Стартовая >> Статьи >> Сокращение объемов работ, выполняемых на высоте

Сокращение объемов работ, выполняемых на высоте

Ограничение работ на высоте и обеспечение их безопасности осуществляют проектные организации в разрабатываемой ими документации, а также строительно-монтажные организации в проектах производства работ.
Например, при проектировании освещения производственных помещений при отсутствии работающих кранов, а также технологического оборудования, мешающих спуску светильников во время их эксплуатации, применяют специальные спускные устройства. Такое устройство показано на рис. 1. Блок светильников с люминесцентными лампами с помощью роликов, троса и ручной лебедки может быть опущен из межферменного пространства для обслуживания до 1,5 м от уровня пола. При соответствующем экономическом обосновании могут быть запроектированы стационарные мостики для обслуживания светильников (рис. 2), подвесные мостики и т. д.

Спускное устройство для светильников
Рис. 1. Спускное устройство для светильников.
1  —  конструкция со светильниками; 2  —  ручная лебедка; 3  —  ролик; 4  —  трос.
Правильный выбор методов монтажа электрических сетей и электрооборудования, осуществляемый в проектах производства работ, также способствует сокращению объемов работ, например конвейерная сборка блоков покрытия производственных зданий при монтаже электротехнических устройств позволяет сократить затраты труда на высоте в 1,7 раза.
Установка светильников на мостике обслуживания
Рис. 2. Установка светильников на мостике обслуживания. а  —  рабочее положение; б  —  положение для обслуживания; 1  —   мостик; 2  —  перила мостика; 3 —  кронштейн; 4  —  коробка кронштейна; 5  —  провода питающей сети; 6  —  провода кронштейна; 7  —  светильник.
При этом способе металлоконструкции покрытия собираются в виде объемных блоков на нулевой отметке около строящегося здания. Конвейер состоит из специальных тележек, перемещающихся с блоками покрытий по рельсам. На стоянках конвейера в металлических конструкциях устанавливаются вентиляционные воздуховоды, технологические трубопроводы, узлы электротехнических устройств и т. д. На Камском автомобильном заводе размеры таких блоков в плане составляли 12X24 м, а их масса 35 т. После укомплектования блока различными конструкциями его масса увеличивалась до 60 т. В отдельные дни на каждом конвейере собиралось до 5 блоков, т.е. почти 1500 м2 полностью законченных кровельных покрытий корпусов завода.
Комплекс работ по монтажу электротехнических устройств в межферменном пространстве блоков покрытия при конвейерном способе выполняют в три этапа. При первом этапе производят подготовительные работы, в том числе разработку проекта производства работ, оборудование стоянки, а также заготовку блоков, узлов и конструкций в мастерских электромонтажных заготовок (МЭЗ). Во время второго этапа на конвейере выполняют электромонтажные работы. Все заключительные работы на высоте производят на третьем этапе, после установки блоков покрытия на проектную отметку.
Одна из стоянок конвейера (обычно предпоследняя) предназначена специально для монтажа оборудования и узлов электрических сетей. На ней оборудуют площадку и сборно-разборное помещение, в котором размещают транспортные рольганги, а также контейнеры и накопители с узлами и изделиями.
Существует три различных варианта размещения технологического оборудования на площадке стоянки. Унифицированное технологическое оснащение стоянок позволяет из одних и тех же элементов оборудования (передвижных помещений контейнерного типа, тельферов, рольгангов, верстаков и т. д.) создать любой из трех вариантов в зависимости от ориентации блоков покрытий.
Первый вариант размещения оборудования осуществляют при поперечной ориентировке блоков покрытия, электротехнические устройства устанавливают в блоках вдоль строительных ферм; второй вариант  —  при продольной ориентировке блоков покрытия, электротехнические устройства устанавливают продольно в блоках подстропильных ферм (рис. 3); третий вариант  —  при установке электротехнических устройств, по ограждениям мостиков обслуживания.
Из мастерской часть контейнеров с оборудованием, конструкциями и материалами, рассчитанными на 6 — 8 рабочих смен, поступает на накопитель склада, расположенного в этом же помещении.

