ОПТИМИЗАЦИЯ РЕЖИМОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНДЕНСАЦИОННОГО ОБОРУДОВАНИЯ ТЕПЛОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАФИКОВ НАГРУЗКИ ЭНЕРГОСИСТЕМ
А. Г. ПРОКОПЕНКО
(ЮО ОРГРЭС)

«Оптимизация режимов работы энергосистем», 1.974, с 73—84.
Дана краткая характеристика наладочных и исследовательских работ, проводимых различными организациями в целях повышения маневренности конденсационного оборудования тепловых электростанций. Приведены данные по продолжительности пуска из различных тепловых состояний и пусковым потерям топлива для энергоблоков 150, 200 и 300 МВт, а также указаны допустимые минимальные нагрузки этого оборудования. Оценено изменение экономических показателей различных энергоблоков при работе с переменными нагрузками.
Сообщаются результаты разработки рациональных режимов работы тепловых электростанций с однотипным и разнотипным конденсационным оборудованием.

Решение задач надежной и экономичной работы энергоблоков в переменных режимах и рационального прохождения электростанциями неравномерных графиков нагрузок приобрело Особую остроту в связи с возрастанием неравномерности графиков, увеличением ее в перспективе и привлечением к работе в регулировочном режиме ТЭС. 

Рис. 1. Графики нагрузок трех КЭС в рабочие, нерабочие и переходные дни.
1, 2, 3 — номера КЭС.

В особенности возросла и будет расти в дальнейшем неравномерность нагрузок КЭС, что требует уже сейчас активного регулирования графиков блоками 150, 200 и 300 МВт, а в перспективе — блоками больших мощностей. 

Рис. 2. Графики-задания пусков моноблоков. 160 МВт с барабанными котлами из неостывших состояний.
I, I', I"и I'"— начало растопки котла при пусках после остановов соответственно на 55—60, 30—36, 16—20 и 6—8 ч; II — включение генератора в сеть; III, III', III" и III'"—окончание пуска — достижение полной нагрузки при пусках после остановов соответственно на 55—60, 30—36, 16—20 и 6—8 ч; 1, 2, 3, 4 — температура свежего пара за котлом, °С; 5, 6, 7, 8 — скорость вращения ротора турбоагрегата, об/мин; 9, 10, 11, 12 — электрическая нагрузка блока (МВт) соответственно при пусках после остановов на 55—60, 30—36, 16—20 и 6—8 ч.

Основными особенностями этих графиков (рис. 1) являются:

  1. глубокие провалы нагрузки на ночь в рабочие дни до (0,6÷0,45) N/макс.
  2. более глубокие провалы нагрузки на ночь в субботу и воскресенье, достигающие (0,5÷0,27) Nмакс;
  3. по два кратковременных пика нагрузки в субботу и воскресенье;
  4. быстрые (до 5,0 МВт/мин) повышения нагрузки к утреннему и вечернему максимумам в рабочие дни и еще более быстрые (до 8 МВт/мин) повышения нагрузки к утреннему максимуму в понедельник;
  5. продолжительность подъемов нагрузки к утренним и вечерним пикам составляет 3—4 ч;
  6. продолжающиеся около 4 ч спады нагрузки после вечернего максимума.

Работы по исследованию маневренности энергоблоков и ТЭС получили в последнее время широкое развитие. Их ведут научно-исследовательские и проектные институты, заводы — изготовители энергооборудования и наладочные организации (ВТИ, ЦКТИ, ЛМЗ, ХТГЗ, ТЭП, Энергосетьпроект, ОРГРЭС и др.). Для решения этих проблем IOO ОРГРЭС проведен в промышленных условиях на действующем оборудовании комплекс экспериментальных и исследовательских работ, включающий следующие мероприятия:

  1. Исследование и отработка рациональных режимов пусков из различных тепловых состояний и остановов блоков в резерв. 

Уменьшение продолжительности пусков и сокращение до минимума потерь топлива, связанных с остановами и пусками блоков.

  1. Экспериментальное определение расходов и потерь топлива на остановы и пуски блоков из различных тепловых состояний.
  2. Исследование и определение минимальных нагрузок блоков для расширения диапазона их рабочих нагрузок и создания условий работы КЭС без останова блоков в период провалов графиков.
  3. Исследование экономичности и надежности работы блоков в широком диапазоне нагрузок с целью получения исходных данных для сравнения различных вариантов работы КЭС в период провалов графиков.


