Перекатка трансформатора

Оглавление
Перекатка трансформатора
Каретки

Трансформаторы мощностью 1000 кВ-А на классы напряжения 6—35 кВ должны снабжаться переставными катками для продольного и поперечного передвижения (ГОСТ 11677-75). Катки предназначены только для перекатывания трансформатора при установке его на фундамент. Трансформаторы небольшой мощности перекатывают на катках обычно на небольшие расстояния и на них же устанавливают его на фундамент. Трансформаторы больших мощностей перекатывают по рельсовому пути. От этого пути к фундаменту проложены поперечные рельсы. Трансформатор по основному рельсовому пути перекатывают до поперечных рельсов и поднимают его домкратами. Затем поворачивают на угол 90° катки или поворотные каретки и устанавливают трансформатор на поперечные рельсы. По ним трансформатор закатывают на фундамент.

Двухполосная колея для гладких катков
Рис. 1. Серьга для тяги трансформатора.
1  — серьга; 2 — дно трансформатора; 3— стенка трансформатора.
Рис. 2. Двухполосная колея для гладких катков (а) и катков с ребордой (б).

Если уровень фундамента выше уровня основного пути, то для доставки трансформатора к рельсам фундамента применяют специальный транспортер, на который предварительно краном устанавливают трансформатор. После того как трансформатор на транспортере доставили к фундаменту, его скатывают с транспортера на рельсы фундамента и устанавливают на месте.
Передвижение трансформатора по рельсам производят плавно, без рывков со скоростью не более 3 м/мин с помощью ручной или электрической лебедки или трактора и палиспастов. Направление тягового усилия при перекатке должно совпадать с направлением перемещения. Тяговое усилие передается через тросы, закрепленные за специальные приспособления на баке (рис. 1).
Параметры приспособления и его выбор даны в табл. 1.
Таблица 1

Параметр

Полная масса трансформатора, т

до 9

9-36

36-81

81 — 144

144—200

Тяговое усилие Р, кН      

36

144

324

576

728

Диаметр прутка, мм         

16

24

40

45

50

Длина прутка, мм  

104

165

-235

305

355

Катет шва К, мм     

6

8

12

16

16

Длина сварного шва, мм

30

80

110

150

185

Радиус серьги, мм

25

30

50

60

65

Масса серьги, кг    

0,364

1,4

5,62

9,1

11,72

Катки позволяют перекатывать трансформатор как в направлении большой оси бака (продольное передвижение), так и перпендикулярно большой оси (поперечное передвижение). Это зависит от того, как катки установлены. Если трансформатор перекатывают по рельсам, то применяют катки с ребордой, а если по заделанным в фундамент швеллерам или двутавровым балкам, — гладкие катки. Для трансформаторов массой менее 200 т ГОСТ 11677-75 устанавливает ширину колеи для катков с ребордой (рис. 2, размер Б) 1524; 2000; 2500 и 3000 мм и расстояние между средними линиями гладких катков (рис. 61, размер А) 550; 660; 820; 1070 и 1594мм. Выбор этих расстояний между катками устанавливается в зависимости от мощности трансформаторов. Для трансформаторов массой 200 т и более стандартом установлена ширина колеи 1524 мм для продольного передвижения и 1524 и 2000 мм для поперечного. Под трансформаторами с массой 200 т и более устанавливают обычно более четырех кареток, а поперечные пути имеют три и более ниток рельсов. Поэтому размеры 1524 и 2000 мм при поперечном передвижении относятся к расстояниям между катками двух ближайших пар кареток (рис. 3).
Указанные размеры обеспечивают устойчивость трансформатора при передвижении, если правильно выбрана база (расстояние между осями катков). База должна составлять не менее 1/3 высоты трансформатора, считая от нижней точки катка до крышки бака.

Катки.

Размеры катков (диаметр но поверхности катания, длина ступицы и диаметр оси) определяют расчетным путем исходя из нагрузки на каток от массы трансформатора, деленной на число катков, применяемых для перекатки трансформатора.

колеи для катков
Рис. 3. Трех- и четырехполосная колеи для катков с ребордой. а — при грузоподъемности каретки 200—255 т; б — то же 255—300 т.

При грузоподъемности до 10 т применяют литые чугунные катки, изготовленные из чугуна марки СЧ18-36. Чугунные катки изготовляют диаметром 100; 120; 150; 220 и 300 мм, причем катки диаметров 220 и 300 мм изготовляют как гладкими, так и с ребордой. Чугунные катки не имеют втулки в отверстии для оси. Ось вставляется непосредственно в отверстие. Концы оси катков диаметром до 150 мм вставляются в отверстия в швеллерах, приваренных к дну бака. Ось удерживается от смещения вдоль своей оси шплинтами и может вращаться в отверстиях в швеллерах. Оси таких катков не смазывают.

