Трансформаторы на класс напряжения 35 кВ и выше мощностью 2500 кВ-А и более снабжаются катками, укрепленными на поворотных каретках, позволяющих осуществлять продольное и поперечное передвижение. Трансформаторы на класс напряжения 35 кВ мощностью 2500 кВ-А снабжаются гладкими катками, а мощностью 4000—6300 кВ -А — гладкими или, по требованию заказчика, катками с ребордой. Трансформаторы мощностью 10 000—80 000 кВ-А на классы напряжения 35 кВ, 110 кВ и выше снабжаются катками с ребордой.
Каретки изготовляются однокатковыми и двухкатковыми (рис. 7 и 8 и табл. 3 и 4 соответственно). Однокатковые каретки рассчитаны на грузоподъемность 12, 18 и 22 т, а двухкатковые — 24, 36, 44 и 56 т. Необходимую для трансформатора каретку выбирают из расчета полной массы трансформатора, деленной на число кареток.
Рис. 7. Однокатковая каретка.
1 — опорная пластина; 2 — каток; 3 — ось катка; 4 — упорная пластина; 5 — направляющий шип; 6 — опорный шип.
Рис. 8. Двухкатковая каретка.
1 — опорная пластина (балансир); 2— каток; 3— ось; 4 — упорные щеки; 5 — направляющий шип; 6 — опорный шип; 7 — запорная пластина.
Таблица 3
Грузоподъемность однокатковой каретки, т | Размеры, мм (рис. 7) | Масса, кг | |||||||||
А | в | D | Di | Н | м | di | h | ft. | b | ||
12 | 260 | 340 | 250 | 285 | 295 | 7 | 75 | 55 | 170 | 77 | 66,1 |
18 | 330 | 410 | 300 | 350 | 350 | 7,5 | 100 | 55 | 200 | 95 | 118 |
22 | 390 | 470 | 350 | 400 | 405 | 12,5 | 115 | 75 | 230 | 105 | 167,5 |
У трансформаторов указанных мощностей активная часть обычно смещена относительно середины бака и сам бак может быть несимметричным. Поэтому центр тяжести трансформатора обычно не совпадает с точкой пересечения осей бака. Следовательно, если установить каретки симметрично относительно дна бака, то они могут нагружаться неравномерно, т. е. максимальная нагрузка на каретку может превосходить полной массы трансформатора. Следует устанавливать каретки по возможности симметрично по отношению к центру тяжести трансформатора и несимметрично относительно осей дна.
Таблица 4
Грузоподъемность двухкатковой каретки, т | Размеры, мм (рис. 8) | ||||||
А | А, | А, | D | D1 | L | h | |
24 | 360 | 320 | 242 | 250 | 285 | 645 | 400 |
36 | 420 | 360 | 242 | 300 | 350 | 770 | 450 |
44 | 480 | 400 | 274 | 350 | 400 | 880 | 500 |
56 | 530 | 440 | 274 | 400 | 450 | 980 | 550 |
Грузоподъемность двухкатковой каретки, т | Размеры, мм (рис. 9) | Масса, кг | |||||
М | h | b | dx | d, | h | ||
24 | 7 | 298 | 77 | 75 | 30 | 82,5 | 110,5 |
36 | 7,5 | 357 | 95 | 100 | 30 | 101 | 206,8 |
44 | 12,5 | 406 | 105 | 115 | 38 | 110,5 | 284,4 |
56 | 12,5 | 455 | 105 | 115 | 38 | 135 | 364,6 |
Основанием каретки служит жесткий каркас, сваренный из пластин. Боковые пластины имеют отверстия, в которые входят концы осей катков. Сами концы осей имеют канавки, в которые вставляются стопорные пластины, закрепляемые двумя болтами на боковых пластинах каретки. Таким образом, ось становится неподвижной, а вращается только каток. Верхняя пластина имеет четыре направляющих бобышки, в центре пластины направляющий шкворень и четыре отверстия под болты для крепления каретки к трансформатору.
Установку кареток осуществляют следующим образом. К балкам на дне бака приваривается специальная плита. Под эту плиту заводят каретку. При этом трансформатор приподнимают на домкратах. Шкворень каретки должен попасть в прорезь плиты. Каретку двигают до тех пор, пока шкворень не упрется в конец прорези, а направляющие бобышки не войдут в отверстия плиты. После этого каретку закрепляют двумя болтами. Чтобы изменить направление катания, необходимо отвернуть эти болты, опустить немного каретку, чтобы направляющие бобышки вышли из отверстия плиты, повернуть каретку на шкворне, вставить бобышки в отверстия и закрепить каретку болтами.
Двухкатковая каретка представляет собой балансировочную опорную пластину, к которой приварены две жесткие щеки, на которых крепятся оси катков. Катки на балансировочной пластине не закреплены, направляющий шип вставляется в центральное отверстие пластины, приваренной к усиливающим балкам жесткости дна бака трансформатора. Кроме того, на балансировочной пластине установлены два опорных шипа, входящих в соответствующие отверстия пластины. От выпадания из зацепления каретку предохраняет специальная запорная пластина.