Рис. 3. Графики-задания пусков моноблоков 200 МВт с барабанными котлами из неостывших состояний.
Обозначения см. на рис. 2.

  1. Расчет на основе полученных данных по режимам остановов п пусков потерь топлива на остановы и пуски, минимальных нагрузок и экономических характеристик в широком диапазоне нагрузок, рациональных режимов работы КЭС в период провалов графиков.

К настоящему времени эти работы выполнены на трех типах моноблоков и одном типе дубль-блока 150 МВт, на моно- и дубль- блоке 200 МВт,, на трех типах дубль-блоков 300 МВт, ведутся на двух типах головных моноблоков 300 МВт, а также на трех конденсационных блочных электростанциях и на ряде электростанций, входящих в ОЭС Северо-Запада.
В результате исследований и отработки рациональных режимов пусков из различных тепловых состояний продолжительность нагружения блоков при пусках из неостывшего состояния после простоя в резерве до 60 ч не превышает 3—3,5 ч (рис. 2, 3 и 4), т. е. приблизительно равна продолжительности нарастания утреннего максимума нагрузки, что позволяет останавливать блоки в резерв в период провалов графиков нагрузок. 


Рис. 4. Графики-задания пусков дубль-блоков 300 МВт с турбинами К-300-240 ХТГЗ из неостывших состояний.
Обозначения см. на рис. 2.


Рис. 5. Потери условного топлива на остановы-пуски энергоблоков 160, 200 и 300 МВт по типовым инструкциям в зависимости от продолжительности простоя.
1, 2, 5 — потери топлива на разворот блоков до включения генератора в сеть соответственно для блоков 160, 200 и 300 МВт; 3, 4, 6 — потери топлива на весь останов-пуск соответственно для блоков 160, 200 и 300 МВт в зависимости от продолжительности простоя.

C уменьшением времени простоя в резерве продолжительность пусков снижается. При простое 30— 36 ч нагружение блоков длится 50—100 мин, что в 2—3 раза меньше времени нарастания графиков нагрузок. Это позволяет последовательно пускать и нагружать блоки. Усовершенствованы пускосбросные схемы блоков. Для ускорения и повышения надежности пусков блоков после остановов в резерв выполнены сравнительно простые мероприятия:
установлены побудительные паровые сопла в барабанах котлов, клапаны на выпаре встроенных сепараторов и паровые сбросные линии перед ними;
увеличено сечение устройств для подачи пара на прогрев паропроводов промперегрева и дренажно-продувочных линий паропроводов свежего пара, промперегрева и паровпускных органов турбины;
турбины оборудованы устройствами для обогрева фланцев ЦСД, модернизированы устройства обогрева фланцев ЦВД;
увеличена мощность растопочных мазутных форсунок.
Режимы остановов в резерв предусматривают частичное использование тепла, аккумулированного в котле, за счет разгрузки блоков с барабанными котлами до половинной нагрузки на скользящем давлении и дальнейшей разгрузки блока до нуля в течение 4—8 мин при потушенном котле. Эти режимы позволяют за время спада графика нагрузки разгружать и останавливать последовательно два-три блока.

Рис. 6. Температурный режим металла экранных труб (a) и скорость циркуляции (б) при номинальном давлении в зависимости от нагрузки.
1, 2 — максимальная и минимальная температуры металла труб фронтового экрана котла ТГМ-94; 3, 4, 5 — максимальные скорости циркуляции в экранных трубах соответственно центральной панели фронтового экрана котла ТГМ-94, средней панели двусветного экрана котла ТП-92 и угловой панели бокового экрана котла ТП-100; 6,7, 8 — минимальные скорости циркуляции в экранных трубах соответственно заднего экрана котла ТГМ-94, левой панели заднего экрана котла ТП-92 и угловой панели бокового экрана котла ТП-100.