Катки
Рис. 4. Катки.
а — гладкие; б — с ребордой.

При грузоподъемности одного катка более 10 т применяют катки из стали 55Л-1 по ГОСТ 977-65. При такой грузоподъемности чугунные катки имели бы неоправданно большие размеры. Катки выполняют с диаметрами по поверхности катания, равными 250; 300; 350 и 400 мм. Каток диаметром 400 мм рассчитан на грузоподъемность 28 т. На рис. 63 и в табл. 20 даны размеры и грузоподъемности катков.
В отверстиях стальных катков путем наплавки бронзы марки БРКМЦЗ-1 ГОСТ 5222-72 толщиной 1,5—2 мм делается втулка. Во втулке выполняется винтовая выточка для смазки. Смазка поступает через отверстие, просверленное в оси.
Таблица 2


Материал катка

Грузоподъемность. т

Размеры, мм (рис. 4)

Масса
катка, кг

 

 

D

 

 

 

Чугун

0,7

26

100

 

42

35

           

1,3

1,8

34

120

56

50

2,7

3,0

45

150

65

55

5,2

0,0

55

220

95

85

14,0

10,0

75

300

120

110

41,0

6,0

55

220

260

95

85

18

15,5

10,0

75

300

340

120

110

18

45,0

Сталь

12,0

75

250

           

110

100

 

29,6

18,0

100

300

125

115

53,0

22,0

115

350

•—

145

135

83,7

28,0

115

400

165

145

113,0

12,0

75

250

285

110

110

23

34,8

18,0

100

300

335

145

135

23

56,7

22,0

115

350

385

165

145

23

87,3

28,0

115

400

435

165

145

23

116,0

18,0

100

300

350

145

135

40*

76,5

22,0

115

350

400

165

145

40*

108,5

28,0

115

400

450

165

145

40*

145,5

*Звездочкой отмечены катки с усиленной ребордой.

Катки с усиленной ребордой применяют в том случае, если на подстанции, где будет установлен трансформатор, продольные (основные) и поперечные рельсы находятся на одном уровне. Тогда после установки трансформатора на поперечные рельсы при его перекатке через продольные рельсы реборда катка поднимается на уровень продольного рельса и перекатывается через него. Усиленная реборда имеет ширину 40 мм вместо 18—23 мм у катков с нормальной ребордой. Если уровень поперечных рельсов выше уровня продольных, то применяют катки с нормальной ребордой.
Чугунные катки диаметром 220 и 300 мм и все остальные катки имеют неподвижные оси.

Крепление катков.

 

установка главного катка
1 — дно трансформатора; г — стенка; 3 — швеллер; 4 — каток; 5 — П-образная скоба; 6 —  ось катка; 7 — шплинт; 8 — болт.

У трансформаторов мощностью 25 и 40 кВ-А к дну бака приваривают пластины, а у трансформаторов мощностью 63 и 100 кВ-А — (рис. 5) швеллеры. К пластинам или швеллерам крепят чугунные катки без реборды. Узел крепления состоит из П-образной скобы 5 и оси 6 катка, концы которой входят в отверстие скобы и закрепляются с двух сторон шплинтами 7. Верхняя часть скобы имеет отверстие с резьбой, в которое ввертывается болт 8, крепящий весь узел к швеллеру. Такое крепление позволяет переставлять катки для передвижения трансформатора как вдоль, так и поперек главной оси.

Тележки.

Для трансформаторов мощностью 180—630 кВ-А на напряжения до 35 кВ, а также мощностью 1000—2500 кВ-А на напряжения до 20 кВ к дну бака должны быть приварены тележки с гладкими катками. Конструкция тележки должна допускать перестановку катков для продольного и поперечного передвижения.
При этом расстояния между средними линиями катков должны оставаться постоянными.
Катки, применяемые в тележке, закрепляются между швеллерами. Обычно четыре катка закреплены в двух парах приваренных к дну швеллеров между их вертикальными стенками.

При поперечном передвижении трансформатора ось катка вставляется в отверстия в швеллерах, а при продольном передвижении ось вставляется в отверстия вертикальных пластин, приваренных Между швеллерами (рис. 6).

 

Крепление катка в швеллерах тележки
Рис. 6. Крепление катка в швеллерах тележки. I — швеллер; 2 — ось катка;
— ограничительные втулки; 4 — пластина; 5 — каток; 6 — дно бака; 7 — стенка.

В швеллерах делают отверстия для закрепления троса, при помощи которого передвигают трансформатор. Приваренные швеллеры помимо своей основной задачи — крепления катков — выполняют и дополнительную  -— усиливают дно бака трансформатора и позволяют уменьшить его толщину.



 
« Перекатка и установка трансформаторов на фундамент   Переключающие устройства трансформаторов для регулирования напряжения без возбуждения »
электрические сети