Стартовая >> Оборудование >> Трансформаторы >> Практика >> Подготовительные работы при ремонте магнитопроводов

Подготовительные работы при ремонте магнитопроводов

Повертывание (кантовку) магнитопровода мощного силового трансформатора из вертикального положения в горизонтальное, а также из горизонтального в вертикальное производят на специальном кантователе. Кантователь имеет форму саней, поэтому его часто называют санями. На рис. 1 показан магнитопровод, установленный на кантователе, а на рис. 2 — схема кантовки.
Для единичного ремонта магнитопровода мощного трансформатора изготовление кантователя нецелесообразно, так как он представляет собой громоздкую и дорогостоящую конструкцию. Обычно ремонтные предприятия имеют один мощный кантователь, который перевозят по железной дороге к месту ремонта.
Магнитопровод силового трансформатора
Рис. 1.Магнитопровод, установленный на кантователе:
1 — кантователь (сани), 2 — оправка для подъема магнитопровода, 3 — магнитопровод, 4 — деревянный, брус, 5 — упор, 6 — раскос (опорные брусья), 7 — трос
При отсутствии специального контователя магнитопровод жестко стягивают швеллерами или двутавровыми балками так, чтобы в процессе кантовки в нем не возникали прогибы стержней, искривления, перекосы и другие деформации. Примерная схема такой стяжки показана на рис. Для придания дополнительной жесткости когда продольные стягивающие швеллеры 3 временно приваривают к ярмовым балкам 4 магнитопровода. Опорные поперечные и продольные швеллеры 2 и 3, опорные брусья 5 и другие детали размещают так, чтобы они не загораживали гайки стяжных шпилек и позволяли пользоваться торцовым гаечным ключом.
Площадка, подготовленная для сборки магнитопровода, должна быть ровной и отнивелированной. Размеры балок жесткости и порядок их размещения по контуру остова магнитопровода указывают в чертеже технического проекта на ремонт трансформатора.

Схема стяжки магнитопровода силового трансформатора
Рис. 3. Схема стяжки магнитопровода балками или швеллерами:
1 — стержень магнитопровода, 2 — поперечный установочный швеллер, 3 — продольные швеллеры, 4 — ярмовые балки, 5— деревянные опорные брусья, 6 — строп, 7 — деревянный брус или отрезок стальной трубы
Схема кантовки магнитопровода
Рис. 2. Схема кантовки магнитопровода:
1 — кантователь, 2— строп, 3 — магнитопровод, 4 — деревянные брусья, 5  — упор

Схема стяжки бесшпилечного магнитопровод
Рис. 4. Схема стяжки бесшпилечного магнитопровода:

  1. — стержень магнитопровода,
  2. — бандажи, 3— стальная рама, стальная пластина, 5 — косынки, 6 — деревянный опорный брус

 

На рис. 4 изображена схема стяжки бесшпилечного магнитопровода. Она отличается от схемы, показанной на рис. 3, тем, что на продольных швеллерах дополнительно приварены стальные пластины 4 в виде гребенки. Расстояние между пластиками выбирают с таким расчетом, чтобы бандажи 2 на стержнях. 1 магнитопровода размещались между ними, а после перешихтовки можно было установить струбцины для начальной прессовки и постоянные бандажи. В гребенке иногда предусматривают пазы, имеющие форму и размеры одного или двух первых пакетов стержней, чтобы начальные позиции пластин, частично углубленные в пазы, фиксировали необходимое их положение.
Кантовку магнитопровода из вертикального положения в горизонтальное, а также из горизонтального в вертикальное производят путем зачаливания тросов за ярмовые балки или оправки, вставленные в специальные отверстия на их концах. Во избежание деформации магнитопровода кантовку производят крайне осторожно, плавно, без рывков, путем подъема (или опускания) магнитопровода и одновременного передвижения тележки мостового крана.
Наиболее удобным грузоподъемным механизмом для кантовки магнитопровода служит мостовой кран, оснащенный двумя крюками, рассчитанный на одновременное перемещение груза в вертикальном и горизонтальном направлениях. Кантовка магнитопровода таким краном осуществляется сравнительно просто. Магнитопровод, предварительно скрепленный для жесткости балками (см. рис. 2 и 3), поднимают на высоту 5—10 см от пола.
С помощью большого крюка совершают основной подъем (или опускание), малым же крюком устанавливают необходимый наклон магнитопровода и в дальнейшем лишь регулируют его положение в пространстве, необходимое для поворота. Таким же согласованным движением крюков плавно поворачивают магнитопровод, установленный на специальном кантователе.
На рис. 2 показаны отдельные моменты при повертывании магнитопровода из горизонтального положения в вертикальное на специальном кантователе. Рассматривая схему справа налево, получим те же промежуточные моменты кантовки магнитопровода из вертикального положения в горизонтальное.
Схема кантовки магнитопровода на стальном листе
Рис. 5. Схема кантовки магнитопровода на стальном листе: 1 — магнитопровод, 2 — балки жесткости, 3 — деревянный настил из шпал, 4 — стальной лист толщиной 10—16 мм, 5 — катки (отрезки труб)

 