Экспериментально определенные для различных типов блоков пусковые потери (рис. 5) для моноблоков 150 и 200 МВт с барабанными котлами оказались невысокими, а для дубль-блоков 300 МВт с прямоточными котлами — В 1,5—2 раза выше.
При рациональном режиме останова блоков с барабанными и прямоточными котлами можно использовать аккумулированное в котле тепло, эквивалентное 2,5—6 т в пересчете на условное топливо, что уменьшает пусковые потери после остановов в резерв. Для уменьшения пусковых .расходов и потерь топлива разработаны следующие предложения:
использование для прогрева системы промперегрева собственного сбрасываемого свежего пара вместо пара из растопочного расширителя или совмещение прогрева системы промперегрева с разворотом турбины через ЦВД при обеспаренных ЦСД и ЦНД;
ввести подогрев питательной воды водой, сбрасываемой из встроенного сепаратора или из растопочного расширителя; снизить толчковые параметры пара.

 Исследование и определение минимальных нагрузок блоков, надежности и экономичности работы оборудования на этих нагрузках показали, что на блоках 150 и 200 МВт с барабанными котлами минимальная нагрузка значительно ниже указанной заводами-изготовителями и по условиям надежности работы котлов составляет (0,20÷ 0,25) NHOM при скользящем и номинальном давлении свежего пара при неограниченной продолжительности работы (рис. 6 и 7). При переходе на минимальную нагрузку необходимо снижать температуру свежего пара на 20—25 C (рис. 8). Остальное оборудование этих блоков не лимитирует снижения нагрузки. При работе на обоих корпусах котла и номинальном давлении свежего пара минимальная нагрузка дубль-блоков Г50 МВт с котлами ПК-38 равна (0,27÷0,30) NHOM, а дубль-блоков 300 МВт — (0,3÷0,4)NHOM по условиям температурной надежности поверхностей нагрева котлов.

Рис. 7. Зависимость скорости (а) и кратности циркуляции (б)_в экранных трубах котла ТГМ-94 от давления.
1, 6, 7 — минимальная скорость циркуляции в трубах центральной панели фронтового экрана соответственно при нагрузках 100, 60 и 30 МВт; 2, 3, 5 —  максимальная скорость циркуляции в трубах центральной панели бокового экрана соответственно при нагрузках 110; 60 и 30 МВт; 4, 12 — скорость и кратность циркуляции по расчету при нагрузке 60 МВт; 13, 10, 8 — кратность циркуляции при нагрузках соответственно 100, 60 и 30 МВт для центральной панели фронтового экрана; 9, 11, 14 — то же для центральной панели бокового экрана.

Продолжительность перехода с номинальной на минимальную нагрузку, а также обратно на номинальную равна 50—100 мин в зависимости от типа котла. Скорость нагружения блока, особенно в начальный период ограничивается условиями надежной работы пароперегревателя свежего пара. При работе на скользящем давлении. продолжительность нагружения несколько увеличивается.

При работе на минимальных нагрузках по условиям надежности и экономичности целесообразно переходить на скользящее давление в деаэраторе. Жидкий шлак существенно сужает регулировочный диапазон котла при длительной его работе на основном топливе в области низких нагрузок. Это ограничение может быть снято путем перевода котла на растопочное топливо. На котлах с сухим шлаком возможна работа до нагрузок (0,2 ÷ 0,3)NHOM на основном топливе с. подсветкой растопочным. Необходимо приспособить автоматику и регулирующие органы на котлах для работы на минимальных нагрузках в диапазоне (0,2÷0,4)NHOM.
В целом существующие блоки могут работать в переменных режимах при значительных изменениях нагрузки (l÷0,2) Nhoм, особенно после выполнения сравнительно небольших и несложных мероприятий.
Определены экономические показатели работы блоков и их элементов ъ диапазоне нагрузок от 1,0 до 0,33 Nhoм И даже до 0,25Nhoм (рис. 9). Исследование показало, что при нагрузках 0,33Nhoм расход условного топлива возрастает по сравнению с расходом при Nhoм B зависимости от вида топлива и типа энергоблока:

 

г∕(κBт∙4)

%

Моноблоки 150 МВт .................

.... ............ 60—80

18—20

»           200 МВт..................

...............  55—65

15—17

Дубль-блоки 300 МВт................