Технологическая планировка площадки для производства электромонтажных работ
Рис. 3. Технологическая планировка площадки для производства электромонтажных работ при продольном расположении блоков покрытия на конвейере.
1  —   площадка; 2 — продольный рольганг подачи контейнеров в помещение: 3  — контейнеры с запасом изделий; 4  —  накопитель для магистрального шинопровода; 5  —  продольный рольганг подачи шинопроводов в блок покрытия; б  —  площадка-мостик; 7  —  продольный рольганг подачи шинопроводов на склад; 8  —  мостик светильника; 9  —  блок покрытия; 10  —  место для стоянки транспорта с контейнерами.

Монтажная готовность изделий, устанавливаемых в блоках покрытий, повышается в основном в мастерских. На технологических линиях МЭЗ изготавливают блоки кабельных конструкций, нестандартные изделия; укрупняют секции магистральных и осветительных шинопроводов; заготавливают провода и кабели, узлы тросовых проводок, проводок электроприводов фрамуг и т.д. Все изделия мастерских вместе с материалами комплектуют в контейнеры в количествах, необходимых для монтажа одного блока покрытий.
На стоянке в сборно-разборном помещении и на площадке сортируют материалы и узлы проводок и шинопроводов. До монтажа электрических конструкций в блок покрытия доставляют скомплектованные изделия для их крепления. Секции осветительных и магистральных шинопроводов соединяют в узлы длиной до 12 м, а затем перемещают первый узел на мостик обслуживания блока покрытия и присоединяют к нему второй, увеличивая их общую длину до 24 м. Аналогично укрупняют секции коробов, лотков, кабельных конструкций и т.д. Одновременно в блок покрытия перемещают кронштейны со светильниками, шкафы управления освещением и электроприводами фрамуг, элементы трубных и тросовых проводок.
На конвейере в межферменном пространстве блока покрытия устанавливают кронштейны для крепления узлов кабельных конструкций, опорные конструкции магистральных шинопроводов. На конструкциях закрепляют узлы шинопроводов и коробов длиной 24 м. На мостиках обслуживания и фермах устанавливают кронштейны со светильниками, шкафы управления, натягивают тросовые проводки, прокладывают трубные заготовки и т. д. После установки блоков покрытия на проектные отметки подгоночные секции шинопроводов соединяют и окончательно закрепляют. Концы коробов или лотков соединяют между собой, обеспечивая непрерывность цепи проводок. С помощью лебедки прокладывают пакеты проводов и кабелей в коробах, лотках, трубах. На ранее установленных светильниках закрепляют отражатели и пускорегулирующие устройства. Люминесцентные светильники устанавливают после подъема блоков покрытия.
Объем работ на высоте можно сократить, размещая грузоподъемные механизмы над перекрытиями промышленных зданий. На рис. 4 показана технология монтажа открытого шинопровода на подвесных конструкциях под перекрытием подстанции. Вместо строительства лесов под всей площадью электротехнического помещения, как это всегда делалось, подъем и крепление шинопровода выполняют через проемы с помощью двух лебедок, установленных над перекрытием.

Монтаж открытого шинопровода на подвесных конструкциях
Рис. 4. Монтаж открытого шинопровода на подвесных конструкциях под перекрытием подстанции.
Предварительно заготовленный узел шинопровода массой 2 т вместе с подвесными конструкциями поднимают к перекрытию и прикрепляют к закладным деталям. Крепление узла осуществляет звено электромонтажников, работающих на гидроподъемнике.
При монтаже цеховых троллеев на металлических подкрановых балках (до установки балок на колонны) объем работ на высоте значительно сокращается.
Монтаж троллейных линий выполняют в соответствии с проектом производства электромонтажных работ (ППР), который предусматривает на первой стадии работ полную комплектацию троллейной линии элементами: секциями троллейных шинопроводов или троллеями из профильной стали, подпиточными шинами, кронштейнами, светофорами, компенсаторами, вводными и отключающими устройствами, метизами и т. д. Кроме комплектовочных ведомостей ППР содержит указания по транспортировке всех изделий и материалов троллейной линии в зону монтажа.
Троллейные линии вместе с подпиточными шинами заготавливают на технологических линиях МЭЗ, при этом особое внимание уделяют правке профильного металла и шин. К троллеям приваривают детали для их крепления в шинодержателях, а также для стыковки секций между собой. Одновременно приваривают планки и пластины для питающих проводов. В МЭЗ выполняют окраску троллеев и кронштейнов. Транспортировку элементов троллейных линий осуществляют в специальных контейнерах, конструкция которых исключает деформацию троллеев и подпиточных шин.
При второй стадии работ монтаж кронштейнов для крепления троллеев на подкрановых балках выполняют на нулевой отметке до подъема и установки их на колонны.
Разметку мест крепления кронштейнов на подкрановой балке перед ее подъемом на проектную отметку выполняют с помощью металлической рулетки и шаблона (рис. 5). На балке наносят оси крепления и предварительно устанавливают кронштейны. Затем кронштейны сдвигают вдоль оси до упора шаблона и приваривают к балке. На кронштейны устанавливают секции троллейных шинопроводов или отрихтованные и окрашенные троллеи, подпиточные шины, выверяют их и приваривают к троллеедержателям. С одной стороны секции заканчивают стыковыми соединительными элементами, выходящими за пределы торца балки. Подъем подкрановых балок и установка их на колонны ведется под наблюдением электромонтажников. Дальнейшая стыковка секций троллеев, их присоединение к питающим проводам осуществляются с наземных подъемных средств, мостовых кранов и другого оборудования.
Технология монтажа троллейных линий на нулевой отметке исключает ряд операций, выполняемых на высоте с мостовых кранов, тележек или подъемников, на пример выверку и установку кронштейнов, секций троллейных шинопроводов, троллеев из профильной стали, подпиточных шин, светофоров и компенсаторов. Особенно сокращаются сварочные работы при креплении кронштейнов и других элементов линии.

