В чем заключается роль стандартизации при контроле качества ремонта? Какие существуют стандарты?
Какими технологическими документами руководствуются при ремонте трансформаторов?

В условиях технического прогресса предусматривается систематическое внедрение новейшей технологии в ремонте трансформаторов, выполнение его на высоком организационно-техническом уровне при высоком качестве и минимальных затратах трудовых и материальных ресурсов. Это достигается введением в производство новой техники, автоматизации и механизации работ, совершенствованием технологических процессов, повышением технического и культурного уровня ремонтников.
При ремонте трансформаторов большое значение придается соблюдению технологической дисциплины, поскольку ее нарушение даже при выполнении отдельной операции может повлечь за собой скрытый брак, часто не обнаруженный в процессе ремонта, а проявившийся в эксплуатации и вызвавший перебой в электроснабжении и, следовательно, приносящий большой ущерб производству.
Качество ремонта зависит от многих факторов, начиная от уровня проектно-конструкторских и технологических процессов, до отдельных операций, выполняемых на рабочих местах; от соблюдения исполнителями технологической дисциплины, организации и культуры производства, от строгого соблюдения стандартов на всех стадиях производства.
Технологическая дисциплина состоит в том, чтобы каждым исполнителем точно соблюдались установленные в руководящих документах операции и их последовательность, заданные в чертежах размеры, режимы обработки и другие условия.
Чертежи и технологические документы, используемые при ремонте трансформаторов, содержат графические и текстовые материалы, определяющие конструкцию и технологический процесс разборочно-сборочных и восстановительных работ. Их разрабатывают на основе новейших государственных и отраслевых стандартов, стандартов предприятия, а также других руководящих технических материалов.
Стандарт в широком смысле — это эталон, принимаемый за исходный для сопоставления с ним других объектов. Стандарты, являющиеся нормативно-техническими документами, в зависимости от сферы действия и области применения устанавливают: нормы, правила, требования, технологические процессы, методы и средства поверки, испытаний и измерений, термины и определения, показатели качества продукции, маркировку, транспортировку, хранение продукции и многие нормативы, с которыми сравнивают фактически получаемые показатели в производстве.
Стандарты подразделяют на государственные, отраслевые, республиканские и стандарты предприятий.
Государственные стандарты (ГОСТы) устанавливают на важнейшие виды крупносерийной и массовой продукции. Их разрабатывает Государственный комитет по стандартам и пересматривает каждые 5 лет.

Отраслевые стандарты (ОСТ) устанавливают на типы, виды и марки продукции, не относящиеся к объектам государственной стандартизации (например, на изделия серийного и мелкосерийного производства ограниченного применения). Они обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли и других отраслей, применяющих или употребляющих продукцию этой отрасли.

Стандарты предприятий (СТП) устанавливают на отдельные части изделий и другие объекты, используемые только на данном предприятии.

Стандарты играют важнейшую роль в системе управления качеством: сосредоточивают усилия всего коллектива (от рабочего до руководителя подразделения), чтобы технический уровень и высокое качество выпускаемого изделия (в нашем случае трансформатора после ремонта) стали повседневным делом каждого, позволяют рационально использовать материальные и трудовые ресурсы, изыскивать внутренние резервы, постоянно повышать профессиональное мастерство, технический и культурный уровень исполнителей. Показатели, заложенные в стандартах, дают возможность правильно оценивать и стимулировать вклад каждого работника в общее дело.
Существуют стандарты контроля качества и соблюдения технологической дисциплины. В ходе контроля проверяют: соответствие изделий установленным требованиям; соответствие оборудования, инструмента, производственной оснастки установленной технологии, состояние рабочих мест, организацию складирования заготовок и готовой продукции, условия безопасности труда, а также соблюдение чертежей, операционных и технологических карт, стандартов и технологических инструкций.
Основными технологическими документами, используемыми при ремонте трансформаторов, являются: технологические инструкции; маршрутные карты; карты технологического процесса; операционные карты и некоторые другие. Формы и содержание их установлены ГОСТами на единую технологическую и конструкторскую документацию.
Технологические инструкции содержат описание приемов и процессов; правила эксплуатации применяемых оборудования, приспособлений, механизмов и других средств оснащения.
Маршрутная карта содержит описание технологического процесса (включая контроль и перемещения) по всем операциям различных видов работ в технологической последовательности с указанием данных об оборудовании, оснастке, материальных и трудовых нормативах в соответствии с установленными формами.
Карта технологического процесса содержит описание технологического процесса ремонта или изготовления изделия (включая контроль и перемещения) по всем операциям одного вида работ, выполняемым в одном цехе   (мастерской) в технологической последовательности, с указанием данных о средствах технологического оснащения, материальных и трудовых нормативов.
Операционная карта содержит описание технологической операции с указанием переходов и средств оснащения.
Высокое качество ремонта достигается внедрением комплексной системы управления качеством, основанной на стандартах предприятия, которые разрабатывают в соответствии с государственными и отраслевыми стандартами.
Совершенствование организации труда и контроля качества достигается внедрением научной организации труда (НОТ) — наиболее эффективного в технико-экономическом, социальном и психологическом отношениях совмещения деятельности людей и техники в едином производственном процессе на основе достижений науки и передовой практики. Непосредственным контролером качества при ремонте трансформаторов в ремонтных цехах является контролер отдела (службы) технического контроля, при индивидуальном ремонте в условиях эксплуатации выездной бригадой — мастером.