...............  55—65

17—19

Снижение нагрузки от 0,33 до 0,25Nhoм вызывает увеличений by еще на 7—8%. Исследованы влияния различных режимных факторов на экономичность и надежность работы. В частности, установлено, что экономичность дубль-блоков 300 МВт при переходе с работы на двух корпусах котла на один корпус существенно падает (примерно на 3,5%). Поэтому работа этих блоков на одном корпусе экономически нецелесообразна.


Рис. 8. Основные параметры при переходе с номинальной на минимальную нагрузку 50 МВт на блоке 200 МВт с барабанным котлом и при подъеме нагрузки до номинальной.
1 — давление в деаэраторе pд; 2 — количество работающих пылеугольных горелок nг; 3 — электрическая нагрузка блока Nэ; 4 — количество работающих мазутных форсунок nф; 5 — давление в барабане котла р0; 6 — коэффициент избытка воздуха за регулирующей ступенью промпароперегревателя α; 7 —  минимальная скорость циркуляции в трубах экранов; 8, 9 — температура металла нижней образующей барабана соответственно в соленом и чистом отсеках; 10 —  температура металла верхней образующей барабана; 11 — температура насыщения в барабане; 12 — температура свежего пара за котлом; 13 —  температура промперегрева за котлом; 14, 15, 16, 17 — температура газов в районе вторичного пароперегревателя соответственно в I, I I, III, IV газоходах.


Рис. 9. Удельные расходы условного топлива (нетто) на блоках 300, 200 и 160 МВт в широком диапазоне нагрузок.
1 — моноблок 160 МВт (котел ТГМ-94, турбина К-160-130 ХТГЗ, топливо— газ); 2 — дубль-блок 300 МВт (котлы 2ХПК.-41, турбина К-300-240 ЛМЗ, топливо—мазут) ; 3 — моноблок 200 МВт (котел ТП-100, турбина К-200-130 ЛМЗ, топливо — львовско-волынский уголь, растопочное топливо — мазут) ; 4 — моноблок 160 МВт при работе на мазуте: 5 — дубль-блок 300 МВт, в работе один корпус котла.

В связи с резким ухудшением экономичности блоков на нагрузках менее (0,8-0,85) Nhoм пережог топлива в зависимости от типа и мощности блока уже через 2—16 ч работы на малой нагрузке становится больше, чем в случае его останова на это время с соответствующим повышением нагрузки на оставшихся в работе блоках (рис. 10).
При разработке рациональных режимов работы КЭС для трех вариантов: первая КЭС с однотипными блоками по 200 МВт, вторая — с блоками 160 и 300 МВт и третья — с неблочными установками и блоками 160 МВт — были рассмотрены следующие режимы прохождения минимумов нагрузок:
пропорциональная одинаковая разгрузка всех блоков;
перевод части блоков на минимaльную нагрузку для сохранения нагрузки, близкой к номинальной на остальных блоках;
останов части блоков в резерв для сохранения нагрузки на оставшихся в работе блоках, близкой к номинальной, с последующими пусками остановленных блоков;
останов корпусов котла в дубль-блоках.
Смешанные варианты: с переводом блоков на  минимальную нагрузку и с остановами блоков.
Расчет вариантов сведен в таблицу.
Разработки рациональных режимов показали следующее:

  1. Разгрузка блоков на время провалов графиков нагрузок без остановов части блоков в резерв для повышения средней нагрузки оставшихся в работе блоков приводит к существенным пережогам топлива, особенно при продолжительности провалов более 18 ч.
  2. При провалах графиков нагрузок на переходные, нерабочие дни и даже на ночь в рабочие дни целесообразно останавливать часть блоков в резерв, чтобы сохранить близкой к номинальной нагрузку блоков, оставшихся в работе.
  3. Перевод части блоков на минимальную нагрузку на время провалов графиков менее экономичен, чем режим с остановами блоков в резерв.
  4. Крайне невыгодны остановы в период провалов графиков нагрузок по одному корпусу котла в дубль-блоках.
  5. Экономический эффект от внедрения указанных режимов на рассмотренных КЭС может достигать соответственно 49, 74 и 26 тыс. т (в пересчете на условное топливо), в год; их экономичность повышается соответственно на 1,1; 4 и 2%. Учитывая те остановы блоков, которые выполнялись ранее на этих КЭС. при провалах графиков нагрузок на выходные дни, экономический эффект для них реально составляет соответственно 46, 47 и 23 тыс. т (в пересчете на условное топливо) в год. От остановов блоков в резерв на период провалов графиков нагрузок на выходные дни (на 18 ч и более) получают 70—80% этого экономического эффекта, и поэтому в первую очередь следует внедрять указанные режимы при прохождении минимумов графиков нагрузок в выходные дни.
    6. Экономический эффект от остановов блоков в резерв на период провалов графиков нагрузок повышается с увеличением неравномерности этих графиков.