Разметка и установка троллейных кронштейнов
Рис. 5. Разметка и установка троллейных кронштейнов на подкрановой балке.
1  —  подкрановая балка; 2  —  шаблон; 3  —  кронштейн.
Рациональная технология монтажа позволяет значительно сократить объем работ, выполняемых на высоте. При этом рабочие места электромонтажников выносят из опасных зон либо на нулевую отметку, либо на площади передвижных подъемных механизмов.

Монтаж блоков шинопроводов
Рис. 6. Монтаж блоков шинопроводов с применением ручных телескопических подъемников.

Например, при прокладке блоков шинопроводов на высоте не более 5 м в стесненных условиях (подвальные помещения машинных залов, преобразовательных подстанций и т. д.) применяют специальные ручные телескопические подъемники грузоподъемностью до 250 кг (рис. 6).
Подъем блоков шинопроводов и установку их на конструкции осуществляют телескопическими системами двух подъемников, управляемых с рабочих мест, расположенных в безопасных условиях.

Аналогично при прокладке кабелей по конструкциям рабочие места переносят с лестниц, вышек на передвижные механизмы, сократив время пребывания работающих в опасных зонах. На рис. 7 показан электропогрузчик с навесной площадкой, с которой осуществляют механизированную укладку кабелей по конструкциям.

Механизированная укладка кабеля

Рис. 7. Механизированная укладка кабеля по конструкциям.
1  —  площадка; 2  —  вилка для укладки кабеля; 3  —  горизонтальные ролики, 4  —  кабелеподъемник; 5  —  направляющие ролики; 6  —  электропогрузчик; 7  —  кабель: 8  —  линейные ролики; 9   —  кабельные конструкции.
Такое же решение принимают при механизированной размотке и прокладке кабеля по эстакадам и опорным конструкциям на высоте до 6 м. На платформе автомобиля (рис. 8) смонтированы приспособления для механизированной подачи кабеля к месту укладки, а рабочие места вынесены с эстакады на монтажную площадку двухосного прицепа. Электромонтажники, находящиеся на этой площадке, с помощью специального приспособления укладывают кабель на конструкции.
Объем работ на высоте можно сократить и за счет заготовки в мастерских узлов различных проводок, например прокладываемых на тросе или на струне.
Механизированная укладка кабеля по конструкциям, установленным на эстакадах
Рис. 8. Механизированная укладка кабеля по конструкциям, установленным на эстакадах.
1  —  поворотная рама; 2  —  электродвигатель для вращения приводных роликов; 3  —  приводные ролики; 4  —  поджимные валики; 5  —  направляющие валики; 6  —  пульт управления; 7  —  кабельные домкраты; 8  —  роликовый транспортер; 9  —  винты; 10 —  стойка транспортера; 11  —  стойки рабочей площадки; 12  —  рабочая площадка; 13  —  ограждение.

 
« Силовые кабели с изоляцией из сшитого полиэтилена   Статические тиристорные компенсаторы »
электрические сети