Стартовая >> Оборудование >> Трансформаторы >> Практика >> Автоматическое управление системой охлаждения силового трансформатора

Автоматическое управление системой охлаждения силового трансформатора

Управление работой системы охлаждения осуществляется автоматически. Охлаждающие устройства в системах охлаждения мощных трансформаторов разбиты на несколько групп, которые последовательно включаются в работу в зависимости от изменения условий работы трансформаторов. Электрическая схема управления системой охлаждения типа ДЦ должна обеспечивать: 1. Автоматическое включение основной группы охлаждающих устройств одновременно с включением трансформатора на номинальное напряжение в режиме холостого хода. 2. Автоматическое включение первой дополнительной группы при повышении нагрузки трансформатора свыше 40% номинальной. 3. Автоматическое включение второй дополнительной группы при повышении нагрузки трансформатора свыше 75% номинальной. 4. Автоматическое отключение охлаждающих устройств при указанном выше изменении нагрузки и отключении трансформатора. 5. Автоматическое включение резервного охладителя вместо вышедшего из строя в результате аварии рабочего. 6. Автоматическое включение резервного питания при недопустимом снижении или исчезновении напряжения в основной питающей цепи, а также обратное переключение в основную цепь при восстановлении в ней допустимого напряжения. 7. Возможность ручного управления каждым охладителем. 8. Сигнализацию на щит управления о прекращении работы системы охлаждения, о включении в работу резервного охладителя, о включении резервного питания. 9. Защиту электродвигателей от токов короткого замыкания, перегрузок и работы на двух фазах. Применяемая в электрической схеме аппаратура приведена ниже:

Наименование

Тип

Назначение

Магнитный нереверсивный пускатель

ПАЕ-ЗП

Для включения и отключения основного и резервного ввода питания, электродвигателей маслонасосов и вентиляторов
Выключатель автоматический

А3124

Для защиты электродвигателей от перегрузок
Универсальный переключатель

УП5312-С71

Для автоматического и местного управления охлаждающими устройствами
Реле промежуточное

