Одной из ключевых задач реформы электроэнергетики является создание конкурентного рынка электроэнергии; рынка, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения.
С начала 2004 г. запущен оптовый рынок электроэнергии (мощности) переходного периода, работающего по правилам, принятым постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. № 643.
В соответствии с принятыми правилами, переходный рынок включает три сектора:
регулируемый сектор, в котором осуществляется торговля электроэнергией и мощностью но тарифам, установленным государственными органами;
сектор отклонений, где продаются по установленным тарифам объемы электроэнергии, которые не были запланированы в диспетчерском графике;
сектор свободной торговли, в котором купля-продажа электроэнергии осуществляется по нерегулируемым государством ценам
Сектор свободной торговли стал своеобразным аналогом будущего конкурентного рынка. Участие в нем является добровольным. Объем и географический охват конкурентной части рынка на начальном этапе ограничен и значительно уступает показателям регулируемого государством сектора.
В усовершенствованной переходной модели основой регулируемого сектора рынка станут регулируемые договоры. Такие договоры будут заключаться сроком на 1 год на условиях *take or pay*: поставщик будет обязан поставить договорной объем или купить недостающее количество на рынке, а покупатель обязуется оплатить контрактный объем вне зависимости от величины собственного потребления. Объем торговли в рамках регулируемых договоров для существующих участников регулируемого сектора будет соответствовать 100 % объема электроэнергии (мощности), включенного в плановый баланс производства на год. Торговля объемами. недостающими для выполнения обязательств по регулируемым договорам, а также не включенными в регулируемые договоры, будет осуществляться по свободным ценам - в конкурентном секторе рынка. Участие в этом секторе для потребителей перестанет быть добровольным, как сегодня, поскольку не будет возможности купить по регулируемым ценам дополнительное количество электроэнергии или мощности сверх объема, установленного в регулируемом договоре.

В дальнейшем планируется переход на долгосрочные регулируемые договоры, объемы торговли по которым будут ежегодно сокращаться. При этом будет постепенно расширяться сфера действия конкурентных отношении на оптовом рынке.
Усовершенствованная модель рынка позволит соблюсти интересы, в частности, наиболее уязвимых категорий потребителей - населения и крупных энергоемких предприятий, удовлетворив в целом их потребности в электроэнергии по прогнозируемым ценам.
Развитие рынка также предполагает запуск новых его сегментов. При этом структура оптового рынка будет меняться, приближаясь к структуре рынков электроэнергии развитых стран. Пока рынок остается «некомплектным» - он лишен сегментов, характерных для вполне сформировавшихся рынков электроэнергии: рынка системных услуг, торговли правами на передачу, рынка производных финансовых инструментов, рыночных механизмов торговли мощностью. Предполагается, что целевая модель рынка, которая сформируется в результате реформы, будет включать эти сегменты.
Очередным шагом на пути к целевой модели стало открытие в 2005 г. конкурентного балансирующего рынка, который сточки зрения выполняемых функций заменил действующий сектор отклонений. В дальнейшем будут внедрены рыночные механизмы торговли мощностью.
В перспективе предполагается либерализация не только оптового, но и розничных рынков. Приоритетами развития розничных рынков является стабильность условий поставки электроэнергии и недопустимость резких ценовых колебаний. Для обеспечения этих условий на розничном уровне сохраняется высокая степень государственного регулирования.
В результате реформы рынка электроэнергии:
государство откажется от практики установления цен в конкурентных сферах электроэнергетики;
структура рынка будет соответствовать структуре развитых рынков и включать конкурентные балансирующий рынок, рынок системных услуг, рынок производных финансовых инструментов, рынок мощности;
административные барьеры доступа на оптовый рынок будут ликвидированы;
будет действовать строгий учет и контроль энергопотоков;
большинство розничных покупателей получат право выбора поставщика и право доступа на оптовый рынок;
страхование рисков станет условием участия в рынке.
Строгая идеология ценообразования на рынке электроэнергии (структура тарифного меню) для разных потребителей в настоящее время отсутствует.
В структуре тарифного меню должны быть в обязательном порядке представлены двухставочные, одноставочные, зонные тарифы, как но часам суток и времени года, так и интегральные, в разрезе объемов потребления и уровней напряжения.

Структура тарифа потребителей розничного рынка электроэнергии (РРЭ) следующая:

Тр = Т0+ЛТ,

где Тр - тариф потребителя РРЭ;
Т0 - тариф потребителя, отражающий затраты и прибыль энергоснабжающих организаций (экономически обоснованный тариф);
ЛТ - надбавка к тарифу, складывающаяся в результате перекрестного субсидирования. Структура расчетного суммарного тарифа на электроэнергию (Т ) при выходе на оптовый рынок электроэнергии следующая:

Т^=ТОРЭ + ТУ + ТЛО.« + Т

(6.8)

где Торэ — тариф на электроэнергию в регулируемом и конкурентном секторах ФОРЭМ; Ту - суммарный тариф услуг ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», НП «АТС», ЗАО «ОДР ФОРЭМ» и других организаций; Т 0ж - тариф на услуги по передаче электроэнергии по сетям АО-энерго;
Т^. — тариф на услуги по передаче по сетям других электросетевых организаций (коммунальная энергетика и пр.).
На РРЭ средний тариф для потребителя Европейской зоны России варьируется от 80 до 160 коп./кВтч (за исключением регионов, обслуживаемых ОАО «Дагэнерго», «Колэнерго», «Ленэнсрго» и «Мосэнерго»).
Среднеотпускной фактический тариф регулируемого рынка электроэнергии по состоянию на апрель 2005 г. в Европейской зоне России составил 51 коп./кВтч, а в конкурентном секторе по результатам торгов находился на уровне 47 коп./кВтч. Суммарный тариф услуг ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС», НП «АТС», ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» и других организаций составляет примерно 10 коп./кВтч.
В настоящее время тарифы на электроэнергию устанавливают региональные энергетические комиссии (РЭК). Такие комиссии существуют во всех регионах России. Они формируются местными органами, которые и контролируют их работу.
Открытые акционерные общества энергосистем отправляют в РЭК заявки, в которых предлагают привести тариф в соответствие с предполагаемыми затратами компании на производство электроэнергии и развитие энергосистемы в следующем году. Заявка включает в себя оценки затрат на покупку топлива, транспортные услуги, ремонт и обновление оборудования, выплату заработной платы сотрудникам.
Поступившие документы изучаются членами РЭК на предмет обоснованности. Помимо сотрудников комиссии, оценкой требований энергетиков занимается специальный экспертный совет, в состав которого входят независимые ученые-экономисты. Учитывая рекомендации совета, РЭК выносит свое решение. Для компании оно носит обязательный характер.
Средние тарифы на электроэнергию за декабрь 2005 г. по стране приведены в табл.
Тарифы в декабре 2006 г.

Наименование

Тарифы на электроэнергию, коп./кВт-ч

Средний тариф на электроэнергию для собственных потребителей, коп./кВтч

92,73

Тариф на электроэнергию для населения (с НДС), коп./кВтч

97,64

Тариф на электроэнергию для промышленных И приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью более 750 кВА, коп./кВтч

90,03