Для повертывания магнитопровода 3 в горизонтальное положение подготавливают кантователь 1 (см.  рис. 1 и 2). Для этого его устанавливают на пол короткими полозьями и закрепляю  упорами 5. Затем на короткие полозья выкладываю  деревянные брусья 4, на которых устанавливают магнитопровод. Верхнюю часть магнитопровода привязывают к кантователю тросами, убирают упоры и двумя крюками мостового крана приподнимают кантователь с мапнитопроводом на 5—10 см от пола, одновременно несколько наклоняя  в сторону кантовки. Затем производят плавное повертывание кантователя в горизонтальное положение, натягивая и ослабляя соответствующие стропы и постепенно увеличивая угол наклона. После этого укладывают кантователь длинными полозьями на заранее подготовленную площадку, снимают стропы и приступают к разборке магнитопровода.
При подъеме магнитопровода мостовым краном с помощью одного крюка или лебедки, закрепленной в одной точке, операция кантовки усложняется. В данном случае кантователь или магнитопровод, скрепленный балками, обычно стропят за верхнюю часть. Если кантовка производится без отрыва приспособления с магнитопроводом от пола, то при определенном угле наклона центр тяжести магнитопровода относительно точек закрепления строп резко смещается и возникает опасный опрокидывающий момент. Во избежание возникновения резкого рывка, например в момент перехода магнитопровода из наклонного положения в вертикальное, нижнюю его часть дополнительно оттягивают с помощь  лебедки, полиспаста или тали.
В некоторых случаях для обеспечения плавности кантовки усложняют конструкцию приспособления, предусматривая поворотные цапфы на кантователе или на крепежных балках. Во избежание несчастных случаев или деформации магнитопровода выбор того или иного варианта кантовки должен быть тщательно продуман.
Иногда при единичных ремонтах, кроме того, применяют толстый стальной лист 4 (рис. 5), под который подкладывают катки 5 (отрезки стальных труб). Магнитопровод 1У опираясь своей нижней частью на стальной лист, катится по полу к точке под крюком. При такой кантовке частично смягчается рывок при опрокидывающем моменте.
Грузоподъемные механизмы, (подвешенные в одной неподвижной точке, усложняют ремонт трансформатора и создают большие неудобства при ремонте магнитопровода. Разборка и сборка магнитопровода с учетом всех промежуточных работ может занять от 10 до 30 дней и более в зависимости от его габарита и объема ремонта.
Для освобождения места под лебедкой магнитопровод укладывают в горизонтальное положение на специальный передвижной стеллаж-тележку и откатывают в сторону от лебедки, а после окончания сборки вновь подкатывают под крюк для кантовки в вертикальное положение.
Медная подбойка
Рис. 6. Медная подбойка:
1 — ручка, 2 — медная пластина, 3 — заклепка

Для устройства тележки можно использовать катки от бака трансформатора. Такая тележка   на рельсы, при кантовках магнитопровода играет ту же роль, что и  стальной лист на катках.
Капитальные ремонты магнитопроводов силовых трансформаторов, как правило, производят по заранее подготовленным техническим проектам, в которых отражена технология ремонта магнитопровода, включая операции по его кантовке. К техническому проекту должны быть приложены подробные чертежи всех необходимых приспособлений. До начала работ по перешихтовке магнитопровода необходимо заранее:
подготовить ремонтную площадку для разборки и сборки магнитопровода с передвижными подъемными средствами или тележками типа электрокар;
подготовить комплект гаечный ключей;
изготовить некоторые специальные инструменты и несложные приспособления — три-четыре медные подбойки (рис. 6) для выравнивания пластин стали в процессе шихтовки, комплект стяжных шпилек для временной стяжки стержней и ярм (эти шпильки изготовляют пр заводскому образцу с припуском по длине, 200— 250 мм);
изготовить четыре-пять переносных стеллажей в виде ящиков для укладки пластин активной стали при расшихтовке, а также для транспортировки их на участки очистки от старой изоляции и лакировки.
Для контроля совпадения отверстий в пластинах стали при шихтовке магнитопровода шпилечной конструкции изготовляют специальные стальные контрольные оправки. Количество оправок должно быть таким, чтобы каждая пластина надевалась не менее чем на 2—3 оправки. Оправки должны быть приблизительно в 1,5 раза длиннее стяжных шпилек, а их диаметр на 0,5—1 мм меньше диаметра отверстий в пластинах стали. Для удобства надевания- пластин концы оправок затачивают на конус на длине 45—50 мм.
До начала ремонта снимают эскизы с магнитопровода, указывая его точные размеры, расположение и толщину пакетов, расположение заземлений и прокладок масляных каналов, расположение и размеры всех изоляционных прокладок и вспомогательных деталей. Измеряют величины зазоров в стыках между пластинами активной стали в заводском исполнении. Все эскизы и результаты измерений заносят в ведомость ремонта (ремонтную карту).
Как известно, магнитопроводы трансформаторов бывают двух-, трех-, четырех- и пятистержневыми. Профиль полок ярмовых балок может быть разнообразный, например, прямой с уступами, имеющими закругленные или трапецеидальные очертания, и др. Кроме того, на ярмовых балках имеются косынки, планки и другие детали. Все это усложняет конфигурацию остова магнитопровода, что учитывают при выборе конструкций крепления магнитопровода на кантователе или в раме из балок.
Грузоподъемные механизмы выбирают, исходя из массы магнитопровода и его деталей, которую определяют по чертежу или специальным таблицам.

 
« Подготовительные работы при изготовлении обмоток силовых трансформаторов   Подготовительные работы при ремонте мощных силовых трансформаторов »
электрические сети