РП-252

Для коммутации в цепях управления
Пакетный выключатель

ПВМ2-25

Для включения нагревателей
Выключатель путевой

ВПК-2110

Для включения и отключения освещения шкафа
Реле времени

ЭВ-142

Для включения электродвигателей охлаждающих устройств с выдержкой времени
Аппаратуру схемы управления системой охлаждения помещают в шкафах управления. В шкафу кроме аппаратуры установлены кабельные муфты и сальники для ввода силовых и контрольных кабелей, клеммные сборки для подсоединения кабелей, осветительная лампа и нагреватели, предназначенные для поддержания температуры, требуемой для нормальной работы аппаратуры. Нагреватели включают при температуре окружающего воздуха — 25°С автоматически с помощью термодатчика либо вручную. Заводами выпускаются несколько типоисполнений шкафов управления типа ШАОТ-ДЦ: - основной шкаф для одного резервного охладителя, двух охладителей основной группы и одного охладителя дополнительной группы; - основной шкаф для одного резервного охладителя, одного охладителя основной группы и одного охладителя дополнительной группы; - дополнительные шкафы соответственно для двух, трех и четырех рабочих охладителей. Систему охлаждения мощного силового трансформатора комплектуют одним или несколькими шкафами, обеспечивающими заданный режим работы. На рисунке 1 показана принципиальная схема управления работой охлаждающих устройств системы охлаждения типа ДЦ. Силовые цепи электродвигателей насосов и вентиляторов питаются от сети трехфазного переменного тока напряжением 220 или 380 В; цепи управления и сигнализации питаются от сети однофазного переменного и постоянного тока напряжением 220 В. схема управления системой охлаждения типа ДЦ 1Qa, 1Qb, 1Qc — контакты выключателей трансформатора; К20 — промежуточное реле включения рабочего и резервного вводов питания; S1F—S8F, S30F, S31F — автоматические выключатели; K2S — реле времени; K11, К12— магнитные нереверсивные пускатели рабочего и резервного вводов питания; К1—К4 — магнитные нереверсивные пускатели охлаждающих устройств; l—IV — охлаждающие устройства соответственно: резервного охладителя, рабочего охладителя, рабочего охладителя первой дополнительной группы и рабочего охладителя второй дополнительной группы; S1—S4, S21 — универсальные переключатели; К21-К26 — реле промежуточные; H1 — лампа сигнальная; К31, К32 — контакты реле тока; E1, Е2 — контакты термосигнализатора Рисунок 1 - Принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа ДЦ Для автоматического управления универсальные переключатели устанавливают в положение «Автоматическое», а автоматические выключатели в положение «Включено». При включении трансформатора в сеть размыкаются вспомогательные контакты выключателей трансформатора и обесточивают катушку промежуточного реле К20. Контакты этого реле замыкаются, что приводит к включению охлаждающих устройств основной группы. При повышении нагрузки трансформаторов свыше 40% номинальной закрываются контакты токового реле К32 в цепи управления выключателей трансформатора. Это приводит к срабатыванию реле К22, которое закрывает свои контакты в цепи управления охлаждающих устройств первой дополнительной группы. Охлаждающие устройства включаются в работу. При повышении нагрузки трансформаторов более 75% номинальной закрываются контакты токового реле К31 в цепи управления выключателей трансформатора. Это приводит к включению охлаждающих устройств второй дополнительной группы. Отключение охлаждающих устройств происходит аналогично. При выходе из строя одного из рабочих охлаждающих устройств замыкаются контакты пускового реле этого устройства в цепи управления резервного охлаждающего устройства, которое с выдержкой времени включается в работу. Резервное охлаждающее устройство включается в работу также при повышении темпера: туры масла в трансформаторе выше допустимых значений. Для этого в схему управления выключателями трансформатора введены контакты термосигнализаторов, контролирующих температуру масла. При срабатывании контактов термосигнализатора происходит включение или отключение промежуточного реле, имеющего контакты в цепи управления резервным охлаждающим устройством. При снижении напряжения в рабочем вводе питания ниже 85% номинального или при полном его исчезновении отключается магнитный пускатель рабочего ввода, который замыкает свои контакты в цепи магнитного пускателя резервного ввода. Магнитный пускатель резервного ввода включает резервное питание. При падении напряжения до 85% номинального в рабочем и резервном вводах питания произойдет возврат реле минимального напряжения. Своим замыкающим контактом в цепи сигнализации реле дает сигнал о падении напряжения. Ручное управление каждым охлаждающим устройством осуществляется установкой универсального переключателя в схеме его управления в положение «Местное». Защита электродвигателей насосов и вентиляторов осуществляется автоматическими выключателями. Электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц должна обеспечивать: 1. Автоматическое включение всех рабочих электронасосов при подаче напряжения на трансформатор, если температура верхних слоев масла в баке равна или превышает 15°С. 2. Автоматическое отключение всех рабочих электронасосов при снятии напряжения с трансформатора или при снижении температуры верхних слоев масла в баке трансформатора ниже +15°С, но только после закрытия моторных задвижек подачи воды. 3. Автоматическое включение пускового электронасоса при подаче напряжения на трансформатор, если температура слоев масла в баке трансформатора ниже 15°С. 4. Автоматическое отключение пускового насоса при снятии напряжения с трансформатора или при включении в работу рабочих электронасосов. 5. Автоматическое включение резервного питания при недопустимом снижении или исчезновении напряжения в основной цепи, а также обратное переключение на основную цепь при восстановлении в ней допустимого напряжения. 6. Автоматическое включение резервного маслонасоса вместо аварийно отключенного рабочего. 7. Сигнализацию о включении и отключении пускового электронасоса, о включении и отключении каждого рабочего электронасоса, о включении резервного электронасоса вместо вышедшего из строя рабочего, о прекращении работы всех рабочих электронасосов, о включении резервного источника питания. 8. Сигнализацию о закрывании и открывании автоматических задвижек на линии подачи воды в маслоохладители. 9. Автоматическое включение циркуляции воды через маслоохладители только после включения рабочих электронасосов циркуляции масла. Автоматическое отключение циркуляции воды при снижении температуры масла ниже 15°С или при снятии напряжения с трансформатора. На рисунке 2 показана принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц. схема управления системой охлаждения схема управления системой охлаждения трансформатора 1Qa, 1Qb, 1Qc — контакты выключателей трансформатора; К20 — реле промежуточное для включения рабочего и резервного ввода питания; S1F—S3F, S30F, S31F — автоматические выключатели; K1, К2 — магнитные нереверсивные пускатели рабочего и резервного ввода питания; КЗ—К5 — магнитные нереверсивные пускатели управления электронасосом; I — пусковой (резервный) электронасос; II, III — рабочие электронасосы; S1—S3 — универсальные переключатели; К21, К22 — реле промежуточные; E1, Е2 — контакты термосигнализатора Рисунок 2 Принципиальная электрическая схема управления системой охлаждения типа Ц Для автоматического управления работой системы охлаждения автоматические выключатели необходимо установить в положение «Включено», а универсальные переключатели — в положение «Автоматическое». В случае включения трансформатора при температуре масла в нем ниже 15°С включается только пусковой насос, рабочие насосы не включаются благодаря наличию нормально открытых контактов пускового реле в их пусковой цепи. При повышении температуры масла более 15°С замыкаются контакты термосигнализатора, срабатывает пусковое реле, включаются пусковые .цепи рабочих маслонасосов и одновременно разрываются цепи питания пускового насоса. Одновременно с пусковым реле срабатывает реле открывания задвижек, которое с выдержкой времени включает электрическую цепь открытия задвижек по воде. При понижении температуры масла ниже 15°С вначале срабатывает электрическая цепь закрытия задвижек по воде, а затем цепь отключения рабочих охладителей и включения пускового насоса. Аппаратура управления работой системы охлаждения располагается в шкафах типа ШАОТ-Ц или ШАОТ-ЭЦ.
 
« Автоматический контроль напряжения на трансформаторах   Автотрансформаторы со встроенным регулированием напряжения »
электрические сети