник и вешалка для одежды. Вне помещения мастерская оснащена ящиком для сварочного трансформатора и коробом для хранения перфорированных изделий. Таким образом, мастерская выполняет функции производственно- бытового помещения бригады. В зимнее время года мастерская отапливается двумя теплоэлектронагревателями, ее габариты (без прицепа) 2800x1800x2150 мм, масса 1950 кг.
Передвижная механизированная мастерская, выполненная на базе двухосного автомобильного прицепа и применяемая в компании "Уралмонтажавтоматика", оборудована маятниковой пилой, электроточилом, ручной рычажной лебедкой, верстаком со слесарными тисками и верстаком, под которым устанавливаются сварочные трансформатор и компрессор. В помещении имеются шкаф для одежды и печь для сушки электродов. Передвижная мастерская оснащена также двумя кислородными и двумя ацетиленовыми баллонами, доступ к которым возможен лишь снаружи. Небольшое количество монтажных изделий размещается на полках стеллажа. Помещение мастерской отапливается теплоэлектронагревателями. Габариты мастерской (без прицепа) 3918 х2300х 2000 мм, масса 2500 кг.
Описанные мастерские имеют распределительные щитки электропитания, что позволяет пользоваться маятниковой пилой, электроточилом, ручными электрическими машинами. Внешний ввод электропитания осуществляется через выдвижную стойку, которая во время транспортировки убирается в помещение мастерской. Все мастерские имеют устройства для заземления. Через окна и двери осуществляется их естественная вентиляция.
Для повышения мобильности мастерских контейнерного типа в Свердловском монтажном управлении фирмы "Уралмонтажавтоматика" были разработаны, изготовлены и внедрены передвижные рабочие места бригады (ПРМБ) на винтовых опорах. Их используют на монтажной площадке как производственное, складское и бытовое помещения бригады (звена) в составе 4—6 чел.
Принципиальное отличие описываемой конструкции помещения заключается в том, что благодаря наличию винтовых опор исключается необходимость применения грузоподъемных средств при выгрузке и погрузке помещения в кузов автомобиля и, как следствие, специально обученного персонала.
Конструкция ПРМБ состоит из двух частей: контейнера и рамы на винтовых опорах. В рабочем положении контейнер ПРМБ (рис. 1, а) опирается на четыре подставки 2, расположенные по две штуки на его торцах, и четыре винтовые опоры 4. На опоры и подставки навешивают панели ограждения 3, повышающие устойчивость конструкции и образующие под днищем контейнера склад размерами 4,5 х 2 м и высотой 1 м. Склад имеет двери с торцов и может служить для хранения трубных заготовок, перфоизделий, коробов и т.п.
Контейнер делится на два помещения: производственное и бытовое. Производственное помещение размером 2x2 м предназначено для мелких слесарно-заготовительных работ, хранения монтажных изделий и материалов, инструмента и оборудования.
Для слесарных работ в производственном помещении установлен верстак с тисками, он оснащен электрическим освещением и к нему подведено питание 220 В переменного тока. На верстаке при необходимости может устанавливаться какой-либо электроинструмент, например: электроточило, электроперфоратор ИЭ-4713 и т.п.
Монтажные изделия размещаются в ящиках, на стеллажах, для хранения ценного механизированного инструмента (ручных машин) имеется шкаф. Производственное помещение имеет в торце двустворчатую дверь для подачи материалов и вторую раздвижную дверь в бытовое помещение.
Бытовое помещение размером 2x2,5 м кроме раздвижной имеет входную одностворчатую дверь. Оно обогревается в отличие от неотапливаемого производственного помещения двумя электрообогревателями мощностью 1 кВт каждый, его стены утеплены двойным слоем минеральной ваты.
Рис. 1. Передвижное рабочее место бригады:
а - общий вид; б - винтовая опора; 1 - лестница; 2 - подставка; 3 - панель ограждения; 4 - винтовая опора; 5 - контейнер; 6 - короб; 7 - труба диаметров: 100 мм; 8 — гайка; 9 - башмак
Конструкция ПРМБ имеет защитное заземление (зануление) электрооборудования, устанавливаемого в нем, и всех металлических частей помещения, которые могут оказаться под напряжением.
Рама на винтовых опорах (рис. 1, б) служит несущей конструкцией контейнера. Она сварена из швеллера, к нижней ее части приварены четыре поперечных короба для крепления в них стоек винтовых опор. Такая конструкция позволяет: выдвигать опоры на 500 мм за габариты кузова автомобиля по его ширине; поворачивать стойки на 90° в вертикальной плоскости; увеличивать и уменьшать высоту опор на 600 мм при помощи опорного винта; убирать опоры под днище контейнера ПРМБ.