    Рис. 10. Временная зависимость пережога топлива при работе различных блоков с частичной нагрузкой в сравнении с потерей топлива на останов-пуск одного блока и повышением за счет этого нагрузки оставшихся в работе блоков до номинальной.
    а — моноблоки 150 МВт (котел ТГМ-94, турбина К-160-130); б — моноблоки 200 МВт (котел ТП-100, турбина К-200-130); в — дубль-блоки 300 МВт (котлы ПК-41, турбина К-300-240 ЛМЗ); 1 — потеря топлива на останов-пуск блока в зависимости от продолжительности простоя блока; 2 — работа шести блоков с нагрузкой по 83,3% номинальной вместо работы пяти блоков с номинальной нагрузкой; 3 — работа пяти блоков с нагрузкой по 80% номинальной вместо работы четырех блоков с номинальной нагрузкой; 4 — работа четырех блоков с нагрузкой по 75% номинальной вместо работы трех блоков с номинальной нагрузкой; 5 — работа трех блоков С нагрузкой по 66,6% номинальной вместо работы двух блоков с номинальной нагрузкой: 6 — работа двух блоков с нагрузкой по 50% номинальной вместо работы одного блока с номинальной нагрузкой: 7 — работа двух дубль-блоков 300 МВт с нагрузкой по 50% номинальной на одном корпусе котла вместо работы одного блока с номинальной нагрузкой; 8 — то же, что 7, но с учетом потери топлива на растопку двух корпусов котла — по одному в блоке; I — зона равно-экономичных вариантов.


* в пересчете на условное топливо.     

При любом из рациональных режимов работы КЭС требуется выполнять большое количество остановов и пусков блоков из различных тепловых состояний. Для рассмотренных КЭС это будет составлять соответственно 700—720, 800—820 и 1 000 остановов-пусков в год, а при отказе от остановов блоков на ночь в рабочие дни (что уменьшит экономический эффект на 20—30%) количество остановов-пусков уменьшится на 55—65%. Поэтому особое значение приобретает строгое соблюдение инструктивных указаний по отработанным режимам остановов и пусков блоков, а также мероприятия, обеспечивающие достаточную надежность и экономичность работы оборудования в режимах остановов и пусков.
На первой из указанных КЭС рекомендуемые режимы в основном внедрены, и ежегодно с 1969 г. блоки по 260—270 раз останавливаются в резерв. На двух других электростанциях рекомендуемые режимы также внедряются: на КЭС с неблочным и блочной очередями в 1971 г. было 352 останова в резерв 8 блоков.
Обследование блока 160 МВт показало отсутствие существенных повреждений из-за пусков и хорошее состояние теплотехнического оборудования (блок проработал с 1962 ,г. около 50 тыс.ч и пускался 224 раза, в том числе в последний межремонтный период 75 раз).
В настоящее время продолжаются наблюдения за состоянием оборудования этого блока, а также ведутся наблюдения за состоянием сравнительно часто пускаемого оборудования блоков 200 и 100 МВт. При переводах КЭС в режимы работы с частыми остановами и пусками блоков необходимо устанавливать систематическое наблюдение за состоянием оборудования блоков для получения объективных данных о влиянии таких режимов на надежность и экономичность оборудования.
Продолжаются работы по усовершенствованию режимов пусков и остановов для блоков нескольких типоразмеров, которые включают следующие мероприятия:                                                                                
установление минимальных нагрузок блоков 300 МВт;
работа блоков при скользящем давлении во всем тракте;
установление рациональных режимов работы КЭС в объединенной энергосистеме;
комплексное исследование маневренности головного моноблока 300 МВт;
наблюдение за многократно пускаемым оборудованием и другие мероприятия.