Погрузку ПРМБ в кузов автомобиля производят в следующем порядке. Вначале снимают панели ограждения 3 и, раскручивая винты, разгружают винтовые опоры 4. Сами опоры выдвигают по отношению к ПРМБ в стороны на 500 мм. Затем контейнер поднимают на винтовых опорах на 100-150 мм выше кузова автомобиля и убирают подставки 2 и входную лестницу 1. Автомобиль с открытыми бортами задним ходом въезжает под контейнер, который на винтовых опорах опускают в кузов. Поднимают и опускают контейнер двое рабочих, вращая винты ключами. Эта операция выполняется примерно так же, как установка поддерживающих опор на автокранах. После установки ПРМБ в кузов автомобиля подставки и ограждения помещают внутрь контейнера. Винтовые опоры поворачивают на 90°, убирают под днище будки и закрывают борта автомобиля. Габариты ПРМБ на винтовых опорах 2*4,5x3,5 м (в транспортном и рабочем положениях) , масса 2000 кг.
Как уже указывалось выше, необходимый инструмент должен своевременно доставляться к месту производства работ. За основу организации инструментального обеспечения рабочих приняты индивидуальные наборы инструментов по специальностям и бригадные инструментальные нормокомплекты. Под бригадным инструментальным нормокомплектом понимают технологический комплект средств малой механизации, инструментов и приспособлений, необходимых бригаде для выполнения комплекса работ по монтажу средств автоматизации. Бригадные нормокомплекты в зависимости от способа их поставки и хранения на объекте строительства бывают контейнерного типа и на одно- или двухосном прицепах. Один из вариантов бригадного нормокомплекта контейнерного типа состоит из трех контейнеров, в которых размещен инструмент в соответствии со своим технологическим назначением. В первом контейнере размещен инструмент для обработки труб, во втором - инструмент для производства электромонтажных работ, в третьем - инструмент общего назначения (сверла, метчики, плашки, ручная сверлильная электрическая машина и т.п.).
Контейнеры представляют собой унифицированную конструкцию, состоящую из набора выдвижных ящиков и приспособлений для крепления инструмента. Каркас, днище и ящики контейнеров выполнены из листовой стали толщиной 1,5 мм, столешницы - из листовой стали толщиной 4,0 мм.
Контейнеры обеспечивают надежное хранение, возможность ручной переноски, погрузки и разгрузки, а также использования их в монтажных условиях в качестве рабочих мест за счет компоновки в различных сочетаниях и крепления между собой. Столешницы контейнеров выполнены из толстолистового материала, что позволяет производить на них различные слесарные работы. На столешнице контейнеpa для обработки труб имеются гнезда для установки слесарных тисков. Ящики контейнеров снабжены съемными перегородками, с помощью которых можно оборудовать любое место для инструмента. Описанный бригадный инструментальный нормокомплект изготовляется в МЗМ управлений и переводится в кузове грузового автомобиля. Контейнер имеет габариты 600*608x800 мм и массу 40 кг.
Бригадный инструментальный нормокомплект, разработанный и внедренный в компании "Ювмонтажавтоматика" выполнен на базе одноосного прицепа ТАПЗ-755. В отличие от описанного выше нормокомплект используется для перевозки и хранения не только монтажного инструмента, но также газо- и электросварочного оборудования, различных монтажных приспособлений и ограниченного количества (до 200 кг) изделий и материалов. Такой бригадный инструментальный нормокомплект, предназначенный в основном -для объектов с малым объемом строительно-монтажных работ (до 10 тыс. руб.), обеспечивает выполнение практически всех видов работ по монтажу систем автоматизации на этих объектах.
Корпус бригадного нормокомплекта представляет собой металлический сварной контейнер, устанавливаемый на прицеп. При стоянке прицеп устанавливается на переднюю и заднюю подставки, закрепляемые фиксаторами.
Функционально и в целях удобства эксплуатации конструкции нормокомплект делится на три части. С одной стороны контейнера размещены сварочное оборудование (сварочный трансформатор, ацетиленовый генератор, отделения хранения кислородных и ацетиленовых баллонов, сварочных электродов), малогабаритная лебедка, отделение для тисков, трубоприжимов и т.д. Другая сторона контейнера предназначена для ящиков с инструментами и мелкими монтажными изделиями, она также имеет отделения для проводов и монтажной лестницы. Середина контейнера используется для размещения труб, а его нижняя часть — для перфоизделий.
При размещении оборудования, инструментов и приспособлений, монтажных изделий и материалов в отделениях бригадного инструментального нормокомплекта нагрузку распределяют равномерно на оба колеса прицепа. Максимально допустимая загрузка нормокомплекта оборудованием, инструментами и приспособлениями должна быть не более 350 кг, монтажными изделиями и материалами — не более 200 кг.
При отсутствий прицепа бригадный инструментальный нормокомплект может устанавливаться в кузове автомашины. В этом случае к раме контейнера крепят специальные полозья. Контейнер нормокомплекта (без прицепа) имеет габариты 2200x1700x1650 мм и массу (без инструмента) 700 кг.